Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:42, курсовая работа
До сих пор лишение свободы остается одним из широко применяемых видов наказания. В УК РФ насчитывается значительное число статей, предусматривающих данный вид наказания. Уголовное наказание, в том числе в виде лишения свободы, как особая форма государственного принуждения призвано обеспечить восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений.
Введение..................................................................................................2
1. Женщины, освобождающиеся из мест лишения свободы,
как объект социальной работы...............................................................4
1.1 Социально-правовой статус лиц, освобождающихся из мест
лишения свободы....................................................................................4
1.2 Социальные проблемы женщин, освобождающихся из
мест лишения свободы............................................................................8
2. Социальная работа с женщинами, освобождающимися из
мест лишения свободы............................................................................14
2.1 Развитие института социальной работы
в пенитенциарной системе......................................................................14
2.2 Психолого-педагогические особенности социальной работы с женщинами, освобождающимися из мест лишения свободы...............17
3. Особенности социальной работы с женщинами, освобождающимися их мест лишения свободы............................................................................21
3.1 Предупреждение дезадаптации женщин, освобождающихся из мест лишения свободы....................................................................................21
3.2 Гуманное отношение и социально-правовое консультирование женщин, освободившимся из мест лишения свободы..........................................22
Заключение..............................................................................................26
Список использованных источников..........................................................28
Микросредовый уровень предупреждения дезадаптации женщин, отбывших наказание в изоляции от общества, предусматривает осуществление конкретных мер, направленных на конкретную социальную группу - женщин, с целью снижения, нейтрализации отрицательных явлений, связанных с отбыванием уголовного наказания в виде лишения свободы. Одной из таких мер является осуществление в более полном объеме принципов дифференциации и индивидуализации наказания женщин.
Рассматривая предупреждение дезадаптации женщин как систему, следует подчеркнуть, что важная роль в ней принадлежит субъектам предупреждения, особенно специализированным. Это государственные, правотворческие и правоохранительные органы, институты социальной работы, общественные организации, деятельность которых профессионально или в порядке выполнения общественных обязанностей направлена непосредственно на борьбу с антиобщественными проявлениями, преступностью.
Необходимо
повышение внимания к проблемам
адаптации женщин, освобождающимся
из мест лишения свободы, тонкая и
высококвалифицированная
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сказать, что нормативно-правовая база для социальной работы в целом сложена полно и эффективно, но реальность говорит о некачественном соответствии теории и практики в социальной помощи и поддержке женщин, освобождающихся из мест лишения свободы. Большую роль в этом играет как нестабильность в политологическом, экономическом русле развития отношений государства и общества, так и слабым финансовым положением социальных служб.
Социальная работа с женщинами, освобождающимися из мест лишения свободы, содержит следующие группы задач: помощь в трудных жизненных обстоятельствах; поддержание женщин как полноправных членов общества согласно существующим нормативным актам; содействие созданию условий для развития личности, как материальных, так и моральных, с помощью государства. Но в современном обществе еще доминируют стереотипы социалистического режима к данной категории лиц, что является травмированием для слабой, дезадаптированной души женщины, освободившейся из мест лишения свободы. Здесь необходимо просвещение населения в необходимости гуманности, заботы и всяческой поддержки оступившихся людей, понимание сущности их проблем и старании их разрешения. Социальная работа с женщинами, попавшим в трудную жизненную ситуацию, которую они самостоятельно не могут преодолеть, должна осуществляться системой социальных служб, специализированных социальных учреждений. Характер, продолжительность, виды, объем социальной помощи в этих учреждениях должен соответствовать индивидуальной ситуации, например, материальная помощь, предоставление временного приюта, консультации, реабилитационные услуги и т.д. В каждом конкретном случае своя особая технология, методы и ресурсы социальной помощи нуждающимся. Поддержание женщин, освобождающихся из мест лишения свободы, как полноценных членов общества может обеспечиваться мероприятиями по социально-психологической реабилитации, переподготовкой и переобучением их более востребованным профессиям, информацией об имеющихся вакансиях, социальных ресурсах, о сущности и технологии планирования семьи, правовой и любой иной помощью в защите их прав. Необходим комплекс мер по разработке научно-обоснованной программы с привлечением специалистов по социальной работе, чтобы новые требования к повышению роли самообеспечения личности, ее адаптации к новой системе были бы эффективными. Ориентация на самостоятельное решение своих личностных проблем, соответствующее правовое воспитание и возможность переквалификации -- это необходимое условие реализации себя как индивида. В общем можно сделать следующее заключение. Современное состояние социальной помощи и поддержки женщин, освобождающихся из мест лишения свободы очень слаба. Переходные условия от старых к новым идеологиям политического режима, нестабильность экономического аспекта России порождает у людей эгоистические наклонности заботы о себе и взаимообщении лишь с теми, от кого в дальнейшем можно ожидать помощи, ведь в стабильность сейчас практически никто не верит.
Это связывается
с большим процентом коррупции
в эшелонах власти, что вытекает
лишь в формальное социально-правовое
и материальное обеспечение слабых
и незащищенных слоев населения,
в том числе самого слабого
и незащищенного - женщин, освобождающихся
из мест лишения свободы. Оставаясь никому
не нужными, они теряют всякую надежду
на заботу со стороны общества, государства
и социальных служб, организаций, объединений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНКОВ
1 Аверьянова Т. В. Криминалистика. Учебник для вузов /Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Российская. -- М.: Издательство НОРМА. - 2000. -- 990 с.
2 Айвазова А. Е. Психологические аспекты зависимости /А.Е. Айвазова. - СПб.: Издательство "Речь", 2003. -- 120с.
3 Волгина Н.А. Социальная политика: Учебник /Под общ. ред. Н.А. Волгина. -- М.: Издательство "Экзамен", 2003. -- 736 с.
4 Глэддинг
С. Г. Психологическое
5 Гуценко
К. Ф. Правоохранительные
6 Захаров
М.Л. Право социального
7 Зайнышева
И.Г. Технология социальной
8 Иванов В.Н. Социальные технологии: Курс лекций /В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1999. - 432 с.
9 Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а так же оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы от 13 января 2006 г. N 2 // Консультант Плюс: Высшая школа - Осень 2007 (CD-ROM).
10 Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов /Ю.А. Клейберг. -- М.: 2001.-160 с.
11 Кроль В. М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов/ В.М. Кроль. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.; Высш. шк., 2003.--325 с.
12 Никитин В.А. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений /Под ред. В.А. Никитина. -- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. -- 272 с.
13 Никитин
В.А. Социальная работа: проблемы
теории и подготовки
14 О
медицинском
15 Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра - М, 2003. - 395 с.
16 Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб, заведений /В.М. Сафронова. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. -- 192 с.
17 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 18 декабря 1996 г. // Консультант Плюс: Высшая школа - Осень 2007 (CD-ROM).
18 Фирсов М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений /М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. - М.: 2002 с. - 192 с.
19 Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений /М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.
20 Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Холостова, д.и.н., проф. Сорвина. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 427 с.
21 Холостова Е.И. Технологии социальной работы.: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 400 с.