Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:02, контрольная работа
В рыночной экономике основным двигателем исследования систем управления является практическая проблема и необходимость ее решения на должном уровне для обеспечения выживания, развития бизнеса, общества в целом.
Возрастающая роль исследования систем управления определяется развитием двух тенденций в реальной деятельности организаций:
продолжающейся интеграцией функций развития, маркетинга, менеджмента и контроля в их деятельности;
усложнением технико-организационной среды как системной совокупности методов и технических средств управления.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие системы и ее свойства……………………………………………….4
2. Элементы и классификации систем управления…………………...……….7
Заключение……………………………………………………………...………..13
Список литературы………………………………………………………………14
Технологией управления называется сочетание квалификационных навыков, способов, методов, приемов, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для решения проблемы, внесения желаемых изменений, преобразований в материалах, информации или людях в процессе достижения ими поставленных целей.
Представляется возможным выделить простые технологии управления, гибкие, информационные, интеллектуальные.
Простыми технологиями управления — технологии, которые позволяют получить в процессе работы один заранее определенный результат.
Гибкие технологии управления позволяют получить (в зависимости от складывающейся ситуации управления) один из ряда заранее определенных возможных результатов.
Информационные технологии управления позволяют в процессе работы на основе поступающей и имеющейся информации изменять набор возможных результатов.
Интеллектуальные технологии управления позволяют на базе известных знаний получать в процессе работы новые знания и на их основе менять, совершенствовать цели, задачи, методы работы для получения принципиально нового результата и/или синергического эффекта непропорционально большого роста эффективности функционирования.
По признаку глобальности сферы принимаемых управленческих решений выделяют централизованные и распределенные технологии и системы управления.
В централизованной системе управления решения принимаются одним лицом (в одном центре) и охватывают объект управления в целом. Положительными чертами такого управления являются высший уровень планирования, координации и контроля деятельности. Однако рост сложности, масштабов объекта управления приводит к появлению:
во-первых, «эффекта бутылочного горла», когда решения долго не принимаются по причине перегрузки лица или центра принятия решений;
во-вторых, увеличению длительности «цикла управления» из-за отдаленности места принятия решений от места их исполнения. Это может вызывать асинергический эффект резкого снижения эффективности управления. Для снижения вероятности такого эффекта создают распределенные системы управления.
Распределенная технология (или система) управления характеризуется наличием ряда иерархически, функционально, структурно связанных центров принятия решений и(или) ответственности в согласованных сферах управления деятельностью ОПС (от государства до организации).
«Распределение» затрагивает: декомпозицию целей и функций; распределение прав на принятие решений и распоряжение ресурсами; определение сфер ответственности и др. «Распределение» дополняют процедурами предварительного согласования и отчетности.
Недостатками таких систем являются повышенные риски:
– нарушения
целостности при «
– конфликтов уровней и/или элементов системы.
В настоящее время большинство технологий и систем управления распределенные.
Предметом при исследовании таких систем управления могут быть: оптимальность или рациональность распределения чего-то (целей, функций, ресурсов и т.п.); достаточность согласований решений и быстродействия системы и пр.
В качестве объектов и инструментов при реализации технологий и систем управления в определенных предметных областях деятельности могут рассматриваться:
законодательная и нормативная деятельность;
прямое администрирование;
информационные технологии и реклама;
финансы и финансовый менеджмент.
Системами управления снабжают сложные системы, которые от этого еще более усложняются и могут быть представлены как совокупность объекта управления (того, чем управляют) и субъекта — системы управления.
Системой управления можно называть конкретный аппаратурный, нормативный, функциональный вариант реализации технологии, позволяющий решать конкретную проблему управления. Системами управления считают системы, которые предназначены для такого воздействия на объект управления, которое переводит этот объект в желаемое состояние и/или придает параметрам происходящих в нем процессов определенные количественные или качественные значения. При этом качеством называют специфику данного объекта. Необходимые изменения в управляемом объекте (или процессе) управления производят под воздействие управляющих сигналов или воздействий.
Система управления включает следующие элементы:
датчик информации
о состоянии объекта
подсистему сбора и передачи этой информации;
подсистему обработки и отображения этой информации;
подсистему
выработки управляющих
каналы, подсистему передачи управляющих воздействий;
исполнительные устройства.
По участию человека в принятии и реализации решений выделяют автоматические (без участия человека) и автоматизированные (с участием человека, чаще всего оператора) системы управления.
Применение автоматических систем управления ограничено объектами и процессами, которые могут быть описаны и в отношении которых можно заранее разработать модели. Они работают по жестким, заранее заданным алгоритмам.
Такие системы
также применяют для
Если заранее описать, предсказать все ситуации невозможно, то участие человека в системе управления становится необходимым. Наибольшее распространение в настоящее время получили автоматизированные системы управления (АСУ) с распределением функций между человеком-оператором и техническими средствами, основными из которых могут быть признаны вычислительные машины.
По месту в процессе управления в системе управления могут быть выделены подсистемы целеполагания, маркетинга, менеджмента.
Подсистема
управления целеполаганием «отвечает»
за своевременную выработку и
модификацию целей деятельности
организационно-
По влиянию на оценку эффективности операции и(или) системы могут быть выделены подсистемы управления доходом (системой продаж), издержками, рисками, запасами, ликвидностью, временем реализации процессов (контроллинг) и др.
Подсистема управления доходами (продажами) создается для максимизации продаж, наблюдения за отношением покупателей, брокеров, дилеров и своевременной их корректировки с использованием методов ценовой и неценовой конкуренции.
Подсистема
управления издержками (затратами) призвана
минимизировать издержки и обеспечить
этим конкурентоспособность и
Подсистема управления рисками создается с целью их своевременного обнаружения, устранения (исключения источников), снижения (с использованием хеджирования, форвардных контрактов и др.), возмещения (через страхование), самострахования (через создание и управление резервами и запасами) или осознанного поглощения риска (то есть принятия его без дополнительных мер защиты).
Подсистема управления запасами создается с целью оптимизации размеров и своевременного пополнения запасов во избежание потерь от риска простоев по причине отсутствия материалов, запасных частей и др., а также их минимизации, так как необоснованный рост запасов снижает эффективность финансово-хозяйственной деятельности. Фактически это один из элементов или блоков подсистемы управления рисками. Однако большое значение управления запасами привело к тому, что необходимость в управлении запасами была осознана ранее, чем необходимость управления рисками в целом.
Управление ликвидностью — это управление способностью активов ОПС превращаться в денежные средства для покрытия требований, которые могут быть предъявлены.
При этом могут
рассчитывать коэффициенты, характеризующие
ликвидность и возможность
Управление
временем реализации и необходимость
синхронизации процессов
По принципу управления, используемому в системе, выделяют системы программного, адаптивного, ситуационного, социально-этического управления. Важно, что программное и адаптивное управление возможно в автоматическом режиме, а ситуационное и социально-этическое управление реализуют в автоматизированном режиме.
По признаку
охвата ряда смежных областей деятельности
выделяют неинтегрированные (простые)
и интегрированные системы
Интегрированные системы управления объединяют и автоматизируют деятельность в нескольких сферах. Например, известны интегрированные системы проектирования и технологической подготовки объектов машиностроения. Такая интеграция не является механическим объединением двух различных систем. Интеграция создает эффект эмерджентности — несводимости свойств целого к свойствам отдельных его частей при различных вариантах композиции знаний.
В системе управления ценой интеграция позволит учитывать в цене стоимость разработки, производства и продвижения товара.
С точки зрения возможности выработки в процессе управления новых знаний можно выделить ординарные и интеллектуальные АСУ.
Ординарные
системы управления не создают новых
знаний. К ординарным относят все
выше приведенные системы
Интеллектуальные системы управления позволяют вырабатывать и использовать новую информацию для повышения эффективности и снижения рисков управления.
Творчество
позволяет синтезировать в
Использование интеллектуальных систем управления позволяет «просчитывать» отдаленные, вовсе не очевидные последствия принимаемых решений, а также управлять тенденциями до того, как они «наберут силу».
С точки зрения
эффективности расхода ресурсов
интегрированные и
Возможны и другие виды систем управления, их многообразие растет и отражает усложнение экономических отношений. Особенности этих систем, отраженные при их классификации, могут играть решающую роль в выборе методов исследования систем управления и определять достоверность результата, эффективность и затраты на такие исследования.
Заключение
Научно-техническая революция привела к росту значимости систем управления в воспроизводственном процессе на всех уровнях иерархии: государство, регион, холдинг, финансово-промышленная группа, организация.
Возрастающая важность и сложность исследования системы управления определяются развитием двух тенденций в реальной деятельности организаций:
продолжающейся интеграцией функций развития, маркетинга, менеджмента и контроля в их деятельности;
усложнением технико-организационной
среды как системной
Технологии управления влияют на геополитическое положение, государственный строй, экономическую и социальную ситуацию в стране.
При этом все большее значение приобретают автоматизированные системы управления в реальном масштабе времени протекания процессов и иерархические распределенные системы управления. Наблюдается тенденция повышения степени автоматизации, а, следовательно, и формализации управленческого труда.
Одновременно
увеличивается сложность и
В рыночной экономике основным двигателем исследования систем управления является практическая проблема и необходимость ее решения на должном уровне для обеспечения выживания, развития бизнеса, общества в целом.
Поэтому в деятельности предпринимателей, менеджеров все большую роль играют: предшествующие исследования (прогнозные и плановые); исследования в реальном масштабе времени протекания процессов (контрольные, диагностические, сравнительные); последующие (отчетные, контрольные, диагностические, сравнительные) исследования систем управления.
Информация о работе Основные понятия и элементы систем управления