Основные организационно-правовые формы социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:57, реферат

Описание работы

Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.
Эффективная политика в отношении социальной защиты направлена на обеспечение фундаментальных конституционных прав граждан. Социальная защищенность всех слоев населения является показателем успешного развития региона.

Содержание

1. Введение
2. Понятие социальной защиты населения. Соотношение понятий "социальная защита населения" и "социальное обеспечение".
3. Основные организационно-правовые формы социальной защиты населения.
4. Правовое регулирование социальной защиты населения.
5. Основные направления социальной защиты в России.
6. Заключение
7. Список литературы

Работа содержит 1 файл

2.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

     2. Эти отношения опосредуют предоставление социального обеспечения гражданам на безвозмездной, безэквивалентной основе, и в связи с этим получили название социально-алиментных отношений (от слова алиментные). Гражданское процессуальное право обеспечивает защиту социальных прав.

     Метод права социального обеспечения:

     Общеправовой - дозволение, запрет, предписание.

     Централизованный  метод - когда выбор субъекта достаточно ограничен или вообще безальтернативен.

     Развиваются договорные методы регулирования - на договорах основана система обязательного  медицинского страхования, договоры заключаются  на предоставление социальных услуг, причем развивается возмездность в этих отношениях. Напр., полная оплата социальных услуг, если чел может оплатить их сам.

     Такую многоуровневость правового регулирования  можно рассматривать как специфику  права социального обеспечения.

     Проблему  отраслевого деления в праве  нельзя рассматривать абсолютно. Сейчас четких границ деления в праве  нет, т.к. существует социальная диффузия. Трудовое, гражданское (опека, попечительство, патронаж), право социального обеспечения  и чуть-чуть финансовое, именно они регулируют вопросы социальной защиты населения, но и этот перечень можно продолжить. В этой области, очень широко развито межотраслевое функциональное воздействие правовых норм.

    1. Основные направления социальной защиты в России.

     Систему органов, осуществляющих социальную защиту населения, возглавляет Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд России).

Так, например, в  г. Москве социальная защита осуществляется следующими органами и учреждениями:

  1. Департамент социальной защиты населения города Москвы,
  2. Управления социальной защиты  населения административных округов,
  3. Районные управления социальной защиты населения,
  4. Центры социального обслуживания,
  5. Бюро медико-социальной экспертизы,
  6. Центры помощи семье и детям,
  7. Социальные приюты для детей,
  8. Пансионаты для ветеранов,
  9. Психоневрологические интернаты,
  10. Детские дома-интернаты для умственно-отсталых детей,
  11. Реабилитационные центры для инвалидов,
  12. Геронтопсихиатрический центр,
  13. Дома ночного пребывания,
  14. Центр социальных выплат,
  15. Государственное унитарное предприятие «Московская социальная гарантия»
  16. Московский центр технических средств реабилитации.

     Выделим следующие основные направления  социальной защиты в России и подходы  к их реформированию:

     1. Социальная защита детей, детства  и отрочества должна быть ориентированна на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.

     Особое  внимание необходимо уделять детям-сиротам, а также детям из неблагополучных  семей. Надо научиться заботится  об этих детях так, чтобы они не чувствовали себя лишними, отчужденными от общества, а государство не представлялось бы им чем-то абстрактным, бесполезным, а то и враждебным.

     Необходимо  упорядочить процесс коммерциализации услуг, предназначенных детям, в  сферах образования, охраны здоровья, детского творчества, физкультуры и спорта и определить учреждения, где это уместно.

     Следует устранить правовые и организационные  пробелы в решении проблем  детей. Будущее России в наших  детях. Это должно быть целью всех усилий, направленных на социальную защиту детей, детства и отрочества.

     2. Социальная зашита трудоспособного населения должна предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом, не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся лицам. Труд, его вознаграждение и как результат денежные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека, и никто не имеет право посягать на них.

     3. Социальная защита нетрудоспособных  граждан должна быть нацелена  на гуманизацию всех сфер жизни  этих людей.

     Защита  прав инвалида или нетрудоспособного  человека в России пока находится на очень низком уровне. Необходимо создать законодательную и нормативно-правовую базу, чтобы вовлечь инвалидов в нормальный процесс жизни общества, предоставить им рабочие места и обеспечить участие в общественной жизни.

     Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и по возможности их приумножать. Ведущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию и пенсионному обеспечению, которые требуют реформирования.

     На  сегодняшний момент законодательство РФ дает право каждому инвалиду или нетрудоспособному человеку на индивидуальную программу реабилитации, в соответствии с которым государство гарантирует обеспечение таких важнейших потребностей инвалида как реабилитация, образование и трудоустройство.

     4. Социальная защита семьи как основополагающей опоры общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно семья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентированная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития семьи, неотъемлемая часть социальной защиты населения.

     Формы и методы социальной защиты человека должны быть дифференцированными, но обязательно  доступными, полноценными, не унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на профилактику и способы положительного разрешения отдельной личностью сложных критических ситуаций.

     Определяющее  значение в успехе решения проблем  социальной защиты будет иметь адекватность финансовых ресурсов, предназначенных на эти цели, потребностям людей. Сложившееся государственное централизованное финансовое обеспечение привело к непомерной нагрузке на государственный бюджет и неисполнению государственных обязательств по социальной защите населения, что вызывает недовольство граждан и социальную напряженность в обществе .

     Решение проблем социальной защиты населения России, потребует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур.

     Во  многих регионах России необходимо провести модернизацию учреждений социальной защиты. Это особенно актуально для социальных стационарных учреждений. Достойные  условия жизни должны быть созданы тем, кто по разным обстоятельствам находится в домах интернатах, специализированных пансионатах, психоневрологических больницах. Число мест в этих учреждениях должно соответствовать региональной или межрегиональной потребности.

     В России актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Необходимо территориальным органам социальной защиты совместными усилиями с другими заинтересованными службами решить проблемы организации домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.

     5. Социальная защита нетрудоспособных  граждан должна быть нацелена  на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.

     Социальная  защита нетрудоспособных граждан должна включать механизмы, обеспечивающие: всем лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, полное социальное обеспечение независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка, места жительства, рода и характера деятельности в условиях многообразия форм собственности и других обстоятельств; полное пенсионное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в других предусмотренных законодательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государственных пособий семьям, имеющим детей; жесткое исполнение законодательной регламентации пенсионного обеспечения, недопущению ни при каких обстоятельствах задержек выплаты пенсий, как государственных, так и иных; осуществление мер по льготному пенсионному обеспечению инвалидов, а также мер, направленных на профилактику инвалидности, обеспечению социальной защищенности инвалидов, созданию им условий, необходимых для реализации прав и законных интересов, развития их творческих способностей, беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре, медицинской, профессиональной и социальной реабилитации; проживанию в семье; сохранению денежных сбережений и ценных бумаг; имущественным интересам; достойному обеспечению ритуальными услугами. 
 

    1. Заключение

     Для того, чтобы в рамках системы социальной защиты увеличить долю ресурсов, выплачиваемых  непосредственно бедным, следует:

     1. Достигнуть общественного консенсуса  и четко определить, что приоритетной  группой программ социальной  защиты являются малоимущие, а  цель адресных программ заключается  в снижении уровня и глубины  бедности. В экономических и политических кругах существует мнение о том, что действующие программы, в которых право на участие устанавливалось на основе оценки доходов, реализуются для обеспечения малоимущих граждан. Однако в России, это не совсем так. Небедные получатели могут законным образом стать участниками многих социальных программ. Программы государственной социальном помощи предоставляют помощь по принципу «трудной жизненной ситуации», часто без оценки доходов. Такая политика, допускающая создание программ для не малоимущих граждан значительно уменьшает объем средств, которые выплачиваются действительно малоимущим гражданам.

     В данном случае необходимо организовать социальный патронаж, в ходе которого районные социальные службы вели бы учет, реестр граждан, находящихся действительно в тяжелой жизненной ситуации.

     Также требуется совместной деятельности социальных и налоговых служб  с целью проверки подлинности  справок о среднем заработке, приносимых гражданами. Поскольку выделенные средства социальной помощи должны быть целиком направлены на поддержку нуждающихся жителей.

     2. Разработать и внедрить в практику  администрирования адресных программ  для бедных системы показателей  результативности, позволяющей:

     - оценить влияние адресных программ  на уровень и глубину бедности;

     - измерить степень включения бедных в программу (адресность).

     В частности, важно определить распределительную  цель каждой адресной программы: какая  доля получателей или субсидий должна приходиться на долю бедных, чтобы  оценить результаты как успешные. В других странах большая часть программ социальной помощи имеет четкие цели: например, в программе предоставления продовольственных талонов в США ожидается, что 80 % получателей должны быть действительно малоимущими гражданами. Как только определятся четкие цели и задачи, управление программой можно сконцентрировать на программных ресурсах для достижения желаемого результата; при этом используются независимые оценки, чтобы оценить степень результативности программы.

     3. Изменить направление бюджетных  расходов в рамках программ  социальной помощи: от программ, созданных для обеспечения социальной защиты среднеобеспеченных слоев населения, как, например, программа жилищных субсидий, к программам, основной целевой группой которых являются бедные граждане. Перераспределение средств в пользу бедных можно осуществить двумя способами:

     - в рамках программ, направленных  на поддержку более широких  слоев населения (например, жилищные  субсидии), устанавливать больший  размер помощи для бедных;

     - в рамках существующего бюджета  перераспределять ресурсы в пользу тех видов помощи, которые адресованы только бедным.

     4. Изменить дизайн действующих  программ для бедных. Можно рассматривать  два сценария реализации данного  направления реформ. Первый вариант  предполагает совершенствование  трех существующих программ для бедных (ежемесячное пособие на ребенка, жилищные субсидии и программа государственной социальной помощи малоимущим). Второй вариант предполагает замену всех действующих программ, направленных на поддержку бедных слоев населения, на единое пособие по бедности.

Информация о работе Основные организационно-правовые формы социальной защиты населения