Особенности развития социальной помощи в первые годы советской власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:11, доклад

Описание работы

Актуальность данной темы: Данная работа рассматривает тяжелый период в истории, но это только способствовало развитию государственной системы социальной помощи нуждающимся.
Цели данной работы:
1) Рассмотреть первые мероприятия Советского правительства по созданию новой системы социальной помощи
2) Рассмотреть направления социальной помощи Советского правительства во время Гражданской войны(1918-1920гг.) и после нее
3) Рассмотреть призрение детей в первые годы Советской Власти

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………...3
2. Первые мероприятия Советского правительства по созданию новой системы социальной помощи…………………………………………..4
3. Направления социальной помощи Советского правительства во время Гражданской войны(1918-1920гг.) и после нее………………..7
4. Призрение детей в первые годы Советской Власти…………………….8
5. Заключение………………………………………………………………...9
6. Список используемой литературы………………………………………10

Работа содержит 1 файл

Особенности развития социальной помощи в первые годы советской власти.docx

— 28.24 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Челябинский  государственный университет»

Экономический факультет

Кафедра «Социальная работа» 
 
 
 
 

Реферат

Особенности развития социальной помощи в первые годы советской власти 
 
 
 
 

                                                                   Выполнила: студентка гр. ЭС-101                 

                                                                                         Борисова  Д.А.

                                                                   Проверила: Усманова О.Д. 
 
 
 

Челябинск, 2011

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………...3
  2. Первые мероприятия Советского правительства по созданию новой системы социальной помощи…………………………………………..4
  3. Направления социальной помощи Советского правительства во время Гражданской войны(1918-1920гг.) и после нее………………..7
  4. Призрение детей в первые годы Советской Власти…………………….8
  5. Заключение………………………………………………………………...9
  6. Список используемой литературы………………………………………10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2

  1. Введение

История зарождения элементов социальной защиты своими корнями уходит в глубокую древность. Интеллектуальное развитие цивилизации, так или иначе, сопровождалось развитием социально-экономических отношений. Таким образом, истоки социальной работы следует искать еще в древности, когда только зарождались предпосылки для развития социальной работы.

Изучение исторических фактов и явлений необходимо для  того, чтобы перенести многие формы  и приемы помощи из прошлого в настоящее  время. В наше время, когда российское общество переживает период не только финансового, но и духовного кризиса, проблема сохранения культурного наследия во всех его проявлениях стоит  особо остро. В начале XX века тема государственного призрения и его соотношения с частной благотворительностью получает новый импульс. Это связано не только с историческими событиями того времени, но и с внутренними противоречиями в деле общественного призрения.

Актуальность  данной темы: Данная работа рассматривает тяжелый период в истории, но это только способствовало развитию государственной системы социальной помощи нуждающимся.

Цели  данной работы:

  1. Рассмотреть первые мероприятия Советского правительства по созданию новой системы социальной помощи
  2. Рассмотреть направления социальной помощи Советского правительства во время Гражданской войны(1918-1920гг.) и после нее
  3. Рассмотреть призрение детей в первые годы Советской Власти
 
 
 
 
 
 

3

  1. Первые мероприятия Советского правительства по созданию новой системы социальной помощи

Октябрьская революция  внесла решительные изменения во всю традиционную структуру, практически уничтожив ее общественное и частное содержание и заменив их государственной системой социального обеспечения. После Октябрьской революции социальная помощь и социальная защита населения становится исключительно государственным делом. Главная черта социальной политики советского государства – ее всеобщность, предполагающая охват интересов и потребностей всех слоев населения. Государство стремится установить жесткий контроль за поведением отдельного гражданина, использовать социальную политику в качестве инструмента как экономического, так и идеологического давления. Благотворительная деятельность в тот период оценивалась как «одно из средств буржуазии маскировать свой паразитизм и свою эксплуататорскую сущность посредствам лицемерной, унизительной «помощи бедным» в целях отвлечения от классовой борьбы»98. Все благотворительные организации, общественные и частные были переданы Советскому государству, все благотворительные заведения были преобразованы в государственные или закрыты. И молодая власть рьяно взялась за дело. Уже 13 ноября 1917 г., на шестой день своего существования, Совет Народных Комиссаров включил в число первых мероприятий и декретов Советской власти официальное правительственное сообщение "О социальном страховании". В группу первого декрета входят: "Положение о страховании на случай безработицы", "Положение о страховании на случай болезни", "Положение о Страховом Совете", "Положение о страховом присутствии". Народный комиссариат государственного призрения (НКГП) проводит политику упразднения существующих органов помощи с перераспределением средств и имущества на нужды, определяемые новыми государственными потребностями. Так, 19 ноября 1917 г. упразднены благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам, 1 декабря 1917 г. — Совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии, 12 января 1918 г. — Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества, 22 января 1918 г. упразднен Алексеевский Комитет, а 24 января 1918 г.— Александровский Комитет о раненых и т. д. Все благотворительные организации, общественные и частные, в том числе больницы, были переданы Советскому государству, учебные заведения преобразованы в государственные или закрыты, богадельни расформированы. Так, например, Солдатенковская

4

бесплатная больница, построенная в 1910-1913 годах (790 кроватей), превратилась в Больницу им. С.П. Боткина, а Дом призрения им. Боевых - в общежитие для студентов Московского университета. Из благотворительных обществ было сохранено Российское общество Красного Креста (РОКК), старейшее в системе таких обществ в мире. Оно было преобразовано и подчинено государству. В таком виде оно утратило свои важнейшие функции, в том числе помощь военнопленным во время войны. Вместе с тем в 1922 году была создана коммунистическая Международная организация помощи борцам революции (МОПР), ставившая одной из своих целей оказание «моральной и материальной помощи» жертвам «фашизма, реакции и белого террора». Вместо упраздненных ведомств в НКГП учреждались отделы, которые курировали в той или иной степени проблемы социальной помощи данной категории нуждающихся. Например, 25 января 1918 г. создается отдел призрения несовершеннолетних, еще раньше открывается отдел по охране материнства и детства и т. д. Помимо отделов при НКГП, других исполнительных и административных организациях учреждаются самостоятельные исполнительные комитеты, функция которых — помощь и поддержка определенной категории нуждающихся. Однако целенаправленная государственная поддержка нуждающихся как средство проведения государственной социальной политики активно начинает осуществляться с апреля 1918 г., когда образуется наркомат социального обеспечения (НКСО). Государственный орган определил новую стратегию социальной помощи, исходя из задач строительства социалистического общества. С введением новой государственной политики в области социальной помощи начинает оформляться классовый подход в предоставлении различных видов помощи. Согласно положению 98 Словарь иностранных слов. М. 1954, - 733-734с. о социальном обеспечении трудящихся, право на получение помощи со стороны государства имели лица, «источниками существования которых является собственный труд, без эксплуатации чужого». Новое законодательство устанавливало основные виды социального обеспечения, на которые могло рассчитывать трудовое население: врачебная помощь, выдача пособий и пенсий (по старости, в связи с потерей трудоспособности, беременным и роженицам). Источниками финансирования социального обеспечения являлись взносы предприятий, учреждений и других работодателей. Трудящиеся от каких-либо взносов освобождались. Несколько позднее Положение от 31 октября 1918 г. было дополнено правительственным постановлением, согласно которому все

5 

предприятия и  учреждения, кроме частных работодателей, освобождались от уплаты страховых взносов. Расходы по социальному обеспечению государство полностью брало на себя. К концу июня 1918 Наркомат Социального Обеспечения разделялся на следующие отделы: «Отдел Охраны Материнства и Младенчества», в ведении которого находились родовспомогательные учреждения, убежища для матерей с детьми в послеродовой период, консультации по уходу и кормлению детей и тому подобное; «Отдел Детских Домов»; «Отдел по обеспечению несовершеннолетних», обвиняемых в общественно-опасных деяниях (Отдел дефектных детей); «Медицинский отдел», ведающий санаториями и лечебными учреждениями для широких масс населения; «Отдел пенсий и пособий и обеспечения инвалидов, вдов и стариков», причем на этот же отдел возложено оказание помощи революционным борцам, амнистированным, политическим и возвращающимся эмигрантам; «Подотдел пайка», ведающий выдачей продовольственных пайков семьям пострадавшим на войне; «Отдел увечных воинов», в круг ведения которого входило долечивание, снабжение протезами, трудовая и профессиональная помощь, убежища для военно-увечных и их пенсионирование. Однако обеспечением социальной защитой населения продолжали заниматься и другия коммиссариаты, четкое разграничение обязанностей произошло только в 1920 году. 
 
 
 
 
 
 
 
 

6

  1. Направления социальной помощи Советского правительства во время Гражданской войны(1918-1920гг.) и после нее

В обстановке гражданской  войны Советское государство  закономерно уделяло особое внимание социальному обеспечению красноармейцев и красногвардейцев и членов их семей. Уже 7 августа 1918 г. Совнарком издал  декрет "О пенсионном обеспечении  солдат Рабоче-крестьянской красной  Армии и их семейств...". Через  полгода действие этого декрета  было распространено на моряков Военно-Морского Флота, военнослужащих пограничной  охраны, продовольственных отрядов, железнодорожной охраны, на все категории  солдат и матросов прежней армии  и флота.

Важной вехой  в организации социального обеспечения  стало принятие СНК 31 октября 1918 г. "Положения  о социальном обеспечении трудящихся". "Обеспечению подлежат все без  исключения лица, — подчеркивалось в Положении, — источниками существования которых является только собственный труда, без эксплуатации чужого".

По положению  от 31 октября 1918 г. социальное обеспечение  гарантировалось во всех случаях  временной и постоянной утраты трудоспособности или по причине безработицы. Оно  предоставлялось в таких формах, как пенсии при постоянной утрате трудоспособности, пособие в случае временной нетрудоспособности, пособия  по беременности, лечебная помощь, пенсии в связи со смертью кормильца. Источниками финансирования социального  обеспечения являлись взносы предприятий, учреждений и других работодателей. Трудящиеся от каких-либо взносов освобождались. Несколько позднее Положение  от 31 октября 1918 г. было дополнено правительственным  постановлением, согласно которому все  предприятия и учреждения, кроме  частных работодателей, освобождались  от уплаты страховых взносов. Расходы  по социальному обеспечению государство  полностью брало на себя. 28 апреля 1919 г. законодательство о социальном обеспечении дополняется Положением "О социальном обеспечении инвалидов-красноармейцев и их семейств".

В результате мероприятий  правительства по организации государственной  системы социального обеспечения  в течение 1918—1920 гг. значительно  увеличилось количество пенсионеров  и семейств красноармейцев, которые пользовались пособиями. Если в 1918 г. получали государственные пенсии 105 тыс. человек, в 1919 г. — 232 тыс., то в 1920 г. 285 число пенсионеров в РСФСР составляло 1 млн. человек, в том числе 75% приходилось на бывших военнослужащих. В это же время действовало 1800 учреждений для инвалидов, в которых содержалось 166 тыс. человек.

7

 

  1. Призрение детей в первые годы Советской Власти

Из всех воспитательных учреждений, создаваемых в эти  годы, главной формой призрения детей-сирот  являлись детские дома. Чаще всего  они были смешанными, так как в  них воспитывались малыши-дошкольники  и ребята школьного возраста. Созданные  в первые годы Советской власти дома размещались в хороших особняках, с большими наделами земли, с садами и огородами. В них существовали швейные, столярные, сапожные и переплетные мастерские. В детских домах были хор и духовой оркестр, клуб и библиотека.

Начала реализовываться  возникшая еще в конце 19 века идея о том, что социальное обеспечение  детей должно быть всецело передано в ведение государства.

Первый этап становления новой системы социального  обеспечения детей приходился на годы гражданской войны «1918-1920», когда главной проблемой стала  массовая беспризорность детей. Уже  в декабре 1918 года был издан декрет СНК о комиссиях  для  несовершеннолетних,  которые  руководили разработкой  и осуществлением конкретных мер  в отношении беспризорных, т. е. государство отказывалось от репрессивных мер в отношении детей. Данный период  характеризовался  значительной организованной неразберихой: создавались новые ведомства, упразднялись старые. Ежедневно возникала масса различных идей о способах и формах обучения и воспитания детей, - за 1918 год было издано много различных инструкций и программ обучения и воспитания детей; чем за предшествующие сто лет. В феврале 1919 г. на первом Всероссийском съезде по охране детства, обсуждались вопросы содержания воспитательной работы нового коммунистического поколения. Чтобы как-то упорядочить работу по социальному обеспечению детей, в феврале 1919 года был создан Совет защиты детей, который работал при НАРКОМПРОСЕ и включал представителей наркоматов просвещения, труда, продовольствия, здравоохранения и социального обеспечения. Совет координировал усилия входивших в него ведомств по реализации декретов советской власти о бесплатном детском питании, и снабжении детей предметами первой необходимости. Совет также решал проблемы, связанные с охраной детей от эксплуатации, плохого обращения, беспризорности.

По статистике того времени в сеть детских учреждений для осиротевших и беспризорных детей входило 1724 учреждения, где  на государственном обеспечении  находилось 124 тыс. детей.  

8

Информация о работе Особенности развития социальной помощи в первые годы советской власти