Особенности научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:42, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть особенности научного познания. Для достижения поставленной цели, будут решены следующие задачи:
Рассмотреть общие, особенные и частные методы научного познания;
Рассмотреть предмет и принципы научного познания.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 45.46 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Р.Ф.

Федеральное агентство по образованию.

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования.

Алтайский государственный университет им. И.И. Ползунова. 
 
 

                                         Реферат по Антропологии.                                                            

                       Тема: Особенности научного познания. 
 
 
 
 
 
 
 

                     Выполнил: Аниськин                                         

                                                                                 Василий Васильевич.

                                                                            Гр. КСР-01   

                  364598256 № студенческого.     Проверил: Золотова Н.Д. 

                 Введение

   Наука явилась главной причиной столь  бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную  для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.

   Все это  убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания –  наука  в наши дни становиться  все более и более значимой и существенной частью реальности.

   Однако  наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов  и императивов познания. Именно правильно  выбранный  метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать  глубинную связь явлений, вскрывать  их сущность, открывать законы и  закономерности. Количество методов, которые  разрабатывает наука для познания действительности, постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования.

   Цель данной работы – рассмотреть особенности научного познания. Для достижения поставленной цели, будут решены следующие задачи:

  • Рассмотреть общие, особенные и частные методы научного познания;
  • Рассмотреть предмет и принципы научного познания.

 

   Научное познание и его  особенности.

   Познание  — это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. «Познание – это, обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и совершенствование.»

         Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых  можно выделить два основных. Первый (генетически исходный) — материально-технический — производство средств к жизни, труд, практика. Второй — духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта — лишь одно из многих других. В свою очередь процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более дифференцируется и воплощается в различных своих формах.

         Каждой  форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии  и т.д. соответствуют специфические формы познания. Обычно выделяют следующие из них: обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное. Последние, хотя и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них имеет свою специфику.

         Не  будем останавливаться на рассмотрении каждой из форм познания. Предметом  нашего исследования является научное  познание. В связи с этим целесообразно  рассмотреть особенности лишь последнего.

   Основными  особенностями  научного познания являются:

    1. Основная  задача научного знания — обнаружение  объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций. «Сущность научного познания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений и событий». Научное познание стремиться вскрыть необходимые, объективные связи, которые фиксируются в качестве объективных законов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.

   2. Непосредственная  цель и высшая ценность научного  познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными  средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного познания — объективность, устранение по возможности субъективистских моментов во многих случаях для реализации «чистоты» рассмотрения своего предмета. Ещё Эйнштейн писал: «То, что мы называем наукой, имеет своей исключительной задачей твердо установить то, что есть». Её задача – дать истинное отражение процессов, объективную картину того, что есть. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического отношения к действительности, исключающего косность, догматизм, апологетику.

   3. Наука  в большей мере, чем другие  формы познания ориентирована  на то, чтобы быть воплощенной  в практике, быть «руководством  к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать»— не только в настоящем, но и в будущем. Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Именно предвидение дает возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное знание открывает возможность не только предвидения будущего, но и сознательного его формирования. «Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально, как возможные объекты ее будущего освоения), и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляет одну из важнейших особенностей научного познания. Эта особенность отличает его от других форм познавательной деятельности человека».

   Существенной  особенностью современной науки  является то, что она стала такой  силой, которая предопределяет практику. Из дочери производства наука превращается в его мать. Многие современные  производственные процессы родились в  научных лабораториях. Таким образом, современная наука не только обслуживает  запросы производства, но и все  чаще выступает в качестве предпосылки  технической революции. Великие  открытия за последние десятилетия в ведущих областях знания привели к научно-технической революции, охватившей все элементы процесса производства: всесторонняя автоматизация и механизация, освоение новых видов энергии, сырья и материалов, проникновение в микромир и в космос. В итоге сложились предпосылки для гигантского развития производительных сил общества.

   4. Научное  познание в гносеологическом  плане есть сложный противоречивый  процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся  систему понятий, теорий, гипотез,  законов и других идеальных  форм, закрепленных в языке — естественном или — что более характерно — искусственном (математическая символика, химические формулы и  т.п.). Научное знание не просто фиксирует свои элементы, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и эволюционные, спокойные периоды, на протяжении которых знания углубляются и детализируются.  Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель научности.

   5. В  процессе научного познания применяются  такие специфические материальные  средства как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, гипотетико-дедуктивный и другие общенаучные приемы и методы.

   6. Научному  познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

   В современной  методологии выделяют различные  уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость,воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.

  Методы научного  познания.

  Понятие метода  и методологии.  Классификация методов  научного познания.

  Понятие метод (от греческого слова «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

  Метод вооружает  человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может  достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

  «Таким  образом, метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода — регулирование познавательной и иных форм деятельности»1.

  Учение  о методе начало развиваться еще  в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Так, видный философ XVII в. Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. А другой известный ученый и философ этого же периода Р. Декарт изложил свое понимание метода следующим образом: «Под методом, — писал он, — я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых... без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно».

  Существует  целая область знания, которая  специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией. Методология дословно означает «учение о методах» (ибо происходит этот термин от двух греческих слов: «методос» — метод и «логос» — учение). Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

  Методы  научного познания принято подразделять по степени их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования.

  Всеобщих  методов в истории познания известно два: диалетический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.

Информация о работе Особенности научного познания