Особенности рынка труда в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 10:03, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – показать сущность рынка труда, проблемы его формирования и стабильного функционирования в современных условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части на теоретические вопросы сущности рынка труда, во второй – современное состояние рынка труда в России, и в третьей – приоритетные напрвления его развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

1. Сущность рынка труда, его типология и структура……………………........ 4

1.1. Определение рынка труда……………………………………………….. 4

1.2. Типология и структура рынка труда……………………………………. 5

1.3. Рынок труда и заработная плата………………………………………… 8

2. Современное состояние рынка труда………………………………………… 12

2.1. Социально-экономическое положение и ситуация на рынке труда Российской Федерации в условиях посткризисного развития…………...........12

3. Цели, задачи и приоритетные направления гос. политики по развитию рынка труда и содействию занятости населения на 2011 – 2015 г……….................... 16

3.1.Основные направления действий на рынке труда………………………. 17

3.1.1. Совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда, заятости населения и трудовой миграции…………………….. 18

3.1.2. Легализация занятости……………………………………………... 19

3.1.3 Снижение скрытой безработицы…………………………………... 21

3.1.4. Формировнаие прогноза баланса трудовых ресурсов……………. 22

3.1.5. Повышение качества рабочей силы, формирование кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики………………………. 22

3.1.6. Развитие институтов рынка труда…………………………………. 24

3.1.7. Развитие трудовой мобильности и оптимизации привличения иностранной рабочей силы……………………………………………………… 25

3.1.8. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости граждан, увеличение спроса на рабочую силу…………………………………. 27

Заключение……………………………………………………………………….. 29

Список литературы………………………………………………………………. 30

Работа содержит 1 файл

рынок труда в россии.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

     В целях снижения скрытой безработицы  необходимо:

  • создавать новые высокотехнологичные рабочие места в инновационных отраслях экономики, обеспечивающие повышение уровня производительности труда;
  • обеспечить реализацию комплексных инвестиционных проектов модернизации неэффективных промышленных предприятий и диверсификации экономики моногородов;
  • снижать потери рабочего времени и продукции за счет оптимизации и повышения эффективности управления производством;
  • повышать квалификацию и профессиональный уровень работников и управленческих кадров;
  • содействовать развитию малого и среднего бизнеса, обеспечивающего высокую оборачиваемость рабочих мест и рост производительности труда. 
 

     3.1.4. Формирование прогноза баланса трудовых ресурсов

     В условиях посткризисного социально-экономического развития в связи с реализацией  стратегий социально-экономического развития, федеральных и региональных целевых программ, а также реализацией  инвестиционных проектов особую актуальность приобретает разработка на среднесрочную перспективу прогнозов объемов и профессионально-квалификационной структуры предложения и спроса на рабочую силу.

     Для решения данной задачи необходимо регулярно  разработать прогнозы баланса трудовых ресурсов по субъектам Российской Федерации в разрезе видов экономической деятельности с учетом изменения демографической ситуации и структуры профессионального образования, а также возможностей привлечения и использования иностранной рабочей силы.

     Прогнозный  баланс трудовых ресурсов необходимо строить с учетом основных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, предусматривающих, в том числе создание условий инновационного развития экономики, изменение структуры производства и занятости в пользу высокотехнологичных секторов экономики (авиационной промышленности и двигателестроения, ракетно-космической, судостроительной и радиоэлектронной промышленности, атомного энергопромышленного комплекса, информационно-коммуникационных технологий).

     В целях разработки прогноза баланса  трудовых ресурсов по видам экономической деятельности необходимо:

  • расширить информационную базу прогнозирования, обеспечив реализацию предлагаемой системы мониторинга рынка труда;
  • разработать прогностическую модель, позволяющую имитировать различные варианты прогноза баланса трудовых ресурсов при изменении факторов социально-экономических развития (автоматизация процессов моделирования);
  • разработать методику прогноза баланса трудовых ресурсов по отраслям экономики, определив органы и организации, участвующие в разработке прогноза и их полномочия;
  • определить, в целях повышения качества и достоверности информации, используемой при разработке баланса трудовых ресурсов, источники информации и органы и организации, ответственные за ее предоставление.
 

     3.1.5. Повышение качества рабочей силы, формирование кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики

     Для современной экономики важное значение имеет воспроизводство кадрового  потенциала общества, определяющего качественный состав рабочей силы. В условиях перехода экономики на инновационный путь развития качество рабочей силы является определяющим фактором, обеспечивающим успех перестройки экономики.

     В этой связи, основными задачами, которые  должны быть решены в среднесрочной перспективе, являются создание условий для повышения качества рабочей силы, предлагаемой на внутреннем рынке, до мировых стандартов, а также приведение количественного показателя и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы в соответствие с потребностями формирующейся инновационной экономики.

     В целях повышения качества рабочей  силы, формирования кадров для обеспечения  потребностей инновационной экономики  необходимо:

  • продолжить реформирование системы профессионального образования всех уровней, в том числе:
  • продолжить разработку интегрированных программ  подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров в ведущих российских ВУЗах, прежде всего, федерального уровня, которым установлена категория «национальный исследовательский университет», по смежным (родственным) профессиям и специальностям;
  • развивать многопрофильное обучение в ведущих российских ВУЗах, прежде всего, в федеральных университетах и университетах, которым установлена категория «национальный исследовательский университет»;

     совершенствовать  национальную систему квалификаций, в том числе:

  • продолжить разработку квалификационных требований к уровню подготовки специалистов соответствующему требованиям рынка труда;
  • продолжить разработку профессиональных стандартов для высокотехнологичных секторов экономики, обеспечив их корреляцию с федеральными государственными образовательными стандартами;
  • создать систему оценки профессиональных качеств работников на основе оценки их компетентности уровня квалификации;
  • осуществлять меры по модернизации квалификационных характеристик;
  • продолжить формирование системы признания и оценки результатов профессионального образования и обучения; 
    • продолжить работу по корректировке объемов, профилей (направлений) и уровней подготовки рабочих кадров и специалистов для обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест кадрами необходимой квалификации;
    • проводить информационно-пропагандистские кампании по повышению престижа рабочих профессий и профессионального мастерства с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий;
    • развивать профессиональную мобильность рабочей силы на основе системы внутрифирменного повышения квалификации и непрерывного профессионального обучения, а также системы профессионального обучения безработных граждан;
    • расширять частно-государственное партнерство в сфере профессиональной подготовки кадров, в том числе:
  • обеспечить участие работодателей в разработке отраслевых и межотраслевых программ подготовки специалистов, а также в проведении добровольной сертификации организаций и конкурсных мероприятиях по результатам развития кадрового потенциала организаций;
  • расширить практику трудоустройства молодых специалистов на основе формирования учреждениями профессионального образования долгосрочных договорных отношений с работодателями, выстраивающими партнерские отношения с учреждений профессионального образования с учетом профильных производств, развития системы производственных практик и стажировок студентов на базе соответствующих организаций.
 

     3.1.6. Развитие институтов рынка труда

     Институты рынка труда имеют важнейшее  значение как для распределения  трудовых ресурсов, так и для их эффективного использования и профессионального  обучения.

     Преодоление диспропорций в сфере занятости и системе социально-трудовых отношений возможно при условии совершенствования институтов рынка труда. Рынок труда в большей степени, чем другие рынки, зависит от регулирующего воздействия иституциональных структур (системы трудового законодательства, социально-экономических программ, органов государственной службы занятости населения и кадровых агентств, профессиональных союзов, объединений работодателей и др.) Вместе с тем, эффективность функционирования институтов рынка труда является индикатором уровня экономического развития страны.

     Одним из главных направлений развития институтов рынка труда является создание конкурентной среды на рынке  оказания услуг по подбору работы для граждан и персонала для  работодателей. В этих целях необходимо:

  • развивать государственно-частное партнерство в сфере оказания услуг на рынке труда, создавать условия для развития негосударственных агентств занятости;
  • повышать качество предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения;
  • разрабатывать новые направления активной политики занятости населения на основе ее адресности;
  • совершенствовать механизмы защиты от безработицы на основе внедрения принципов добровольного страхования на случай потери работы;
  • развивать доступность информационных ресурсов в сфере занятости населения;
  • развивать систему информирования населения о возможности трудоустройства в различных регионах Российской Федерации (прежде всего, в рамках крупных инвестиционных проектов, приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ).
 

     3.1.7. Развитие трудовой мобильности и оптимизация привлечения иностранной рабочей силы

     Развитие  трудовой мобильности является актуальным направлением совершенствования рынка труда, которое позволит повысить эффективность использования трудовых ресурсов, уменьшить структурную безработицу и снизить ее продолжительность в трудоизбыточных регионах и населенных пунктах с моноэкономической структурой экономики.

     Выработка и реализация обоснованной государственной политики в области трудовой мобильности является эффективным инструментом, позволяющим регулировать потоки переезжающих и стимулировать переезд граждан в территории, испытывающие недостаток трудовых ресурсов, обеспечить приток населения в приграничные и стратегически важные для России территории (регионы Сибири и Дальнего Востока, а также территории, характеризующиеся сокращением численности населения, в том числе русскоязычного населения трудоспособного возраста), создать условия для трудоустройства российских безработных граждан в регионах с высокой потребностью в иностранных работниках, а также в территориях, на которых реализуются инвестиционные проекты.

     Отсутствие  на рынке труда субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, вакансий по имеющейся профессии (специальности) не должно препятствовать гражданину в реализации его права на труд, на достойную оплату труда.

     Длительная  безработица, в свою очередь, приводит к снижению мотивации к труду  и самореализации и, как следствие, растет социальная напряженность в отдельных местностях.

     В целях развития трудовой мобильности  необходимо:

  • совершенствовать механизм оказания государственной поддержки безработным гражданам, желающим переехать с целью трудоустройства в другую местность, на основе:
  • принципа дифференцированной государственной поддержки в зависимости от территории вселения. При этом наиболее значительный размер государственной поддержки предлагается устанавливать в стратегически важных, приграничных регионах Российской Федерации и регионах, испытывающих наибольшую потребность в трудовых ресурсах;
  • установления единого механизма финансирования расходов безработных граждан в связи с направлением их на работу или профессиональное обучение в другую местность за счет средств, предусмотренных в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения;
    • создавать условия, стимулирующие безработных граждан к переезду или переселению в другую местность для работы на основе:
    • адресности государственной поддержки безработных граждан, желающих переехать с целью трудоустройства в другой регион;
    • разграничения видов расходов, подлежащих финансированию, при переезде безработных граждан, переселении безработных граждан и членов их семей для работы в другой местности или при направлении органами службы занятости безработных граждан на профессиональное обучение в другой местности;
    • увеличения размера финансовой поддержки, в том числе за счет выплаты единовременного денежного пособия.

     Вместе  с тем, в условиях  сохранения  структурной безработицы на рынке  труда при одновременном нарастании спроса на рабочую силу остается актуальным привлечение и использование  иностранных работников с учетом перспективных потребностей экономики страны в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетного использования национальных кадров.

     Для регулирования процессов привлечения  иностранной рабочей силы необходимо:

  • обеспечить дифференцированный подход к привлечению иностранных работников в зависимости от профессии (специальности), квалификации;
  • совершенствовать механизм определения потребности в привлечении иностранной рабочей силы с целью более оперативного определения вакантных рабочих мест, которые не могут быть заняты российскими гражданами;
  • совершенствовать механизм выдачи разрешений и расширить перечень профессий (специальностей, должностей), на которые не распространяются квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;
  • сформировать в обществе толерантное отношение к трудовым мигрантам, создать систему адаптации мигрантов, обеспечить эффективный контроль за соблюдением законодательства в отношении трудовых мигрантов;
  • создавать условия, стимулирующие возвращение в Российскую Федерацию квалифицированных российских специалистов, выехавших из страны в связи с поиском престижной работы.
 

     3.1.8. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, увеличение спроса на рабочую силу.

     Малое предпринимательство оказывает  существенное влияние на развитие национального  хозяйства, гибкость и мобильность  экономики, является важным фактором решения  экономических, социальных задач, а  также развития занятости населения.

     Развитие  малого предпринимательства является, в том числе, обязательным условием решения следующих задач:

  • формирования конкурентных, цивилизованных рыночных отношений;
  • содействия структурной перестройке экономики;
  • создания дополнительных рабочих мест, сокращения уровня безработицы;
  • вовлечения в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

Информация о работе Особенности рынка труда в современной России