Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:15, практическая работа
Социология возникает в конце 30-х – начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848г. Во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах.
Индустриальная социология – прикладная отрасль социальных наук в США, изучающая трудовые отношения людей на промышленном предприятии и разрабатывающая практические рекомендации по повышению эффективности производства.
Огромное влияние на развитие индустриальной социологии оказал Хоторнский эксперимент, проведенный под руководством профессора Э.Мэйо в Вестерн Электрик Компани близ Чикаго (1924-1932). Хоторнский эксперимент включает ряд знаменитых исследований, основной итог которых составляют следующие выводы: 1) пересмотр роли человеческого фактора в производстве, выведение на первый план психологических и социально-психологических аспектов трудового поведения; 2) открытие явления неформальной организации.
Эти исследования положили начало важнейшему направлению западной социологии – теории “человеческих” отношений и внесли значительный вклад в развитие индустриальной социологии.
Социология 20 столетия.
В XX веке социология получила наибольшее развитие: возникли научные центры в большинстве западноевропейских стран, институционализировалось сообщество социологов, сама социальная наука активно развивалась по различным векторам и направлениям. Многообразие социологических школ и направлений, а также теорий и концепций, практически несводимое к одному знаменателю, вообще характерная черта социологии XX века. Однако накопление большого эмпирического материала и теоретическая эволюция социологии породили стремление к выработке метатеоретических парадигм, претендующих на интеграцию социологического знания и раскрытие самих основ социального бытия.
Социология конца 20 века оказалась перед необходимостью описать новый объект – качественно новый тип общества, в котором преодолеваются (отрицаются) все принципиальные черты общества модерна. Вновь многие прежние представления об обществе оказываются не соответствующими новой социальной реальности, основанной уже на иных принципах. И вновь требуются новые методологические подходы, новые теории, новые приемы исследования и интерпретации. В современной социологии формируется новая исходная аналитическая дихотомия – модерн - постмодерн. Социологами предложено несколько концепций, которые, как прежде современное общество, описывают постсовременное общество с разных сторон, акцентируя его различные аспекты, в совокупности создавая объемную, многомерную картину новой социальной реальности. Это прежде всего такие получившие широкую известность концепции, как теория постиндустриального общества и теория информационного общества. Однако пока описание нового общества осуществляется преимущественно через понятия с префиксом пост – как общества постсовременного, постиндустриального, постклассового, постэкономического, постфордистского, посттрудового и т.д. Это означает, что природа нового общества пока неясна и требует для своего понимания новых подходов ,новых теоретических интерпретаций и новых понятий.
Постсовременность, характерные для нее процессы глобализации ведут к расширению традиционных представлений о границах общества, в эпоху модерна в основном совпадающих с границами нации - государства. Общество стало превращаться в глобальное, что означает возникновение новых закономерностей, механизмов и проблем общественного развития. Все эти изменения требуют уточнения представлений социологии о своем предмете и его границах , совершенствования и существенного обновления теоретических и методологических подходов.
Перед отечественной социологией стоит задача глубокого теоретического анализа тех сложных и противоречивых процессов, которые происходят в современном российском обществе. Те теоретические модели, которые выработаны западной социологией, не в состоянии адекватно описать эти процессы. Поэтому для российской социологии необходимо не только освоение потенциала западной социологии, но и его творческое применение и развитие.
Социологические взгляды на развитие общества и личности казахских мыслителей Х1Х-ХХ вв.
К началу XX века в Казахстане шел процесс формирования национальной казахской интеллигенции, часть которой получила европейское образование. Она испытала на себе влияние не только национального движения Востока, но и буржуазных революций Запада, нарастающее давление оппозиционно настроенных царскому режиму своих соотечественников. После революции 1905 — 1907 гг. новые обороты набирало мусульманское движение России, в том числе тюркских народов. Возникновению и развитию периодической печати способствовало и развитие капитализма, товарно-денежных отношений, транспорта и связи, дальнейшая колонизация края. Конкуренция нарождающейся национальной буржуазии с господствующей русской буржуазией, проникновение иностранного капитала вызвали необходимость реформы системы образования, печати и связи. Поколение культурной элиты, наследовавшее от Абая, Шакарима, Алтынсарина и многих других просветителей дело национального просвещения, восприняло представления Абая о необходимости власти, способной улучшить положение казахского народа, ориентировалось на его просвещение и создание организации, способной выразить казахские национальные интересы. Именно национальной интеллигенции с ее образованностью, интеллектуальной силой и нравственным свободолюбивым пафосом предстояло взяться за возрождение и модернизацию национальной государственности в рамках политического и идеологического пространства Российской империи.
Характерной
чертой узкого слоя казахской культурной
элиты было обладание разносторонними
творческими качествами. Практически
все они были общественными деятелями
и одновременно писателями, поэтами,
учеными, не ограниченными горизонтом
своих профессий, узкой специализацией.
Например, инженер-железнодорожник
М. Тынышбаев проявил себя также
в качестве видного историка, этнографа,
М. Дулатов - поэт, публицист, писатель,
драматург, педагог, общественный деятель,
А. Байтурсынов - поэт, публицист, переводчик,
тюрколог, создал в 1924 г. реформированный
казахский алфавит на основе арабской
графики, А. Букейханов - общественный
деятель, публицист, ученый, автор ряда
трудов, посвященных политическому
просвещению казахского народа, пробуждению
его национального
Современная казахстанская социология: проблемы, достижения, сложности. Социологические концепции Н.Аитова, , М.Аженова, К.Биекенова, К.Габдуллина, С.Т. Сейдуманова, М.Тажина
Социология Казахстана является частью теории социологичес-
кого знания, и исследует процесс становления и развития науки. В
этом качестве она имеет свою историю, неразрывно связанную с
генезисом социологической дисциплины, процессом институциа-
лизации и функционирования в обществе, сменой ее исследова-
тельских парадигм формами структурирования, определением пред-
метной области, взаимоотношениями с другими науками. Станов-
лению и развитию социологии в Казахстане основной толчок дала
независимость Республики. Социологи считают, что общество –
это продукт человеческой мысли, которую, следовательно, можно
изменить.
В трудах казахстанских социологов затрагиваются различные
проблемы современного общества.
Среди них особое место занимают труды по социальной струк-
туре и социальной стратификации доктора философских наук, про-
фессора М.С. Аженова. Автор в монографии «Социальная страти-
фикация в Республике Казахстан», пишет, что в стратификацион-
ном процессе, который проистекает в нынешнем Казахстане, не
играет никакой роли, принадлежность к какому-то этносу. Главные
признаки углубляющейся дифференциации в казахстанском обще-
стве – это доход и власть.
В становлении и развитии социологической науки в Республи-
ке Казахстан важную роль сыграли труды доктора философских
наук, профессора Н. Аитова. Важное место в изучении проблем
эхтнотерриториальных культурных контактов занимает моногра-
фия доктора социологических наук, профессора М. Тажина. В дан-
ной работе подчеркивается, что зачастую содержание проблемы и
способы ее решения сводятся к перестройке языковой политики в
регионах. Разумеется, это исключительно важное направление фор-
мирования регионального равенства в культурном и политическом
отношении.
За годы независимости Республики Казахстан под редакцией
доктора социологических наук, профессора К. Габдуллиной или с
ее участием были опубликованы следующие издания: «Социоло-
гия» (1994); «Социология труда» (1995); «Социология» (1997); «Со-
циология труда» (1997), учебник, выигравший конкурс объявлен-
ный фондом «Сорос - Казахстан»; «Хрестоматия по социологии»
(1998); «Словарь-справочник по социологии» (1999). «Социология»
(1999); «Казахстан и современный мир» (2001), «Социология пра-
ва» (2003); «Общество: прогресс и регресс» (2003); «Практикум по
социологии права» (2004); «Прикладная социология» (2004) и др.,
которые сыграли важную роль в становлении и развитии социоло-
гии в Казахстане.
В своих исследованиях о политической культуре хозяйственно-
го руководителя доктор социологических наук, профессор К. Бие-
кенов исходит из следующих логических посылок:
1) политическая культура хозяйственного руководителя по
своим содержательным, структурным и функциональным особен-
ностям является качественной характеристикой его политической
деятельности, отношений и сознания;
2) политическая культура выражает уровень освоения руко-
водителем навыков политической деятельности, ценностей и норм;
3) политическая культура – неотъемлемая часть общей куль-
туры руководителя;
4) политическая культура характеризует способность руково-
дителя политически мыслить, верно, дать оценку политическим
процессам, фактам, событиям, показывает, как и почему он зани-
мается политикой, каковы его социально-политические качества;
5) формы, способы и содержание политической деятельнос-
ти руководителя выступают как предмет оценки и анализа, а зна-
чит, являются критерием определения уровня и эффективности его
политической культуры;
6) политическая культура хозяйственного руководителя про-
является, прежде всего в сознании, в уровне политически образо-
ванности и информированности, деятельности, в мотивах полити-
ческого поведения и направленности политических ориентации и
установок / 3 /.
Доктор социологических наук С. Сейдуманов в своем исследо-
вании «Становление многопартийности в Казахстане: политико-
социологический анализ» считает, что Казахстан еще находится на
стадии формирования политической элиты. Это длительный про-
цесс, который требует достаточно длительного промежутка време-
ни, накопления опыта / 4 /. В развитии отрасли экономической со-
циологии внес свой вклад доктор социологических наук Е. Раи-
сов. В монографии «Отношение к труду рабочих в переходный
период» он подчеркивает, что отношение рабочего к труду всегда
зависит от трех важнейших факторов:
1) в каких социально-экономических условиях он трудится;
2) каков он сам;
3) каков его труд / 5 /.
Своими трудами развивают различные отрасли социологичес-
кой науки Казахстана доктора социологических наук Б. Алдашов,
Н. Асылов, О. Нускабаев, М. Садырова, Ш. Джаманбалаева, З.
Шаукенова, М. Абишев и др. Мы затронули тенденции и некото-
рые проблемы, рассматриваемые казахстанскими социологами. Но
перед ними стоит огромная задача: дальнейшее развитие социоло-
гического знания и оптимальное решение тех современных соци-
альных проблем.
Информация о работе Основные направления в истории социологии