Основные направления западной современной социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:35, реферат

Описание работы

К особенностям развития социологии XX века необходимо отнести процесс воссоздания западноевропейской социологии и приход в Европу американской социологии. Она оказывает влияние и увеличивает тягу европейской социологии к эмпиризму. На основе этого взаимодействия происходит интернационализация дальнейшего развития социологии, то есть переход от национального и регионального к межрегиональному её развитию. Обилие центров, направлений, течений обеспечивало плюрализм, постоянную полемику и продвижение социологии вперед.

Работа содержит 1 файл

Основные направления западной современной социологии.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

  Основные  направления западной современной  социологии 

  Введение

  К особенностям развития социологии XX века необходимо отнести процесс воссоздания  западноевропейской социологии и приход в Европу американской социологии. Она оказывает влияние и увеличивает  тягу европейской социологии к эмпиризму. На основе этого взаимодействия происходит интернационализация дальнейшего развития социологии, то есть переход от национального и регионального к межрегиональному её развитию. Обилие центров, направлений, течений обеспечивало плюрализм, постоянную полемику и продвижение социологии вперед.

  Для эмпиризма, и для структурного функционализма характерна общая черта - стирание границ, линий конфронтации и синтез «непримиримых  школ» социологической мысли. Этот процесс был характерен и для работы Международных конгрессов, которые способствовали «научной восприимчивости» социологического сообщества. Появились некоторые общие теоретико-методологических ориентации концептуальных школ. Данное движение в социологии сопровождается и инструментальными изменениями, где ведущее место занимают научно-исследовательские центры, лаборатории, исследовательские группы (команды), в которых сотрудничают социологи, социальные кибернетики, психологи и по необходимости представители других наук. Для них характерна демократическая организация научно-практической работы, идущая на смену традиционным отношениям в школе - «учитель-лояльные ученики». Теперь в качестве организатора социологических исследований выступает известный ученый, который утверждается директором-распорядителем гранта: он подбирает себе штат сотрудников, арендует помещение, берет напрокат необходимое оборудование и т.д.

  В Англии - это  Центр исследования массовых коммуникаций, Институт исследования общностей и  др.; во Франции - Центр социологических исследований, Институт социальных наук о труде и др.; в ФРГ - Институт демоскопии, Франкфуртский институт социальных исследований и др. При этом разнообразная исследовательская деятельность в большинстве случаев происходит стихийно и зависит от инициативы ученых и от инициативы государственных структур, предпринимателей, различных фондов и т.п., финансирующих исследования. В силу того, что проведение социологических исследований требует значительных финансовых затрат, социолог оказывается в сложных отношениях с заказчиком, регламентируемых условиями заключаемого договора.

  На рубеже 40-50-х годов возрождение западноевропейской социологии проходило с приоритетом  эмпирической традиции. Да и сам  термин «социология» применяется, прежде всего, к прикладным исследованиям. Обусловлено это было, во-первых, ослаблением интереса к общетеоретическим поискам в период второй мировой войны. Во-вторых, практическими общественными нуждами восстановления европейских стран, которым как нельзя лучше соответствовала инженерно-прикладная направленность американского эмпиризма. Под воздействием его в европейской социологии становится доминирующим подъем прикладной социологии, а опыт эмпирических исследований - эталоном и неизменным фондом заимствований.

  Только на рубеже 50-60-х годов данная тенденция дополняется возрождением европейских традиций теоретической социологии с постановкой широкомасштабных социально-философских и актуальных политических проблем: противоречия капиталистического мира, отношения с социалистическим и «третьим» мирами, критика существующего статус-кво и др.

  Прикладная  социология тяготела к потребностям практики и прямым заказам с её стороны. Здесь царит фигура исследователя - представителя специализированной социологической организации, осуществляющей исследования по определенному заказу. В них научная истина является лишь инструментальной ценностью, которая служит достижению иных целей. Расширение диапазона прикладных исследований сопровождается активной разработкой стартовых парадигм теорий социологии. [3, с.3-7] 

  1. Структурно- функциональный анализ

  Основу функционализма составляют: натуралистический подход к исследованию социальной реальности; естественнонаучная методология и  системные качества общества; попытка  перечислить все необходимые  условия, обеспечивающие равновесие и «порядок» социальной системы, все составляющие ее элементы, механизмы ее интеграции. Обвинения в антиисторизме структурный функционализм пытался опровергнуть:

  а) разработкой  неоэволюционизма;

  б) созданием  ряда теорий «социального изменения», учитывающих значение дисфункциональных элементов в социальной системе;

  в) поворотом  к изучению «социального конфликта», апеллирующему к работам К. Маркса;

  г) выработкой синтеза структурно-функциональной модели равновесия и модели конфликта, обычно выражающейся в функциональных терминах;  

  д) созданием  общей теории социальных систем.

  Наиболее  полно основы функционализма сформулировал  Т. Парсонс (1902—1979). Он стремился обосновать центральную идею своего социального  учения, идею «социального порядка», в котором над конфликтом доминирует согласие (консенсус). Т. Парсонс построил концептуальную схему, в центре которой находится процесс взаимодействия социальных систем, окрашенных личностными характеристиками и ограниченных культурой. Поворот к структурному функционализму наметился в статье «Нынешние позиции и перспективы систематической теории в социологии» (1945 г.), в которой были изложены основополагающие идеи нового подхода. В его основе лежал принцип, что анализ любого социального действия, состоящего из совокупности единиц действия и нескольких видов социальных отношений (статусно-ролевых, нормативно-ценностных, технологических), может проводиться как часть исследования некоторой системы с «сохраняющимися границами». Если объяснение социальной жизни и человеческих событий вообще возможны, то должен быть комплекс законов, в связи с которыми такие объяснения подтверждаются. Ими как раз и являются универсальные законы о социальных системах, раскрытие которых составляет общую теорию социологии.

  Главным понятием структурного функционализма стало  понятие «социальная система  действия», выражающее спонтанный устойчивый результат возникающих между  людьми социальных действий. С его  помощью Т. Парсонс пытался упорядочить  сложную социальную действительность и подвергнуть теоретическому анализу, успешно применяемому к различным типам открытых систем. Это открыло дорогу безлично-абстрактному (нейтральному) анализу социальных явлений, потоку системно-кибернетических терминов, сближающих социологию с естественными науками, постановке и решению системно-комплексных задач.

  Социальная  система представляет собой универсальный  способ организации социальной жизни, который возникает в результате взаимодействия (связи) социальных действий на базе диктуемых социальных ролей. Она организуется в упорядоченное и самосохраняющееся целое образцами норм и ценностей, обеспечивающих взаимозависимость частей системы, последующую интеграцию целого. Человеку остается только поиск оптимальных форм этой организации и трудная борьба за их воплощение в действительность, в которых обратная связь помогает поддерживать равновесие социальной системы.

  Понятие «структура»  у Парсонса - это совокупность устойчивых, стандартизированных отношений  индивидов - деятелей (элементов). Отличительной  чертой социальных структур является то, что действующие лица выполняют определенные роли относительно друг друга. Понятие роли здесь соединяет действующее лицо с некоторой социальной структурой, вводя её в определенный образ действия, имеющий обязательную силу. Поскольку отношения системы с внешним окружением меняются, необходимо соотносить требования, вытекающие из условия постоянства структуры, и требования данной внешней ситуации. Этот аспект берет на себя функциональная часть анализа.

  В социальной системе функционируют социальные связи – взаимодействия, как деятельная реализация ориентации на другое. Это побудило Парсонса ввести понятие «функция» как самое важное: именно оно проводит различие между «аналитической» позицией, и «структурно-функциональной». Данное понятие выражает рассмотрение структурной единицы с точки зрения её отношения к чему-либо, выражения в определенном отношении. Все в мире функционально, и функциональная зависимость - это то, что придает совокупности элементов свойство целостности, которым в отдельности не обладает ни один из них.  

  Задача социологии как раз и заключается в  том, чтобы найти, что для чего предназначено в социальной системе, т. е. выяснить роль тех или иных элементов  структуры в упорядочении, сохранении и работе системы.

  Функциональная  дифференциация разделяет общество на автономные подсистемы. Им присуща  своя динамика, ими управляют свои силы, что ставит перед обществом  вопрос интеграции - иначе система  может потерять самоконтроль и начать разрушаться. Отсюда основной проблемой социологии является интеграция социальных систем разных уровней. Для этого изучаются структуры и процессы, которые имеют отношение к интеграции систем, т. е. преимущественно их функциональный аспект.

  Исходя из этого, Т. Парсонс начал анализ социальной системы действия не с рассмотрения структурных элементов, а с выявления основных функциональных требований, без которых они и система в целом существовать не могут. Это позволило ему разработать общие теоретико-методологические установки и схемы объяснения, а также методику и технику исследования, противостоящую эмпиризму.

  Общество  надо изучать как систему чего-то, и Т. Парсонс рассматривает его  как функционирующую систему. Последняя  объединяет свои структурные единицы  не путем установления между ними непосредственного взаимодействия, а на основе их функциональной зависимости, которая дает свойство целостности. Т. Парсонс, в отличие от мертоновского функционализма, исходил из четырех функциональных парадигм - «функциональных императивов», которым подчиняется существование любой социальной системы - адаптации, целеориентации, интеграции и поддержания образца Они составляют необходимые условия для образования целостности и поддержания равновесия как основной ценности социальной системы.

  Модель социальной системы

Функция Подсистема Социальные  институты Исполнители норм-ролей
Адаптация Экономика Заводы, банки Предприниматель-работник
Целеориентация Политика Партии, движения Функционер-рядовой  член
Интеграция Институты социального  контроля Государственный аппарат Чиновник-гражданин
Поддержание образца Социализация Семья, школа, религия Учитель-ученик

  Вывод структурного функционализма: система не может  выжить и функционировать, если не решены её основополагающие проблемы. Поэтому  данный анализ начинается с выяснения этих проблем; Т. Парсонс выделяет четыре функциональных проблемы, касающиеся любой системы:

  1. Проблема  рациональной организации и распределения  материальных, человеческих и культурных  ресурсов. Эти функциональные требования  известны как проблемы адаптации, чтобы выжить, система должна приспосабливаться как к внутренним ситуациям, так и к изменениям внешней среды.

  Данной функции  соответствует экономика: она поставляет и распределяет материальные продукты, необходимые для удовлетворения определенных физических потребностей всех членов общества таким образом, чтобы они могли выжить. Указанной подсистеме соответствуют такие социальные институты, как заводы, банки, магазины и т. п., осуществляющие регулирование адаптационными процессами. Нормы-роли, которые выполняются в рамках отношений: предприниматель-работник, потребитель и т. п.

  2. Проблема  определения основных целей и  поддержания процесса их достижения. Данной функции соответствует  подсистема - политика и политические  организации - партии, движения и т. п. Они вырабатывают целевые установки и занимаются политическими видами деятельности через функционеров, побуждая членов общества работать на эти цели.

  3. Проблема  интеграции - сохранения устойчивости, внутреннего единства, солидарности. Данная функция осуществляется институтами социального контроля посредством создания и поддержания общих норм и ценностей, набора символов и общей культуры. Преднамеренное влияние общества на поведение людей осуществляется через определенную организацию - государственный аппарат и институциональные средства, чтобы успешно справляться с нарушениями равновесия и воспроизводства системы теми или иными формами побуждения или принуждения.

  4. Проблема  поддержания образца, мотиваций  деятелей при исполнении ими  требуемых социальных ролей и устранения скрытых напряжений в системе личностной мотивации (проблема латентности). Социальная система для сохранения существующего порядка должна выработать процесс и механизм социализации людей, позволяющие им приобретать свою индивидуальность и одновременно реализовать нормы-роли данного общества, развивать потребность подчинения этим нормам.

  С введением  Т. Парсонсом и Э. Шилзом указанных  понятий наметился существенный сдвиг в теории от анализа структур к анализу функций. Структуры  стали рассматриваться с точки зрения их функциональных последствий для решения названных четырех проблем: взаимосвязь между частными структурами стала анализироваться с точки зрения ее влияния на те условия, которые каждая из структур способна удовлетворить.

Информация о работе Основные направления западной современной социологии