Особенности конфликтного поведения людей в переходный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:04, реферат

Описание работы

Такое поведение и отношение к тому, что подростка окружает, усиливается, а в некоторых случаях и обостряется рядом психофизиологических причин, обусловленных возрастными изменениями. В связи с неравномерностью роста и развития у подростков наступают временная дисгармония в координации движений, определенная неуклюжесть, угловатость, которые со временем проходят. Но резкие изменения параметров тела вызывают у них определенный психологический дискомфорт, который подростки пытаются скрыть, замыкаясь в себе, комплексуя или, наоборот, пытаясь вести себя развязно, вызывающе, не всегда адекватно той ситуации, в которой они оказываются.

Работа содержит 1 файл

Особенности конфликтного поведения людей в переходный период.docx

— 30.96 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра    экономической социологии

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: Социология

на тему: Особенности конфликтного поведения  людей в переходный период

 

 

Студент                                                                                   К.В. Комяк

ФФБД, 1-ый курс, ДФС-1

 

 

Проверила

Преподаватель                                                                        Л.И. Подгайская

 

 

МИНСК 2012

                                                      

Особенности конфликтного поведения  людей в переходный период

 

Подростковый  возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объём деятельности ребенка, меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И всё это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический. Этот период, словно второе рождение, иное восприятие окружающего мира, отношение к людям, требования, запросы, интересы всё иное. Отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими, противоречивость в действиях и поступках, которые воспринимаются взрослыми как аномалия, отклонение от общественных правил. Эти противоречия в духовном развитии подростка, являются вполне естественными, соответствующими этому периоду возрастного развития ребенка. Это непримиримость к злу, неправде, готовность бороться с несправедливостью и неумение разобраться в сложных явлениях жизни. Это желание быть хорошим, стремление к идеалу и нетерпимость к поучениям, прямому воспитательному воздействию взрослых. Это желание самоутвердиться и неумение цивилизованно это сделать. Это потребность в совете, помощи и нежелание с этим обратится к взрослым. Это богатство желаний, разнообразие потребностей и ограниченность сил, опыта в их достижении. Это презрение к индивидуализму, эгоизму и чувствительное самолюбие. Это романтическая восторженность и грубые выходки. Это удивление перед неисчерпаемостью научных достижений и легкомысленное отношение к учебе.

Такое поведение  и отношение к тому, что подростка  окружает, усиливается, а в некоторых  случаях и обостряется рядом  психофизиологических причин, обусловленных  возрастными изменениями. В связи  с неравномерностью роста и развития у подростков наступают временная  дисгармония в координации движений, определенная неуклюжесть, угловатость, которые со временем проходят. Но резкие изменения параметров тела вызывают у них определенный психологический дискомфорт, который подростки пытаются скрыть, замыкаясь в себе, комплексуя или, наоборот, пытаясь вести себя развязно, вызывающе, не всегда адекватно той ситуации, в которой они оказываются.

Тревожащие  моменты в поведении части  подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают  устойчивый характер обычно в процессе стихийно - группового общения, складывающегося  в разного рода компаниях. Но это общение, эта система отношений, в том числе и строящихся на почве жестоких законов асоциальных подростковых групп, является следствием не какой-либо генетической предрасположенности изначальной агрессивности и пр., а выступает лишь как ситуация замещения при неприятии подростка в мир социально-значимых отношений взрослых, как ситуация совместного переживания непонятности ими. Отношения взрослых к растущим людям не учитывают особенностей их личностного становления, приводя к конфликту с подростками, у которых развивается потребность в самостоятельности, самореализации, избавлении от опеки. Критически осмысливая себя и окружающих, подросток протестует против ханжества взрослых, их мнимой праведности, при нередкой лживости поступков. Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности подростка – он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают и к конфликтным формам поведения. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявлении конфликтности.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма  протеста против непонимания взрослых, из – за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз.

В современном  обществе проблема агрессивного поведения  является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Психологи выделяют следующие  формы агрессивных реакций:

Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия – действия, окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), или ни на кого направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, хлопанье дверьми).

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму, так и через содержание словесных ответов.

Склонность к раздражению  – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства.

Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

В связи с  быстрым развитием возникают  трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного  тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния  и, соответственно, настроения. Вообще в подростковом возрасте эмоциональный  фон становится неровным, нестабильным. К этому следует добавить, что  ребенок вынужден постоянно приспосабливаться  к физическим и физиологическим  изменениям, происходящим в его организме, переживать саму « гормональную бурю». Эмоциональную нестабильность усиливает  сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Активизация  и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое  развитие. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. В первую очередь увеличивается длина рук, затем ног. Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания. У мальчиков меняется голос.

Все эти процессы перестройки организма длительные и нелегкие, но совершено необходимые  для превращения ребенка во взрослого  человека, во взрослую личность, становятся причиной и основой подросткового  кризиса.

Благодаря бурному  росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется  новый образ физического «Я». Из-за гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба-всё расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже к неврозу.

Тяжёлые эмоциональные  реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных  отношениях с близкими взрослыми, которые  должны, разумеется, проявить и понимание, и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрик или ирония, отрывающие ребенка  от зеркала, усугубляют пессимизм и  дополнительно невротизируют.

На образ  физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние  темп полового созревания. Дети с поздним  созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает  более благоприятные возможности  личностного развития. Даже девочки  с ранним физическим развитием обычно более уверенны в себе и держатся спокойнее. Для мальчиков же сроки  их созревания особенно важны. Физически  более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах  деятельности, увереннее в отношениях со сверстницами.

Одновременно  с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство  взрослости – отношение подростка  к себе как взрослому. Это субъективная сторона взрослости считается центральным  новообразованием подросткового возраста. Чувство взрослости – это особая форма самосознания. Оно проявляется  в желании, чтобы все относились к нему как взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, может быть – учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. На вооружение берутся чисто внешние стороны взрослости: внешний облик, манеры поведения, кажущаяся свобода в принятии решений. Подросток, стремясь подражать взрослым, пытается расширить свои права и возможности, пересмотреть свои отношения к требованиям, которые предъявляют родители, учителя. Но малый жизненный опыт, неоднозначное восприятие социальной ситуации приводят к разногласиям с взрослыми, порождают конфликты между ними. Однако конфликтных ситуаций можно избежать, если при их возникновении учитывать особенности психического развития ребенка.

У ребенка  в подростковом возрасте происходит переориентация одних ценностей  на другие. Подросток стремится занять новую социальную позицию, соответствующую  его потребностям и возможностям. При этом социальное признание, одобрение, принятие в мире взрослых и сверстников  становятся для него жизненно необходимым. Лишь их наличие обеспечивает переживание  подростком чувства собственной  ценности. Неслучайно поэтому истоки конфликтности подростков лежат, как  правило, в семье, отношениях ее членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждение, в том числе наказанием, страхом  и т.п.).

Подросток обладает сильными потребностями в самостоятельности  и общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в  стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля и  в разнообразных увлечениях. Увлечения  – сильные, часто сменяющие друг друга – характерны для подросткового  возраста. Как правило, увлечения  имеют неучебный характер. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно – личностное общение.

Личность подростка  формируется не сама по себе, а в  окружающей его среде. Особенно важна  роль малых групп, в которой подросток  взаимодействует с другими людьми. Прежде всего это касается семьи. На становление агрессивного поведения ребенка влияют степень сплоченности семьи, близость между родителями и детьми, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, стиль семейного руководства. Сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей.

Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к тому, что ребенок  в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоционально – ценностного отношения к  себе, проявляясь в резком всплеске недовольства собой и в сочетании  таких полярных качеств, как самоуверенность  и робость, черствость и повышенная чувствительность, развязность и застенчивость.  

Таким образом, подростковый возраст характеризуется  повышенной возбудимостью, неустойчивостью  эмоций и поведения, подростки плохо  контролируют себя, эмоциональны и  нестабильны, что приводит к повышению  агрессивности и конфликтности.        

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Одной из актуальных проблем среди родителей и  учителей является повышенная конфликтность  и агрессивность детей подросткового  возраста. Подростковый возраст –  это один из кризисов, с которым  сталкивается ребенок на протяжении периода своего взросления. Кризис связан с половым созреванием. Дети начинают интенсивно расти, все системы  в организме соответственно функционируют  как у взрослых. Такая резкая перестройка  вызывает дискомфорт у детей, и соответственно это сказывается на всех психических  функциях. Для того, чтобы компенсировать внутреннюю дисгармоничность, ребенок старается выплеснуть это наружу. Именно поэтому в этом сложном возрасте у детей проявляется протестующий характер по отношению к окружающим, дисгармоничность в строении личности, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.

Информация о работе Особенности конфликтного поведения людей в переходный период