Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:34, реферат
Человеческое общество образуют в любой исторический момент, конечно же, люди. В обыденной речи почти не различаются понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». В научной литературе- человек- понятие самое общее, родовое. Индивид- отдельный, конкретный представитель человеческого рода. Под индивидуальностью понимают совокупность черт , отличающих одного индивида от другого. Понятие «личность» вводится для выделения надбиологической, социальной сущности человека.
В социологии личность определяется как с
«Основные подходы к изучению структуры личности»
Человеческое общество образуют в любой исторический момент, конечно же, люди. В обыденной речи почти не различаются понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». В научной литературе- человек- понятие самое общее, родовое. Индивид- отдельный, конкретный представитель человеческого рода. Под индивидуальностью понимают совокупность черт , отличающих одного индивида от другого. Понятие «личность» вводится для выделения надбиологической, социальной сущности человека.
В социологии личность определяется как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В момент рождения ребенок еще не является личностью. Ему еще предстоит ею стать .
Многомерная, сложная природа человека , разнообразие его социальных связей и отношений породили множество различных подходов к проблеме личности. К числу наиболее популярных относится ролевая концепция личности. Эта концепция начала складываться в 30-е года в американской социальной психологии, в трудах Ч.Кули, Дж.Мида. Каждый человек включен во множество социальных групп: семья, учебная группа, дружеская компания и др. В каждой он занимает определенное место, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. В одной ситуации юноша должен вести себя, как следует сыну, в другой- как другу, в третьей как- спортсмену , то есть выступают в разных ролях. Социальная роль- соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей- часть процесса социализации личности, обязательное условие «врастание» человека в общество себе подобных. Усваивая социальные роли, человек учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Социальная роль распадается на ролевые ожидания , то есть то, чего ждут от исполнителя той или иной роли(врача, дворника, ученика, шофера), и на ролевое поведение- то, что человек реально выполняет в данной роли. Общество обязательно следит, причем разными способами, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов, располагающая разными социальными санкциями – от порицания и осуждения до насильственного пресечения.
Исполняя свою совокупность социальных ролей, человек занимает в общественной системе определенную позицию. Ее принято называть социальным статусом. Социологи различают предписанные и приобретенные статусы. Скажем, если человек родился в дворянском сословии, этот его статус предписанный. А статус писателя, ученого, лидера политической партии- обязательно приобретенный. Нередко говорят также о естественном статусе (мужчина, женщина, подросток, старик) профессионально-должностном ( банкир, слесарь, адвокат). Главный статус указывает на ту позицию в обществе, которая особенно важна для личности( глава фирмы, профессор)
Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но описание активного, личностного, творческого начала требует другого подхода.
Большой интерес вызывает и концепция личности З.Фрейда. Эту концепцию З. Фрейд, виднейший психолог и психоаналитик, разрабатывал на протяжении нескольких десятилетий с конца 19 до конца 20 веков. Модель личности, созданная им, имеет три уровня: низший слой (Оно), в котором содержатся бессознательные импульсы, средний слой (Я)-слой осознаваемых реалий, а также верхний слой( Сверх-Я), где собрались нормы общества, культурные требования, воспринятые человеком. Задача личности, полагал Фрейд, последовательно осмысливает, переводить в сферу сознания тот материал, который с обеих сторон атакует психику человека. В целом же, по мнении Фрейда, человеческая история может рассматриваться как «история нарастающего невроза», так как давление культурных норм, запретов, противоречий из уровня Свер-Я неуклонно возрастает.
В американской социологии достаточно распространенной является и поведенческая концепция. Европейские социологи не считают ее достаточно актуальной. Авторы этой концепции, американский исследователи Б.Скиннер и Дж.Хоманс считают поведение человека обусловленным тремя факторами: безусловными рефлексами, условными рефлексами и оперантными реакциями. Если первые два фактора изучаются исключительно биологами и медиками, то последний лежит уже и в социальной сфере. По мнению Скиннера, некоторые поступки человека могут более или менее случайно приводить его к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие поступки организм теперь сам считает нужным осуществлять, допуская необходимые реакции со своей стороны, помогая себе проводить в жизнь полезное поведение. Реакции организма , помогающие ему адаптироваться, Скиннер и называл оперантными. Они прослеживаются и у животных, и у человека. Конечно, такая концепция, почти не усматривающая разницы между поведением человека и теплокровных животных, должна быть определена как крайне «биологизаторская» . Социальная сущность человека перестает быть важной. У лишенного свободы, ответственности, достоинства человека не остается и причин к самостоятельному выбору линии поведения.
Информация о работе Основные подходы к изучению структуры личности