Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:33, реферат
Согласно этому принципу, все члены общества имеют равную обязанность трудиться, приумножать общественное богатство и пользуются равным правом получать от общества средства к жизни соответственно количеству и качеству затраченного труда. Провозглашая обязательность труда для всех трудоспособных, социалистическое общество законом обеспечивает каждому из них предоставление работы.
принцип «От каждого — по способностям, каждому — по труду»; выражая особенности распределения материальных и духовных благ в социалистическом обществе, он характеризует вместе с тем природу социализма, господствующие в нем общественные отношения.
Согласно этому принципу, все члены общества имеют равную обязанность трудиться, приумножать общественное богатство и пользуются равным правом получать от общества средства к жизни соответственно количеству и качеству затраченного труда. Провозглашая обязательность труда для всех трудоспособных, социалистическое общество законом обеспечивает каждому из них предоставление работы. «Граждане СССР имеют право на труд, — то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, — включая право на выбор профессии, рода занятии и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей» (Конституция СССР, ст. 40). В этом состоит одно из важных отличий социализма от капитализма, неизменным спутником которого является безработица.
Цель социалистического производства — возможно более полное удовлетворение материальных и культурных потребностей трудящихся. Однако социалистическое производство еще не в состоянии обеспечить изобилие средств к жизни и полностью удовлетворить потребности своих членов. Отсюда необходимость строжайшего учета и контроля за мерой труда и мерой потребления. Количество и качество труда — такова при социализме мера удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей каждого трудящегося соответствует степени его трудовой активности, его вкладу в общественное достояние. При социализме кто больше и лучше работает, тот больше и получает. Такой порядок создает личную материальную заинтересованность работника в том, чтобы совершенствовать свою квалификацию, развивать способности, активно участвовать в производстве, увеличивать количество и повышать качество выпускаемой продукции. Поскольку же человек в социалистическом обществе трудится не в одиночку, а обязательно в коллективе (на промышленном предприятии, в колхозе, совхозе и т. д.), мера его трудового вклада и соответственно мера удовлетворения его потребностей в значительной мере зависят от трудового вклада производственного коллектива в целом. Следовательно, О. п. с. обеспечивает не только личную, но и коллективную материальную заинтересованность. Создавая основу для единства интересов личности, коллектива и общества в целом, О. п. с. порождает не только материальные, но и моральные стимулы к труду — чувство долга перед обществом, коллективом, общественное признание труда и т. п. (см. Стимулы материальные и моральные).
О. п. с. не только стимулирует трудовую и общественную деятельность людей, но и воспитывает коммунистическое отношение к труду, укрепляет социалистическую дисциплину и организованность, служит важным средством борьбы с тунеядством.
Каждый работник при социализме получает от общества столько, сколько отдает ему, за вычетом той доли, которая идет на нужды всего общества (на расширенное социалистическое воспроизводство, оборону страны и т. д.). Однако здесь еще сохраняется неравенство в доле продуктов, получаемых членами общества при распределении, так как принцип равной оплаты за равный труд — это применение одинакового масштаба к различным людям. Поскольку люди имеют разную квалификацию, количественно различный состав семьи, по-разному относятся к труду и т. п., то естественно, что при оплате по труду они получают неравные доходы.
О. п. с. несовместим с мелкобуржуазным принципом уравнительного распределения, подрывающим материальные стимулы к труду, препятствующим развитию и совершенствованию способностей человека, повышению его профессиональной и общеобразовательной подготовки, порождающим иждивенчество. Грубый уравнительный коммунизм, отрицающий, как писал Маркс, личность человека, весь мир культуры и цивилизации, отвергается рабочим классом. В О. п. с. воплощены огромные достижения социалистического общества — господство общественной собственности и отсутствие эксплуатации, достижение равной возможности и обязанности всех членов общества трудиться и получать равную оплату за равный труд и т. д. Вместе с тем в этом принципе отражена известная историческая незрелость социализма, связанная с уровнем развития производства и вытекающим из него неравенством в распределении. Это создает некоторые ограничения в удовлетворении потребностей всех членов общества, в развитии и проявлении их способностей. Так, более обеспеченный материально человек обладает большими возможностями для своего развития, нежели менее обеспеченный. Горожанин обладает известными преимуществами по сравнению с жителем села, что обусловлено различием в характере труда и культурно-бытовых условиях города и деревни. Меньше возможностей для формирования и развития способностей по сравнению с мужчинами имеют женщины, которые тратят массу времени и усилий на заботу о быте и воспитании детей. Не все члены общества имеют возможность для систематических занятий в области научного и художественного творчества и т. д. Кроме того, выбор человеком рода занятий диктуется нередко не призванием, а соображениями материального порядка (заработная плата, квартира и т. д.).
В
процессе строительства