Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 19:13, курсовая работа
В данном случае законодатель становится на защиту прав трудящихся. Новый Трудовой кодекс РФ имеет множество механизмов защиты прав трудящихся, но как показал двухгодичный опыт его применения, к сожалению, он не решил всех проблем. Весь вопрос заключается в том, что эти механизмы на практике недостаточно эффективны, и применение их является весьма проблемным.
Введение 3
Глава 1. Природа конфликта в организации 5
1.1 Сущность конфликта 5
1.2 Типы трудовых конфликтов 7
1.3 Причины возникновения конфликтов в сфере труда 10
1.3.1 Причины конфликтов «руководитель – подчиненный» 11
Глава 2. Управление конфликтной ситуацией 14
Глава 3. Методы разрешения трудовых конфликтов (споров) в современных
условиях 16
3.1 Разрешение коллективных трудовых споров в примирительной
комиссии 18
3.2 Разрешение коллективных трудовых споров с участием посредника 19
3.3 Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже 20
3.4 Забастовка как способ разрешения коллективных трудовых споров 22
Заключение 24
Библиографический список 26
Рецензия 27
К
сожалению, частым примером межгруппового
конфликта служат разногласия между высшим
и более низким уровнями управления, т.
е. между линейным и штабным персоналом.
Это яркий пример дисфункционального
конфликта.
1.3 Причины возникновения трудовых конфликтов
Среди типичных причин трудовых конфликтов выделяются:
5) Незнание или игнорирование работодателем норм действующего трудового законодательства.
6) Снижение трудовых и социальных гарантий работающих.
7)
Бездействие администрации
в улучшении условий
труда.
1.3.1 Причины конфликтов «руководитель – подчиненный»
Проблема взаимоотношений
Среди причин конфликтности
1) Субординационный характер отношений. Существует объективное противоречие между функциональной и личностной сторонами отношений руководителя и подчинённого. В управленческой деятельности между ними имеются отношения субординации. Они характеризуются двумя сторонами – функциональной (официальной, формальной) и личностной (неофициальной, неформальной). Функциональная означает объективно существующую связь между людьми, когда одни группы людей направляют деятельность подчинённых, а последние выполняют указания. Личностное содержание отношений в звене «руководитель-подчинённый» зависит от индивидуально-психологических особенностей участников взаимодействия, их темпераметров, характеров, способностей, деловых и моральных качеств, а также взаимной симпатии или антипатии.
2) Противоречие в звене «руководитель – подчинённый». Оно характеризуется тем, что от руководителя зависит довольно широкий диапазон жизнедеятельности подчинённого. Последний обязан выполнять указания и распоряжения начальника, т.е. подчиняться. Практически никогда не обеспечивается полное соответствие требований ролей возможностям и способам действий их исполнителей. Объективная необходимость устранения этого несоответствия и субъективное восприятие возможности его устранения неизбежно порождают конфликты.
3) Совместная деятельность оппонентов. Частота возникновения конфликтов по вертикали связана с интенсивностью совместной деятельности оппонентов. На шесть месяцев, связанных с выполнением основных заданий года, проверками вышестоящими инстанциями, сдачей аттестаций, подведением итогов и т.п., приходится около 60% всех конфликтов «по вертикали». На остальное время, когда деятельность организуется обычным порядком, приходится примерно 40% конфликтов между руководителями и подчинёнными.
Наиболее конфликтно звено «
4) Разбалансированность
рабочего места. Рабочим местом называют
совокупность функций и средств, достаточных
для их выполнения. Функции отображаются
в обязанностях и ответственности за их
выполнение, а средства – в праве и власти.
Рабочее место имеет структуру, элементы
которой должны быть сбалансированы.
Глава 2. Управление конфликтной ситуацией
Выше уже были проанализированы основные причины возникновения конфликтов в трудовой сфере. Далее рассмотрим несколько эффективных методик управления конфликтной ситуацией:
Систематическое
скоординированное использование системы
вознаграждений для поощрения тех, кто
способствует осуществлению общеорганизационных
целей, помогает людям понять, как им
следует поступать в конфликтной ситуации,
чтобы это соответствовало желаниям руководства.
Глава 3. Методы разрешения трудовых конфликтов в современных
условиях
Разрешение трудовых конфликтов по своей сути предполагает изменение самой конфликтной ситуации.
Первое. Довольно часто применяют, так называемый, механический способ разрешения конфликта. Сущность его сводится к тому, что объект конфликта может быть изъят из обращения, а может быть подменен другим объектом. Примером может служить ситуация, когда одна система оплаты труда, вызывавшая трудовые конфликты, заменяется на другую; повременная на сдельную. Или все оппоненты, или одна из сторон, могут быть устранены или произойдет изменение их ранга. Довольно часто мы наблюдаем, когда работников, недовольных системой оплаты труда или размером заработной платы администрация под каким-то предлогом пытается уволить, или перевести на другой участок работы.
Следует отметить, что механический способ разрешения конфликта, когда удаляется один из оппонентов, не всегда оправдан. Применительно к нашему примеру довольно часто случается так, что новые, нанятые взамен уволенным работники, оказавшись в аналогичных условиях, тоже начинают выражать недовольство системой оплаты труда. В этой связи становятся важными другие схемы разрешения трудовых споров.
Второе. Изменение отношений
Конечно, имеет место и такие случаи, когда конфликт пытаются либо не замечать, либо подавлять через запрет на обсуждение его причин, угрозы применения санкций и пр. Такие ситуации фактически приводят к потере управления конфликтными процессами. Исследования неоднократно доказывали, что лишь сам факт обсуждения проблемы сторонами уже приводил к снятию социальной напряженности. Поэтому справедливо считается, что наиболее эффективными методами предотвращения и разрешения трудовых конфликтов на ранних стадиях их возникновения являются переговоры.
Деловые переговоры как способ предупреждения и разрешение конфликта. Следует отметить, переговоры это не просто совокупность методов урегулирования конфликта вообще и трудового конфликта в частности. Переговоры следует рассматривать как комплексное явление: переговоры это процесс общения по совместному решению проблемы и удовлетворению потребностей субъектов, взаимных интересов сторон.В процессе переговоров осуществляется познание и согласование интересов субъектов, формируется эмоциональный настрой, определяются и разрабатываются сами способы реализации этих интересов.
Важность понимания использования переговоров,
как средства предотвращения и разрешения
противоречий и конфликтов состоит в том,
что такой подход способствует сохранению
состояния мирного взаимодействия между
противоборствующими сторонами. Это говорит
о необходимости поиска путей решения
проблемы до того, когда предпринятые
силовые действия одной из сторон (или
всеми сторонами, втянутыми в состояние
противоборства) для достижения своих
целей, сделают невозможным мирное сотрудничество.
Ориентация на переговоры, как способ
предотвращения конфликта является фактором
сдерживания от конфликтных действий.
3.1 Разрешение коллективных трудовых споров в примирительной
комиссии
Примирительная комиссия – это совместный орган спорящих сторон, созданный на паритетных началах.
Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Она формируется из представителей сторон на равноправной основе. В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от 2 до 5 представителей от каждой стороны. В состав примирительной комиссии могут входить лишь представители сторон. В том случае, когда требования работников отклонены, работодателю следует одновременно с письменным уведомлением об этом направить представительному органу работников предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со своей стороны.
Если работодатель не сообщает своего решения, то представительному органу работников по истечении 3 рабочих дней со дня вручения работодателю требований следует направить ему предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со своей стороны.