Особенности прикладной социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:12, реферат

Описание работы

Место прикладной социологии в системе обществоведения еще не совсем осознано и не определено. Чаще всего ее отождествляют с проведением эмпирических или конкретных социологических исследований: полагают, что прикладная социология — это наука, изучающая конкретные общественные процессы, системы, институты, социальные структуры, организации и их компоненты. При таком подходе прикладная социология выглядит как совокупность или отраслевых социологии, или проводимых в их рамках эмпирических социологических исследований, ставящих задачу эмпирического обоснования научного вывода, и лишь на заключительной стадии — разработку практических рекомендаций, преследующих внешние по отношению к социологии цели.

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

    В круг методологических проблем, составляющих предмет прикладной социологии, необходимо включить также вопросы разработки исследовательских методик и процедур. Это прежде всего проблема превращения фундаментальных методологических принципов в те или иные прикладные формы, приспособленные для решения частных методологических задач, возникающих в процессе прикладного исследования. В этой области в общем и целом возникают те же вопросы, которые были поставлены при анализе перехода от фундаментального к прикладному. В частности, иногда метод той или иной социальной науки полностью сводится к общесоциологическому методу. Так, остается нерешенным вопрос об особенном методе политической экономии, о том, в каком обличье, в каких модифицированных формах используется общая социологическая теория при анализе специфики производственных отношений общества, или что является типичным в совокупности общих и особенных требований диалектики применительно к познанию экономических форм общества.

    Конкретные  методы социальных исследований обычно складываются внутри предметной области той или иной науки и служат ее инструментами. Из общих моментов разных наук вырастают общенаучные методы. Они хотя и являются предметом философского изучения (когда речь идет о связи различных методов, о принципах их применения), не могут быть полностью отнесены к предметной области философской методологии. В своем большинстве такого рода научные методы составляют принадлежность соответствующих наук и развиваются в их рамках. Но вместе с тем они могут стать объектом изучения со стороны традиционных философских наук, например логики.

    Особенности и способы использования ряда общенаучных и специфических научных методов в социологических исследованиях, т. е. определенные варианты общенаучных методов присущие только социальным исследованиям, должны быть обязательным предметом анализа. Подобно тому, как понятие «социологическое исследование» служит общим именем определенных исследований в области общественных наук, так и категория «методы социологического исследования» может рассматриваться как общее название используемых в прикладных социальных исследованиях методов, т. е. не как особые методы наряду с методами, применяемыми в экономических, юридических, социально-психологических и других подобных исследованиях, а как общие для этих исследований методы или как их общие свойства.

    Несомненно, модифицированные формы фундаментальных  методологических принципов, а также специально-научные и общенаучные методы необходимы. Но все же основным методологическим требованием в этой области остается их подчиненность исходным методологическим основаниям. Это важно подчеркнуть, ибо в настоящее время главной опасностью для методологии прикладных социологических исследований является абсолютизация частных методов, процедурных инструментов. Нередко, особенно в зарубежной эмпирической социологии, вместо фундаментальной методологии предлагаются обычные методические приемы и процедуры. Так, функции общей методологии, с которыми связывается представление о системе и ее целостности, сводятся лишь к указанию на узость или широту выбранной для исследования проблемы. Ни о каком ее приложении к данному вопросу обычно не говорится, ибо отрицается сколько-нибудь значимая роль фундаментальной социологической теории в эмпирическом исследовании. Не может быть отнесено к серьезным, собственно методологическим проблемам социологии и выяснение содержания используемых терминов и понятий, которое западные авторы превращают чуть ли ни в центральную проблему методологии.

      К методологическим проблемам те же западные авторы относят объяснение техники исследования, выбор процедур исследования и другие подобные чисто методические приемы, которые вроде бы должны характеризовать лишь процесс работы социолога, а не отношение научных принципов к изучаемой социальной действительности. Методология, отождествленная с правилами и процедурами, теряет свои специфические функции методологии и, по существу, превращается в совокупность процедур и приемов, в технику исследования, т. е. методика становится методологией. В таком виде она не годится для использования при проведении прикладного социологического исследования.

    Сказанное, однако, не означает, что функции  общей методологии не должны реализовываться в методиках и процедурах прикладного социологического исследования. Научное понимание значимости методологии предполагает серьезный анализ ее связи с прикладными методическими приемами. Их самостоятельность и подчиненность не только требованиям фундаментальной науки, но и своим собственным, особым функциям и правилам не должны ставиться под сомнение. Наоборот, их специфические особенности должны всемерно учитываться при исследовании конкретных социальных явлений.

    Другую  важную предметную особенность прикладной социологии образуют вопросы превращения прикладных разработок в формы и средства непосредственной практической социальной деятельности. Речь идет о непосредственном обслуживании социологией практики путем разработки ее методов и внедрения прикладных результатов в социальную жизнь. В определенной мере можно провести аналогию с технологическими науками; как теоретическое естествознание в них находит свое продолжение, так и фундаментальная социология должна быть дополнена системой прикладных наук, обеспечивающих ее непосредственный выход к общественной практике. К таким наукам могут быть отнесены социальное прогнозирование, социальное проектирование и программирование, социальное управление и планирование и т. п. Их теоретические предпосылки заложены в фундаментальной социологии, в ее теориях и методологии. В качестве же прикладных наук они имеют дело с разработкой методов практической социальной деятельности, призваны ее сопровождать и обслуживать, в частности прогнозировать результаты наличной деятельности и будущих социальных действий, разрабатывать проекты возможных социальных результатов и программы их достижения, планы социального развития и т. д. Они, в известном смысле, образуют «праксиологию», но не как особую общую науку о практике, а как прикладное звено общественных наук.

    Поскольку практика предстает формой объективного общественного процесса, постольку социальное научное познание, будучи ее отражением, составляет науку и о практике. С этой точки зрения не может быть двух наук о социальной практике. Вместе с тем научная социальная теория и ее методология в приложении к практике выглядят иначе, чем в форме инструментов познавательной деятельности. Вопрос, следовательно, сводится к тому, чтобы исследовать практические формы теории, т.е. формы, в которых она выступает в роли руководства к действию, а также метода самой практики.

    Знание  методов социальной практики нужно, прежде всего, для «социальной инженерной деятельности», «социальной технологии»  в широком ее смысле. Вопрос ставится не о заимствовании методов «социальной  инженерии», принципов «инструментализма», «праксиса» или «социальной кибернетики», а о разработке средств и инструментов прикладной социологии. Прикладник-социолог — это не только исследователь, работающий в «академическом стиле» в заводских социологических лабораториях. Это «строитель» социального мира, участвующий в разработке и реализации новых социальных проектов, в изменении существующих и внедрении новых общественных отношений. Это специалист по социальным нововведениям, разрабатывающий социальные программы, планы, контролирующий их выполнение. 
 

    Список  использованной литературы

    :

  1. Давыдов А.А., Давыдова Е.В. Измерение искренности респондента. — М., 1992.
  2. Давыдов А.А. Респондент как источник информации. — М., 1993.
  3. Заславская Т.И., Рывкина Р.Ф. Социология экономической жизни. — Н., 1991.
  4. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. — М., 1969.
  5. История социологии в Западной Европе и США / Учебник для вузов (Отв. Ред. Академик РАН Г.В.Осипов). — М., 1999.
  6. Кареев Н.И. Основы русской социологии. — СПб, 1996.
  7. Как провести социологическое исследование. (Под ред. М.К. Горшкова) — М., 1990.
  8. Лекции по методике конкретных социальных исследований. — М.: МГУ, 1972.
  9. Логика социологического исследования. — М., 1987.
  10. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Ч. 1-2. — М., 1990.
  11. Методика использования анализа документов в социологическом исследовании. — М., 1989.
  12. Методика и техника статистической обработки первичной социологической информации. — М., 1968.
  13. Михайлов Н.И., Кравченко Ю.А. Основы социологических знаний. — М., 1991.
  14. Морено Дж. Социология, экспериментальный метод и наука об обществе. — М., 1958.
  15. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. — М., 1978.
  16. Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. — Л., 1989.
  17. Осипов Г.В. Социология и социализм. — М., 1990.
  18. Практикум по прикладной социологии. — М., 1987.
  19. Проблема контент-анализа в социологии. — Н., 1970.
  20. Процесс социального исследования. — М., 1975.
  21. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. — М., 1972.
  22. Рабочая книга социолога. — М., 1983.

Информация о работе Особенности прикладной социологии