ОСОБЕННОСТИ Современной
социологии или современного этапа социологии.
Обратимся к выявлению
некоторых особенностей современного этапа социологии. Поскольку его начало мы связываем
с появлением, утверждением и общественным
признанием эмпирической социологии,
то понятно, что ее становление и развитие
является одной из важнейших характеристик
современной социологии. Возникнув и оформившись
в качестве относительно самостоятельного
направления, эмпирическая социология
стала постепенно представлять собой
не менее, а в ряде случаев даже более важную,
чем теоретическая, линию развития социологии.
В течение всего XX в. обе
эти линии - эмпирическая и теоретическая
- идут вровень, пересекаясь, сближаясь,
расходясь, взаимодействуя, стремясь друг
к другу, взаимно отторгаясь и т.д. Возникают
и реализуются многочисленные попытки
соединения теоретической и эмпирической социологии. Одним из таких
наиболее удачных (а может быть, и самым
удачным) построений следует считать теорию
среднего уровня Р. Мертона, на которой
мы остановимся подробнее.
Важная особенность современного этапа состоит в том, что в его ходе
осуществляется процесс глубокой структурной
и содержательной дифференциации социологической
науки. Возникают отдельные направления,
течения, движения, отрасли социологии. Они позволяют
конкретизировать социологическое знание,
приблизить его к "потребителям",
находящимся в самых различных сферах
общественной жизни. Особенно тесно связанной
с "дроблением"социологии оказалась ее прогрессирующая
отраслевая дифференциация.
Наряду с этой особенностью проявляет
себя и другая, противоположная ей и состоящая
в стремлении к интеграции социологического
знания. Интеграция оказывается весьма
широкой и касается не только отдельных
теорий, направлений, парадигм в самой социологии, но и выходит за
ее пределы, приближая эту науку как к
социальным и гуманитарным (философия, история, экономика, право, психология,
педагогика и др.), так и к естественнонаучным
(математика, информатика, биология и др.)
дисциплинам. Не случайно ряд отраслей социологии возникает на стыке именно
с другими науками (экономическая социология,
социология права, историческая социология,
социобиология и т.д.).
Становится более понятной и социальная,
и личностная полезность и ценность социологии. Ее представители
в течение всего XX в. получают позитивные
результаты в своих исследованиях, которые
используются в различных областях и теории,
и практической жизнедеятельности. Это
позволяет говорить о такой особенности современного этапа социологии, как постоянное
и небезуспешное стремление данной науки
занять центральное место в системе социогуманитарного
знания.
Такое стремление обусловлено тем, что
социология на современном этапе ее развития
выступает не только как наука, стало быть,
как определенная система знаний, но и
в качестве определенного способа мышления,
изучения людей и общества, видения мира
в целом и его отдельных систем и подсистем
в частности. Она позволяет анализировать
общество и конкретные социальные процессы
под самыми различными углами зрения,
используя многочисленные срезы связей
и отношений между людьми. Как пишет Э.
Гидденс, "границы социологии предельно широки, простираясь
от анализа столкновений между передвигающимися
по улице людьми до исследования глобальных
социальных процессов". Эта особенность
социологического знания и дает ему основание
занять одно из ведущих мест среди многочисленных
видов знания, в том числе и тех, что продуцируются
социальными и гуманитарными науками.
В рамках этого этапа социология развивается, с
одной стороны, как абстрактная наука,
делая акцент на развитии категорий, понятий,
теорий, гипотез; с другой - она все теснее
сближается с практикой, обслуживая и
удовлетворяя потребности самых различных
общественных структур. В этом смысле
особенностью современного этапа является развитие как фундаментальной,
так и прикладной социологии. Если социология
решает собственно научные задачи, связанные
с развитием теории, то речь идет о ее фундаментальном
уровне; если же выполняются практические
задачи, связанные с получением конкретных
рекомендаций, тогда мы имеем дело с прикладным
уровнем науки.
В XX в. происходит окончательная институционализация социологии, т.е. она превращается
в социальный институт как сформировавшаяся
наука. Социология получает полное и окончательное
признание в обществе и принимается всеми
институтами, организациями и иными структурами
как его важный и неотъемлемый компонент.
Это значит, что: в обществе безоговорочно
утверждается профессия социолога; определяются
самые различные сферы его деятельности;
развивается социологическое образование
как профессиональное, так и непрофессиональное
(существующее как элемент всех основных
видов общего и профессионального образования);
получает распространение академическая
социология (как в высших учебных заведениях,
так и в специализированных научных учреждениях);
крупные ученые-социологи привлекаются
для разработки и экспертизы документов,
имеющих важнейшее общественно-политическое
и народнохозяйственное значение.
Говоря о характеристиках социологии XX в. как современной социологии, нельзя не отметить
ее развитие в рамках плюралистической
науки. Это означает, что в социологии существует много линий, направлений,
школ, теорий и т.д., находящихся в самых
разных отношениях между собой. Более
того, методологический плюрализм в социологии проявляется в том, что она
развивается как мультипарадигмальная
наука. Наличие в ней целого ряда парадигм
свидетельствует о возможности изучения
социального мира и мира человека с самых
разных позиций, подходов и точек зрения.
В то же время вряд ли целесообразно определять
эти парадигмы и их смену как революции
в социологии.