Основы социолгии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 23:21, курс лекций

Описание работы

Социология – это наука о том, что люди говорят, делают и думают в их повседневной жизни.Дж. Вандер Занден Социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей. Если кратко, социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений. Н. Смелзер

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 170.50 Кб (Скачать)


 

 

Социология как наука

Социология – это наука о том, что люди говорят, делают и думают в их повседневной жизни.Дж. Вандер Занден Социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей. Если кратко, социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений. Н. Смелзер

1. Объект и предмет социологии

С древнейших времен человек задавался множеством вопросов, касающихся не только его существования в физическом, природном мире, но и внутри коллектива себе подобных. Действительно, почему люди объединяются в племена, поселения, общности, группы? Что заставляет их сотрудничать или враждовать между собой? Почему есть разделение на богатых и бедных? Как можно управлять такими огромными массами людей, как, например, население страны? Поиск ответов на эти и многие другие вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свои взгляды на человека и общество, в котором он живет. Уже в те далекие времена люди пытались объяснить свое поведение и повседневную жизнь посредством теоретических моделей. Действительно, нет другой науки об обществе, так тесно соприкасающейся с жизнью людей, как социология. Ее интересуют экономика и политика, быт и досуг, образование и наука, семья, трудовой коллектив, преступления, крупные общественные движения и многое другое. Интересы социологии многогранны, как многогранна сама общественная жизнь. Благодаря тому, что социология является не только наукой, но и своеобразным способом мышления, способом изучения людей, она позволяет анализировать общество и конкретные социальные процессы с самых различных точек зрения, исследуя многочисленные срезы связей и отношений между людьми. Социология активно внедряется в основные сферы общественной жизни. Она изучает учебу, работу, быт, свободное время, общественную деятельность. Нет ни одной социальной группы, которая не находилась бы в фокусе внимания социологов. Именно поэтому предметом социологии является повседневная жизнь обычных людей. Вот, например, лишь некоторые проблемы, над которыми работают социологи: • Социодинамика музыкальной культуры. • Социологический анализ рынка образовательных услуг. • Молодежный сленг: социолингвистический анализ. • Социальные и психологические последствия безработицы. • Наркомания в молодежной среде. • Профессиональные проблемы преподавателей высшей школы. • Средний класс в структуре современного российского общества. • Социология туризма. • Сексуальное поведение как социокультурная проблема. • Эффективность рекламы: социологический анализ. • Социодинамика компьютерной культуры. • Диагностика искренности респондентов в социологическом исследовании. • Язык и власть: элементы социолингвистического анализа. Именно благодаря тому, что социология изучает все сферы человеческого взаимодействия, социологическое образование требуется во многих областях профессиональной деятельности Тем не менее получить объяснение всех социальных процессов, явлений и фактов социального поведения людей можно только на основе глубоких научных исследований, которые не оторваны от реальных, конкретных проблем современного общества и в то же время позволяют получить научное, обоснованное знание и представление о путях их решения. Вот, например, некоторые выводы, предложенные социологами в результате изучения тех или иных социальных проблем. Прежде чем описать предметную область социологии по существу, следует отметить, что предмет науки не может быть стабильным. Он находится в постоянном движении, развитии. Его становление зависит от двух факторов: прогресса самого научного знания, с одной стороны, и меняющихся потребностей общества, с другой. Поэтому наша задача – выяснить, не каков предмет социологии вообще, а каков он в частности, на данном уровне развития мировой науки и в данных конкретно-исторических условиях.. В связи с этим сделаем небольшой исторический экскурс и выясним, когда и почему появилась социология как наука. В 30-е годы XIX в. в своем 6-томном труде «Курс позитивной философии» французский философ Опост Конт выступил с призывом к созданию новой науки, которую он первоначально назвал «социальной физикой». Однако в связи с тем, что данный термин уже, как выяснилось, использовался в работах франко-бельгийского ученого А. Кеттле для обозначения статистики, О. Конт дает новой науке иное название – «социология». Согласно его представлениям, социология должна объединить все знания об обществе как о едином организме и дать им строгую научную основу. Последнее требование предполагало, что эта наука должна основываться на изучении и проверке реальных фактов, а не на умозрительных построениях, которыми повсеместно пользовались философы, историки, представители политико-юридической мысли того времени. Иными словами, социология возникла, с одной стороны, как наука об обществе – целостной системе, а с другой – как «позитивная» наука, основанная на инструментальных методах познания, заимствованных из естественных наук. По мнению О. Конта, социология должна коренным образом отличаться от «негативной» философии, которая подходила к изучению общества умозрительно, а не путем строгого анализа фактов и научных обобщений, а также быть непохожей на психологию, которая исследует индивидуальные, а не типические проявления социального поведения и взаимодействия людей. Так у новой науки появилось название и в общих чертах были обозначены объект и предмет изучения. О. Конт, по меткому замечанию русско-американского социолога Н.С. Тимашева, дал социологии имя и программу.  Термин «социология» происходит от двух древних слов и буквально переводится как наука об обществе (лат. societas – общество, греч. logos – наука, учение). Однако история, психология, демография, экономика, этика тоже изучают общество и отношения людей, их деятельность, производство и потребление, труд и досуг, структуру и организацию человеческой жизни, судьбы людей. Как всякая наука, социология формировалась исторически, вырабатывая свой собственный подход к анализу общества. Попытаемся разобраться, в чем специфика этого подхода. Социология существует уже более полутора столетий. За это время в ней оформились различные течения, направления и школы. Каждая их них определила свою предметную область и сумела достичь в ее рамках определенных успехов. Однако в настоящее время, да и на всем протяжении становления социологии, шел сложный процесс углубления и определения ее предмета. Чем это обусловлено? Дело в том, что мы живем в эпоху интенсивных и глубоких перемен, в эпоху становления новой цивилизации и новых взаимоотношений между людьми. Сегодня человечество мучительно ищет ответы на многие глобальные вопросы: что есть общество? как оно функционирует? куда мы идем? Ответы на них должны быть только конкретными, только по существу, конструктивными. Более того, необходимо единое социологическое знание, так как речь идет о судьбе всей цивилизации. Предметом социологии непременно должно стать теоретическое осмысление противоречивой целостности современного мира. «Драматичность» этой науки состоит в том, что она должна исследовать и объяснить природу состояния человечества, именно с этой целью она возникла и существует сегодня. Уже в XIX веке общество совершенно не вписывалось в традиционные социально-философские построения, его становление и развитие не поддавалось рациональной трактовке и научному объяснению. С возникновением индустриальной цивилизации изменились образ жизни и привычные связи между общественными группами, произошло перераспределение власти и влияния, коренным образом усложнилась система социального управления. Сложившиеся ранее представления об общественном устройстве были подвергнуты пересмотру. Хотя древние цивилизации и молодая европейская (античная) культура имели довольно развитые теории о «правильной» социальной организации и принципах государственности, лишь в Новое время были поставлены вопросы о личности и едином общественном организме, переосмыслены принципы общественного строительства и воспроизводства. Классические представления о природе человека и социальном устройстве не были опровергнуты новой общественной реальностью, но они оказались недостаточными для объяснения человеческого мира, в котором появились новые правила игры. В результате потребовалась новая наука, призванная ответить на многие вопросы, волновавшие человечество. Ее объектом выступает общество современного типа.Вместе с тем целостное изучение объекта (общества) не дает возможности охватить все его свойства, грани и отношения. Рано или поздно у ученых появляется необходимость сосредоточиться на рассмотрении лишь отдельных его сторон, которые и составляют предмет социологической науки. На протяжении столетия в определении предмета социологии противоборствуют два основных, трудно согласующихся течения: макросоциология и микросоциология. «Макротеоретики» оперируют глобальными, предельно широкими понятиями общества, культуры, социальных институтов, социальных систем и структур, масштабных социальных процессов. «Микросоциологи» работают с понятиями социального поведения, «акцентируя внимание на его механизмах, включая межличностное взаимодействие, мотивацию, стимулы групповых действий и т. д». . Анализ этих определений показывает, что на сегодняшний день в мировой социологии окончательно сложились два разных подхода к пониманию предмета нашей науки: макро-и микросоциологический. Вот как, например, описывает их американский социолог Дж. Вандер Занден: «Следует различать… «микро», или маломасштабные, аспекты социальной жизни и «макро», или крупномасштабные, структурные компоненты. Если мы последуем за первым подходом и присмотримся поближе к поведению, то увидим, что происходит, когда люди взаимодействуют между собой непосредственно. Мы называем этот уровень микросоциологией, где «микро» означает «малый», как в слове микроскоп. Микросоциология включает детальное изучение того, что люди говорят, делают и думают в их повседневной жизни. Микросоциология, таким образом, имеет дело с повседневностью. С другой стороны, мы можем обратить наш социологический взор на «большую картину» и изучать социальные группы и общества. Когда мы рассматриваем жизнь на этом уровне, каждая личность есть просто точка среди многих других точек, которые образуют картину больших размеров, так же как и в случае с точками на телевизионном экране. Этот подход называется макросоциологией, где «макро» означает «большой». Макросоциология фокусируется на крупномасштабных явлениях и долговременных социальных процессах, включая государство, класс, семью, экономику, культуру и общество. На этом уровне мы обращаем внимание на взаимосвязь между экономическими и политическими процессами в обществе, на изменение в структуре религиозных сект, влияние компьютерных технологий на рабочую силу, сдвиги в расовом и этническом составе общества, модернизацию в третьем мире или на динамику межгруппового соперничества». Таким образом, в рамках макросоциологического подхода социология понимается как наука о целостной общественной системе, а также законах ее функционирования и развития (человек здесь как бы в тени, его заслоняют макроструктуры). В рамках микроподхода – как наука о массовых социальных процессах и массовом поведении. Изначально социология возникла как единая, «монопарадигмальная», наука, однако на рубеже XIX и XX веков в ней появляются уже два направления, которые окончательно сложились в 1920-е годы и тогда же получили пространственно-географическое закрепление. В европейских странах социология почти повсеместно истолковывается с «макропозиций», как наука об обществе в его системной целостности. В США и Англии утверждается традиция микроистолкования социологии как поведенческой науки, основанной на строгой эмпирической базе и естественнонаучных методах, причем вплоть до середины XX в., как отмечает В.А. Ядов, эти направления в нашей науке существовали как относительно «чистые линии», т. е. без примесей иной традиции. Вместе с тем макро-и микросоциологию нельзя отрывать друг от друга, поскольку вместе они отражают сложный и противоречивый социальный мир, существующий на двух разных уровнях. Попытка жесткого их противопоставления привела в конце 1940-х годов к глубокому структурному кризису в мировой социологии, когда под вопрос было поставлено само ее существование как единой науки. Общество как особое надындивидуальное образование, как макросистема складывается из повторяющихся образцов межличностных взаимодействий на микроуровне. Поскольку «первокирпичиками» любого общества выступают социальные взаимодействия между людьми, объединенными в общности, то именно последние и составляют специфический предмет социологической науки. «Социальная общность – это такая взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена сходством их интересов, условий бытия и деятельности, близостью взглядов, верований и субъективных представлений»2. Именно в социальной общности соединяются два подхода к определению предмета социологии. В этом понятии присутствует и личностный, индивидуальный компонент социального (массовые процессы, взаимодействие между ними) и всеобщие формы социальной организации (культура, социальные институты, структура и т. д.). К социальным общностям относятся, с одной стороны, профессиональные, социально-классовые, социально-этнические, территориальные, государственные объединения, семья, человечество в целом, с другой – малые группы, в основе которых лежат не глобальные социальные процессы, а межличностные взаимодействия. Итак, социология – наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи между социальными общностями, между индивидом и общностью, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения. Социология исследует общее, типичное, часто встречающееся в отношениях и взаимодействиях между индивидами и социальными объединениями. Социология – это способ познания совместных форм человеческой жизнедеятельности, а именно, взаимосвязей между индивидами, коллективного поведения, законов, регулирующих эти взаимодействия, социальных институтов и структур.

2. Структура социологического знания

Итак, социология в силу масштабности и глубины своего предмета стала развиваться сразу по многим направлениям, которые быстро переросли в новое качество и превратились либо в самостоятельные научные дисциплины, либо в довольно замкнутые школы со своими методологическими установками. В результате социологическое знание обрело достаточно разветвленную структуру, в которой одни направления часто пересекаются с другими. Во всех развитых науках знание принято дифференцировать по трем основаниям: по содержанию, т. е. по специфике изучаемого объекта, по форме (по методам и источникам получения), и по функциям (целевому назначению). В этом смысле в социологии можно выделить три основных аспекта: I) содержательный; 2) формальный; 3) функциональный. С точки зрения того, что изучается, выделяют предметную социологию, объектом исследования которой выступает общество (во всем его богатстве и разнообразии), и метасоциологию, акцентирующую внимание на изучении самой социологической науки (определении ее специфики, места в системе социальных и гуманитарных наук, разработке исследовательских методов, выявлении закономерностей процесса исторической эволюции и т. д.). Предметная социология, в свою очередь, имеет три основных уровня: 1. Общесоциологическая теория (общая социология), занимающаяся изучением общества как целостной системы, выявлением наиболее общих законов его функционирования и развития. Ее методологической базой является социальная философия. 2. Частные социологические теории («теории среднего ранга»), представленные в социологии целой серией специальных (отраслевых) дисциплин, изучающих относительно большие и самостоятельные фрагменты социальной реальности: экономику, труд, политику, культуру, религию, семью и т. д. Их теоретико-методологический базис – общесоциологическая теория. 3. Конкретные социологические исследования различных социальных явлений и процессов («социография»). Их непосредственным теоретическим фундаментом выступают частные социологические теории в соответствующих исследовательских областях. По уровню научного обобщения, то есть по методам и источникам получения знания принято выделять теоретическую и эмпирическую социологию. Теоретическая социология направлена на познание внутренних сущностей социальной реальности, т. е. законов, управляющих ею. Эмпирическая — на познание внешних проявлений этой реальности. Кроме того, теоретики в качестве основы для построения своих концептуальных моделей используют теории и умозрительные заключения. Концепции, выдвигаемые теоретической социологией, отличаются высокой степенью абстракции. Социологи-эмпирики основывают свои выводы на фактах, на результатах проведенных исследований. Эмпирический уровень – это уровень фактов, мнений, личностных данных, их обобщения и формирования первичных теорий. Различается и характер получаемого ими знания. Теоретическая социология дает причинное объяснение фактов на базе установленных законов, занимается прогнозированием возможного хода событий. Эмпирическая – стремится дать как можно более точное описание собранных данных. С точки зрения целевого назначения получаемого знания различают фундаментальную и прикладную социологию. Фундаментальная социология направлена на приращение научного знания, прикладная социология – на получение практического результата, решение конкретной социальной задачи. Фундаментальная наука занимается построением глобальных концепций, которые объясняют, почему мир устроен так, а не иначе, а прикладная – призвана решать конкретные проблемы, например, объяснить, почему в данном регионе избиратели отдали предпочтение именно данному кандидату. Все перечисленные уровни социологического знания тесно переплетаются между собой и составляют единую науку – социологию.

3. Функции социологии

Социология тысячами нитей связана с обществом. Это обусловливает множество выполняемых ею социальных функций. Теоретико-познавательная – функция, которую выполняет любая наука. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает приращение нового знания о различных сферах социальной жизни, а также раскрывает закономерности и перспективы дальнейшего развития общества. Социология стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. Это могут быть знания об основных социальных проблемах развития современного общества или информация о процессах, происходящих в разных его сферах, а именно, об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т. д. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, невозможно обеспечить эффективное управление. Прикладная функция проявляется в том, что значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем, на выполнение социального заказа. В рамках данной функции выделяют: а) Функцию социального контроля, исполнение которой предполагает, что социологические исследования дают информацию для осуществления контроля, снятия социальной напряженности и предотвращения кризисных ситуаций. б) Прогностическую функцию. Речь идет о выработке научно обоснованных прогнозов развития социальных процессов в будущем. Когда социолог изучает реальную проблему и стремится выявить пути ее решения, он, естественно, движим желанием или необходимостью показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, социолог прогнозирует ход развития социального процесса. в) И, наконец, функцию социального планирования. Результаты социологических исследований используют для создания проектов в различных сферах общественной жизни. Это касается разработки целевых комплексных программ развития отдельных сфер общественной жизни, отраслей, регионов и т. д. Начиная с 1970-х годов, советские социологи принимали активное участие в составлении комплексных планов социального развития предприятий, районов, городов, областей, регионов. Идеологическая функция. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо групп для достижения ими собственных целей. Они могут служить средством манипулирования поведением людей, а также инструментом формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностей и социальных предпочтений. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций и реформ именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические идеи Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либерально-демократического режима в Англии. Труды Франсуа Вольтера, Жан-Жака Руссо сыграли преобразующую роль во Франции. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацизма и Третьего рейха в Германии. Просветительская (образовательная) функция. Социология – это мощный инструмент самопознания общества, средство просвещения и образования масс. Социологические идеи, результаты исследований, преданные гласности, способны заставить людей и общество по-новому взглянуть на самих себя, увидеть себя со стороны в зеркале социологии и задуматься над своим собственным бытием. Итак, социология сформировалась совсем недавно. Именно поэтому предмет ее изучения до сих пор не определен четко и ясно и вызывает многочисленные споры в профессиональных кругах. Тем не менее потребность в новой науке оправдана, так как социальные структуры и социальные отношения все более усложняются и требуют научного описания и анализа для прогнозирования тенденций развития как общества в целом, так и отдельных его элементов.

Общество как социальная система

Общество вообще представляет собой взаимодействие индивидов.Взаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений или ради определенных целей. Эти взаимные воздействия означают, что из индивидуальных носителей побудительных импульсов и целей образуется единство, «общество». Г. Зиммель

1. Основы социальной жизни

Что такое общество? Мы часто используем это слово в повседневной жизни. Говорят об «обществах феминисток», «обществе защиты животных» и т. п. Однако данный термин приобретает совершенно иное значение, когда мы говорим о российском или американском обществах, которые имеют свою особую социальную структуру, территорию, политическую систему, культуру. Именно общество в данном контексте и является предметом изучения социологии. Прежде чем ответить на вопрос, что есть общество, необходимо разграничить понятия «природа» и «общество», «биологическое» и «социальное», выяснить соотношение между ними, другими словами, нужно определить основы социальной жизни. Чтобы решить эту проблему, следует обратиться к вопросу о месте человека в системе «общество – природа». Ведь, с одной стороны, человек – это высшая ступень биологической эволюции, элемент живой природы, генетически с ней связанный, а с другой – активный творец исторического процесса, развития материального производства и духовной культуры. Это социальный субъект, взаимодействующий с себе подобными, осуществляющий свои цели, ориентирующийся на определенные ценности и принятые в социуме нормы. Так что же есть человек? В науке существуют две крайние точки зрения на проблему взаимосвязи природного и социального в человеке. Во-первых, это социобиологический подход, в рамках которого человек рассматривается как «окультуренное животное», а различные формы социальной жизнедеятельности (юридические нормы, моральные принципы, общечеловеческие ценности и т. д.) выступают своеобразным результатом эволюции животных инстинктов. Во-вторых, с точки зрения социологизма, социальное существует автономно от природного. Социальное здесь представляется как неживая действительность, подчиняющаяся особым законам, отличным от законов природы. Однако истина, по-видимому, находится посередине. Человек является целостным объектом, в котором биологическое и социальное тесно взаимосвязаны. Человек – это продукт природы и вместе с тем существо, впитавшее в себя культуру и наделенное уникальным даром мыслительной деятельности. Но при всех своих специфических дарованиях и навыках человек не вышел из подчинения законам природы. Ведь биологическое начало человека можно рассматривать как предпосылку социальной жизни. Во-первых, прямая походка, освобожденные передние конечности позволяют использовать руки для труда, создавать новое, а не только потреблять, что характерно для животных. Во-вторых, длительная зависимость от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых делают возможным внегенетическую передачу большого объема знаний, умений и навыков, накопленных предшествующими поколениями. В-третьих, новорожденный младенец существенно отличается от детеныша животных. Его органы чувств достаточно развиты, вес тела и мозга значительно больше, чем у обезьяны. Но в то же время он беспомощен. В течение первого года жизни у человека формируются те функции, которые у животных складываются до рождения. Если животное рождается с жестко ограниченными инстинктами, то человек обретает свойственную ему форму существования в открытом взаимодействии с людьми, т. е. в социальном мире. Именно отсутствие жестких механизмов инстинктов у человека способствует уникальной пластичности, развитию сложных образцов поведения и высочайших адаптивных способностей, а также высокой восприимчивости людей к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Таким образом, универсальность биологической основы человека, отсутствие жесткой морфологической специализации органов, гибкость и большие возможности адаптационных механизмов создают предпосылки для социального развития человека. Что же явилось толчком к объединению людей в общество? На этот счет существует ряд интересных предположений, каждое из которых имеет теоретическую основу. Рассмотрим их в общих чертах. Инструментальная концепция происхождения общества ставит во главу угла человеческую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретение специальных орудий для удовлетворения потребностей людей. Они экономили усилия человека в добыче тепла и пропитания, обеспечении защиты и сохранении продуктов питания. Используя орудия труда, люди обучались трудиться, повышалось их благосостояние. Это привело к делению общины на группы и закреплению системы разделения труда, а также к появлению экономических различий между людьми. Возникла социальная организация. Сексуальная концепция формирования социальной организации у людей базируется на таких особенностях человека, как внесезонный характер размножения и удовольствие от спаривания. Это сочетание физиологических характеристик приводит к спонтанному, неконтролируемому хаосу деторождении, которые выбивают жизнь группы из ритма, делают ее непредсказуемой, требуют обеспечения повышенной физической защиты слабых членов общины – женщин и детей, что является гибельным для конкретного сообщества. В результате через формирование семей и возникновение норм, регулирующих сексуальные отношения между членами общины, устанавливается контроль над рождаемостью. Именно регламент воспроизводства, который дает возможность планировать хозяйственную жизнь, создает социальную организацию. Критическая концепция опирается на принципы обшей теории систем. Сила и ум, присущие людям, распределены между ними неравномерно. Поэтому приоритет по значимому признаку (физическая сила, ловкость, наблюдательность) позволяет тому или иному человеку занять позицию лидера. Научаясь повелевать и принимать знаки подчинения соплеменников, лидеры начинают формировать и утверждать систему правил почитания вождей, передачи власти, распределения привилегий среди членов общины. Нормы, сохраняющие и поддерживающие отношения неравенства, ложатся в основу социальной организации. Элита использует власть, разнообразные способы влияния на массу, чтобы сохранить привилегированность своего положения и присваивать создаваемые группой ресурсы. Взамен она (элита) стремится обеспечить защиту, рост и процветание общины. Гендерная концепция, развиваемая в русле феминистской социологии, основана на анализе распределения ролей между полами. Женщине, согласно этому подходу, принадлежит биологическая монополия на воспроизводство рода, именно она (а не мужчина) становится для ребенка первым образцом для подражания, а потому обретает значимость и распорядительную волю. Мужчина незначителен и используется лишь для обслуживания процесса воспроизводства, обеспечивая зачатие, защиту, тепло, кров и питание. В результате, мужчины, неудовлетворенные своей вспомогательной позицией, создают искусственный противовес в виде мужской монополии на установление порядка. Отсюда теоретики феминизма делают вывод, что в момент, когда происходит договор между мужчинами о распределении женщин, возникает социальная организация, в которой мужчины не допускают женщин в социально значимые сферы, связанные с руководством, распоряжением ресурсами и властью. Семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического существа. Закон выживания толкает индивидов к объединению усилий, к созданию коллективного «органического тела». Групповое взаимодействие связано с координацией усилий, дифференциацией и комбинированием функций. Такая сложная деятельность требует предварительного согласования и непосредственной корректировки. Это возможно только с развитием общения и использованием языка. В результате люди формируют организованный мир коммуникаций. Возникает система упорядоченных коллективных взаимодействий и специальных групповых функций. Формируется общество. Однако, несмотря на кажущуюся обоснованность каждой из вышеизложенных теорий, процесс самоорганизации индивидов в социальную систему был значительно сложнее и включал, по-видимому, все перечисленные процессы, в основе которых заложены различные потребности человека как биологического существа. Итак, все началось с потребностей. Потребность — это нужда в чем-либо, внутренний побудитель активности. В потребностях фиксируется необходимость в определенных благах для существования и развития индивида в данной внешней среде. Стремление к удовлетворению потребности побуждает индивида к объединению усилий с другими людьми, т. е. к скоординированному, упорядоченному взаимодействию внутри сообщества. Однако только наличие сознания придает этим свойствам человека социальный характер. Сознание выступает способом социальной ориентации человека в окружающей среде, благодаря которому становится возможным особый тип регулирования отношений в обществе. В основе этого типа регулирования отношений лежит эффект ожидания, т. е. ориентация действий каждого индивида на других. Регулярное взаимодействие людей основывается прежде всего на том, что человек может ожидать, прогнозировать с достаточной степенью уверенности, что другие люди ожидают от него подобного действия и готовы отреагировать на него так, как ожидает сам человек. Ожидания не являются произвольными. Они отражают степень обязательности, необходимости для индивидов предписанной формы поведения, без которых социальные общности не могут успешно функционировать. Ожидания формируются на основе предвосхищения, предвидения, упреждения действий других людей и обеспечивают прогнозируемость поведения, а также ответных реакций на него. Поэтому основная функция ожидания состоит в упорядоченности взаимодействий, повышении надежности системы социальных связей, согласованности действий и отношений между членами группы, а также эффективности процессов адаптации. Итак, именно сознательная регуляция поведения людей на базе социальных обязательств является основой жизни общества.

2. Социологические теории общества

В современной социологии существуют три основных направления в определении понятия «общество»: функционализм, конфликтная парадигма и интеракционизм. Функционалисты основывают свой подход на утверждении, что общество– это стабильная и упорядоченная система, устойчивость которой достигается благодаря общим ценностям, убеждениям, а также социальным ожиданиям. Таким образом, с точки зрения данной теории общество состоит из взаимосвязанных частей, каждая из которых выполняет определенные функции и обязанности, внося свой вклад в поддержание устойчивости и стабильности всей системы. Примерно до 1950-х годов функционализм был самым влиятельным подходом в социологии. Первым представителем этого направления считается английский социолог Герберт Спенсер, рассматривавший общество как организм, в котором отдельные части должны функционировать гармонично. Этот же взгляд предлагается и во многих работах Э. Дюркгейма. Современные функционалисты говорят об обществе скорее как о системе, чем об организме, но подход к тому, как взаимосвязаны различные элементы системы, во многом тот же. Яркими представителями этой школы являются Т. Парсонс и Р. Мертон. Современный функционализм в подходе к обществу базируется на следующих положениях. • Общество – это система интегрированных частей. • Социальная система характеризуется стабильностью, так как в ней имеются встроенные механизмы контроля, такие, как прокурорский надзор, суд и т. п. • Социальная система имеет не только функции, но и дисфункции, что говорит о возможности отклонения системы от принятой нормативной модели. Однако такие отклонения обычно преодолеваются сами собой или в конце концов укореняются в обществе. Например, радикалы 1960-х годов сильно изменили наше общество, привнеся в него новое экологическое сознание, недоверие к правительству, небрежный стиль одежды. • Изменения обычно происходят постепенно, а не революционным путем. • Общественная целостность формируется как результат согласия большинства населения с принятой в данном обществе системой ценностей. Функционалистская социология, таким образом, делает акцент на функциях различных элементов социальной системы. На практике это обычно означает более пристальный анализ таких общественных институтов, как политика, экономика, право, религия и т. д., установление связей между ними и выяснение функций, которые они выполняют в обществе. Последние годы были отмечены достаточно сильной критикой такого подхода к рассмотрению общества среди социологов. Неприятие прежде всего вызывают функционалистские идеи о ценности общественной сплоченности и стремлении к социальному порядку. Эти предположения не отражают разнообразия и противоречий, присущих большинству сложных обществ. Функционалистская точка зрения маскирует существующие в каждом обществе конфликты и противоречия и недооценивает значение социальных перемен. Кроме того, функционалисты не объясняют, как вообще возникли общественные институты и что заставляет их изменяться с течением времени. Теория конфликта тоже основана на идеях о роли и влиянии общественных структур, но она не признает солидарность и сотрудничество в качестве способа достижения социальных перемен и общественного прогресса. Именно конфликт, а не сплоченность, по мнению сторонников этой теории, олицетворяет отношения между различными группами в обществе. У истоков теории социального конфликта стоял американский социолог Чарльз Райт Миллс. Он утверждал, что любой макросоциологический анализ чего-либо стоит лишь в том случае, если он касается проблем борьбы за власть между конфликтующими социальными группами. Более четкую формулировку теория социального конфликта получила в работах немецкого социолога Ральфа Дарендорфа, который утверждает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, что люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти и авторитета ограничены, поэтому члены любого общества борются за их перераспределение. Эта борьба может не проявляться открыто, но основания для нее существуют в любой социальной структуре. Таким образом, согласно Р. Дарендорфу, в основе конфликтов лежат не экономические интересы, а стремление людей к перераспределению власти. Источником конфликтов становится так называемый homo politicus (человек политический). Поэтому социальные конфликты присущи любому обществу. Они неизбежны и постоянны, служат средством удовлетворения интересов, способом смягчения проявлений различных человеческих страстей.. Однако современные приверженцы теории конфликта утверждают, что общество характеризуется неравенством не только в политической сфере, но и в экономической и социальной, а социальная жизнь трактуется ими как борьба между различными социальными группами из-за недостатка ресурсов. Поэтому конфликтологи делают основной акцент на проблемах неравенства в обществе и анализе его негативного влияния на людей. В рамках данного направления следует особо выделить марксистскую концепцию. С точки зрения марксизма, общество – это сложившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т. д., которая строится на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Общество, с точки зрения ученых этого направления, вытекает из природного стремления человека к объединению через собственность.. Общество постепенно эволюционирует, но общественный прогресс связан с революционными событиями, в ходе которых происходит смена одного общественного строя другим в результате столкновения интересов различных групп. Интеракционизм (концепция действия) изучает не макросистемы и структуры общества, а те способы, посредством которых связаны индивиды и небольшие группы в обществе. В центре внимания ученых данного направления оказываются межличностные отношения между отдельными индивидами, то, как к ним относятся другие, как они воспринимают и оценивают поведение друг друга. Эти взгляды основаны на убеждении, что человеку нужно определить, что происходит в жизни, а затем решить, как действовать. Таким образом, теоретики интеракционистской ориентации сосредоточивают свое внимание на микроуровне общественной жизни, на выяснении роли конкретных межчеловеческих взаимодействий в создании и функционировании структур социального мира. Среди множества микротеорий, выработанных социологической наукой, наиболее известными являются теория социального обмена Джорджа Хоманса и Питера Блау, а также концепция символического интеракционизма Джорджа Герберта Мида и Герберта Блумера. Исходное положение теории социального обмена состоит в том, что люди нуждаются в многообразных видах вознаграждений, получить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Индивиды вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. Вознаграждениями могут быть социальное одобрение, уважение, статус, авторитет и т. п., а также практическая и материальная помощь. В том случае, если отношения между индивидами в процессе взаимодействия являются неравными, человек, обладающий средствами для удовлетворения потребностей других людей, может использовать их для приобретения власти над ними. Это возможно при наличии четырех условий: I) если нуждающиеся не располагают необходимыми средствами; 2) если они не могут получить их из другого источника; 3) если они не хотят получить то, в чем нуждаются, силой; 4) если в их системе ценностей не произойдет таких изменений, в результате которых они не смогут обойтись без того, что раньше им было необходимо. Характерными чертами символического интеракционизма являются, во-первых, стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества, понимаемого как совокупность межиндивидуальных взаимодействий, и, во-вторых, попытка рассматривать все многообразные связи человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. При этом особое значение придается языковой символике. Таким образом, в основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов. В результате на основе различных концепций в современной социологии сложилось определение общества как относительно самостоятельного или самообеспечиваемого населения, характеризуемого внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством.

Информация о работе Основы социолгии