Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:12, доклад
Возникнув среди других гуманитарных наук XIX в., социология тесно связана с ними своим предметом, методами и целями изучения. Формирование социологии как особой науки стало возможным лишь после того, как концептуальные идеи и конкретные данные о человеке и обществе были накоплены исторической наукой, политической экономией, этнографией, психологией, философией, общественной, прежде всего политической, практикой нового и новейшего времени.
Основные течения русской социально-политической мысли ХIХ-ХХ веков
Возникнув среди других гуманитарных наук XIX в., социология тесно связана с ними своим предметом, методами и целями изучения. Формирование социологии как особой науки стало возможным лишь после того, как концептуальные идеи и конкретные данные о человеке и обществе были накоплены исторической наукой, политической экономией, этнографией, психологией, философией, общественной, прежде всего политической, практикой нового и новейшего времени.
История социологии в России XIX - начала XX в. - это, несомненно, часть мировой науки, тем более что обмен идеями отечественных и западных ученых осуществлялся тогда беспрепятственно. В то же время русский исторический процесс определил существование ряда особенностей, оказавших влияние на формирование наиболее существенных направлений и черт развития социологии в России XIX - начала XX в. Она характеризуется такими своеобразными чертами гуманитарной мысли России, как стремление к целостной философской концепции исторического развития, разработка проблем истории и истории России в частности в сравнении с историей других стран, осознанная потребность сопоставления России и Запада; высокая степень политизации общественной науки, ее тесная связь с политикой и политической деятельностью.
Мыслители России, внесшие существенный вклад в развитие социологии, выступали и как философы, и как специалисты в области исторической и правовой науки, и как политики. Каждая из сторон их деятельности обогащала другие, и потому деятельность русских социологов представляла собой особый, неповторимый синтез.
Распространение социологии в России в 1860-70-х гг. теснейшим образом связано с духовными исканиями русской интеллигенции после крестьянской реформы 1861 г. Мировоззренческая ориентация русских социологов заметно отличалась от позиции представителей европейской социологии, исповедовавших принцип "свободы от ценностных суждений".
Несмотря на цензурные ограничения, в России быстро переводились и издавались работы наиболее известных западных социологов: Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля и др. Поэтому многие отечественные социологические школы возникли в результате заимствования или переработки зарубежных социологических концепций.
Позитивистская традиция (направление в социологии, исходным принципом которого является опора теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдениях, не вызывающих сомнения) была представлена в работах Л.И. Мечникова. Лев Мечников придерживался детерминистских взглядов в географии, был сторонником органической школы в социологии и убежденным анархистом в политике. Основным вопросом, который рассматривает Мечников, является взаимоотношение цивилизации и Среды, в которой она существует. В отличие от марксистов, Мечников считал первопричиной социальных изменений не прогресс техники или материального производства, а изменение ценностных установок людей, их стремление к помощи друг другу.
Социологический психологизм — плюралистическое направление социологии, принимающее в качестве основной предпосылки исследования и объяснения социальных явлений и процессов действие и взаимодействие общественных, групповых и индивидуальных психических факторов – Л.И. Петражицкий.
Основные идеи французской социологической школы Э. Дюркгейма разделяли М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин. По Дюркгейму основу социальной жизни составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим факторам действительности и обладающие рядом самостоятельных характеристик. Согласно принципу социального детерминизма он при изучении общества требовал объяснять «социальное социальным».
Антипозитивистская традиция немецкой социологической школы была поддержана отдельными представителями "субъективной школы" в русской социологии, в частности - Н.И. Кареевым ( заключается в переходе от понимания общества как механической связи, к пониманию общности как субъективно-смысловой реальности)
Марксистская традиция также имела своих сторонников в лице Г.В. Плеханова, В.И. Ленина.
Общество по Марксу антагонистично (противоречиво). Противоречия возникают из-за частной собственности: классы Маркса — это «Социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном отношении и борющиеся». Маркс доказывал, что существование классов связано с определенными фазами развития производства. Классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата, а это приведет к уничтожению классов.
Маркс рассматривал общество как систему связей и отношений между индивидами, как результат трудовой деятельности людей, он ввел в социологию системное видение общества, заложил основы конфликтной модели общества.
Особое место среди различных направлений русской социологической мысли 70-80-х годов принадлежит так называемой субъективной школе, возглавлявшейся видными публицистами, вождями народничества П.Л.Лавровым и Н.К.Михайловским. В центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса.
Конец XIX - начало XX вв. был отмечен успехами в развитии статистических исследований в России, что заставило ряд русских социологов пересмотреть бытовавшие в то время взгляды на предмет и метод социологии. К сторонникам эмпирической социологии следует отнести К.М. Тахтарева и П.А. Сорокина.
Главная работа русского периода научной деятельности П.А. Сорокина - это "Система социологии" в двух томах, вышедшая в свет в 1920 г., в целом она написана в традициях позитивистской методологии. В науке «социология» он выделял четыре важных раздела:
1. Общее учение об обществе (определение общества, описание его основных черт, анализ процесса взаимодействия, формулировка основных социальных законов, характеристика социологических направлений).
2. Социальная механика. Этот раздел П. Сорокин называл главным. Сюда входит изучение закономерностей, проявляющихся в общественных явлениях.
3. Социальная генетика. Здесь рассматривается учение о происхождении и развитии общества и его институтов, показываются исторические тенденции их развития.
4. Социальная политика. Это практический, прикладной раздел, задачами которого являются «формулировка рецептов, указание средств, пользуясь которыми, можно и должно достигать цели улучшения общественной жизни и человека. Иначе социальную политику можно назвать социальной медициной или учением о счастье».
Таким образом, социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества.
Информация о работе Основные течения русской социально-политической мысли ХIХ-ХХ веков