Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 22:06, контрольная работа

Описание работы

В противовес структурно-функциональным теориям в социологии существует теория социального конфликта, представители которой (Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг) считают, что общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами, олицетворяющими те или иные интересы. Большинство представителей этого направления подчеркивают ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение общества, открывают дорогу инновациям, становятся источником развития и совершенствования. Вместе с тем эта позиция отвергает стихийность конфликтов и ратует за возможность и необходимость их регулирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теория структурно-функционального анализа………………………………4

2. Теория социального конфликта……………………………………………….9

3. Технологический детерминизм………………………………………………13

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ  ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Кафедра философии и социологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социология» на тему: 

«Основные направления объективного

подхода к анализу общества в современной 

западной  социологии» 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Исполнитель:

              Руководитель:

                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск – 2009

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теория  структурно-функционального анализа………………………………4

2. Теория  социального конфликта……………………………………………….9

3. Технологический детерминизм………………………………………………13

Заключение……………………………………………………………………….16

Список  литературы………………………………………………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Толкотт Парсонс вначале проявлял интерес к биологии, но в дальнейшем обратился к политологии и социологии. Особое значение для развития мышления Парсонса имели труды Бронислава Малиновского, который применил функциональный подход к человеческому обществу. Функционализм ставит перед собой задачу всестороннего объяснения биологических, физиологических и культурных феноменов и их многосторонних отношений.

    Обширное  творчество Толкотта Парсонса содержит не только абстрактно-теоретические конструкции, но и свидетельствуют о его интересе к социальным проблемам и процессам. В данной работе будет рассмотрена теория структурно-функционального анализа Т. Парсонса, который основал и возглавил одноименную школу в социологии.

    В противовес структурно-функциональным теориям в социологии существует теория социального конфликта, представители которой (Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг) считают, что общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами, олицетворяющими те или иные интересы. Большинство представителей этого направления подчеркивают ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение общества, открывают дорогу инновациям, становятся источником развития и совершенствования. Вместе с тем эта позиция отвергает стихийность конфликтов и ратует за возможность и необходимость их регулирования.

    Также в данной работе я рассмотрю такое  напрвление в современной западной социологии как направление «технологический детерминизм», представители которого считают, что главным фактором общественной жизни является уровень развития техники и технологий. 
 

  1. Теория  структурно-функционального  анализа

    Понятие структурно-функционального анализа  часто употребляется как объединяющее название школы в социологии, которую основал и возглавил Толкотт Парсонс. Он рассматривал общество как некую систему, состоящую из других систем (подсистем), выполняющих как в отдельности, так и в целом определённые функции.

    Любая социальная система, будь то общество в целом, какая-то производственная единица или отдельный индивид, должна справляться, по мнению Парсонса, по крайней мере, с четырьмя комплексами проблем (с которыми связаны и основные функции):

    1. приспособление к окружающей среде, то есть рациональная организация материальных (природных), человеческих и культурных ресурсов. Эти функциональные требования обозначаются им как проблемы адаптации, они преобладают в экономической деятельности;
    2. определение, формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения. Функция целеполагания на уровне общества в целом осуществляется политикой;
    3. интеграция – поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений. Решение проблемы интеграции достигается идеологическими, правовыми и культурными видами деятельности;
    4. подержание мотиваций деятелей при исполнении ими требуемых социальных ролей, устранение скрытых напряжений в системе личностной мотивации, обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы (латентность). Латентную функцию выполняют институты социализации (семья, школа, церковь и т.д.). Функцию первичной социализации личности осуществляет семья. Она, выстраивая требования социальной системы, переводит их в личностную структуру, выполняет функцию обеспечения эмоционального положительного настроя и удовлетворённости своих членов.

    Все четыре функциональных требования имеют  смысл, по Парсонсу, лишь в своей  совокупности, в структурной взаимосвязи  и зависимости.

    Т. Парсонс значительное внимание уделял проблеме социального порядка. Он исходил из того, что для социальной жизни более характерны взаимная выгода и кооперация, чем взаимная враждебность, и только приверженность общим ценностям обеспечивает основу порядка в обществе. Консенсус в отношении ценностей – фундаментальный интегративный принцип в обществе. Из общепризнанных ценностей вытекают общие цели, которые определяют общее направление движений в конкретных ситуациях.

Общая цель становится побудительным мотивом  для сотрудничества. Средствами воплощения ценностей и целей в действия являются роли. Любой социальный институт предполагает наличие целой комбинации ролей, содержание которых можно выразить посредством норм, определяющих права и обязанности применительно к каждой конкретной роли. Нормы стандартизируют и упорядочивают ролевое поведение, обеспечивают его предсказуемость, что создает основу для социального порядка.

    Полагая, что консенсус представляет собой  важнейшую общественную ценность, Парсонс  считает главной задачей социологии анализ институциализации образцов ценностных ориентации в социальной системе. Когда ценности институциализованы и поведение структурировано сообразно им, возникает стабильная система – состояние “социального равновесия”. При этом есть два пути достижения социального равновесия: социализация, посредством которой общественные ценности передаются от одного поколения к другому (важнейшие институты, которые выполняют эту функцию – семья, образовательная система) и создание разнообразных механизмов социального контроля.

    Таким образом, ключ ко всей концепции Т. Парсонса состоит в категории равновесия, поскольку, по его мнению, общество может существовать и сохраняться только в состоянии равновесия. Нарушение равновесия приводит к дестабилизации или гибели социальной системы, поэтому задача социологии – дать рекомендации по стабилизации общества, то есть по поддержанию равновесия.

    Однако  консенсус и стабильность системы  не означает, что она не способна к изменениям. Напротив, на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, хотя определенная степень равновесия необходима для ее жизнеспособности. На основе упорядоченного характера взаимозависимых вариантов система имеет тенденцию к самосохранению, то есть, если один элемент не вписывается в порядок системы, то происходит либо исключение элемента, либо другие части системы приспосабливаются к нему. Поэтому процесс социального изменения можно представить как “подвижное равновесие”. Процесс “подвижного равновесия” может затрагивать не только части, но и все общество.

    Общество, по Парсонсу, – это  сложная  система  социальных  элементов, находящихся в состоянии активного взаимодействия. Взаимодействие  социальных элементов направляется системой ценностей. Само развитие общества носит  эволюционный  характер  и   описывается   с   помощью   категорий дифференциации   (неизбежно   возникающей   и    прогрессивно    нарастающей неоднородности внутри  системы)  и  интеграции  (росту  целостности  системы благодаря  появлению  и   упрочению   новых   взаимодополняющих   связей   и координации между частями). Т. Парсонс различает три типа общества:

  • примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно;
  • промежуточный, связанный с появлением письменности,  социального расслоения,   выделения  культуры   в  самостоятельную   область человеческой деятельности;
  • современный,  характерной  чертой  которого  является  отделение правовой системы от религиозной,  формирование  административной бюрократии, рыночной экономики и  демократической  избирательной системы.

      Согласно Парсонсу, в основе  всех  закономерностей  в  жизни  общества лежат те или иные изменения в форме  общественного  сознания,  прежде  всего психологических и этических явлений – изменения ценностей, норм,  обычаев  и т.д.

    Парсонс  говорит,  что общество  связывают не  только  экономические отношения, но и то, что делает возможным эти отношения, а именно общность ценностей людей и  взаимное  соблюдение  правил  социального  поведения. Так он выделял элементарное социальное  действие,  для  объяснения которого прибегал к теории психоанализа. Специфика социального  действия  от физического и биологического заключается прежде всего в:

  • символичности (наличии таких механизмов регуляции действия,  как язык, традиции, ценности и др.),
  • нормативности  (что  указывает  на  зависимость  индивидуального поведения от принятых в данном обществе правил и норм),
  • волюнтаристичности (что проявляется  в  зависимости  социального

действия  от субъективных определений ситуаций).

      Основными   элементами   социального    действия являются  условия деятельности, ситуация, деятель, цели, нормы, правила  поведения,  способы  достижения целей. Все эти элементы включены в систему и каждый выполняет свою  функцию. Социальное действие должно  быть  целенаправленно  и  обладает  субъективным значением.  Ситуацией  могут  быть  разнообразные  физические,   культурные, социальные факторы, которые актуальны на данный момент. Тот,  кто  действует (деятель) должен владеть знанием условий, в которых  реализуется  цель,  предметов,  с которыми он  имеет  дело;  чувствовать  потребность  в  достижении  целей  и эмоционально  реагировать  на  свою  деятельность.  Окончательно   структуру социального действия определяют:

  • система норм и ценностей, которая в общих чертах соотносит  цель с ситуацией, ограничивая выбор средств, задавая диапазон,  набор возможного и невозможного,
  • принятие  индивидуальных  решений  о  путях  достижения   целей,
  • существующие средства и условия.

    Формализованная модель системы социального действия включает четыре подсистемы факторов.

    1. Факторы, составляющие социальную подсистему, включают в себя других индивидов и социальные групп, которые окружают человека.
    2. Культура обеспечивает наиболее общие образцы действий, принципы выбора целей, ценностей, верований, знаний, то есть смыслы, реализуемые в действии, и средства прочтения этих смыслов.
    3. Физические факторы – совокупность биологических характеристик человека (сам организм человека), обеспечивающих деятеля физическими и энергетическими ресурсами для взаимодействия со средой.
    4. Личностная подсистема – сама личность индивида рассматривается в отрыве от биологического и культурного аспектов.

    Тем самым действие приобретает упорядоченный  характер и освобождается от внутренних противоречий. Таким образом, модель действия представляет собой систему действий человека (систему существования) – совокупность взаимосвязанных частей, не сводимых к их простой сумме, имеющей собственные правила развития с избирательным характером деятельности. 

  1. Теория  социального конфликта

    В противовес структурно-функциональным теориям, ориентированным на социальное равновесие и рассматривающим конфликт односторонне, как дисфункцию, как  помеху или угрозу социальной системе, ряд исследователей видят в конфликте  естественную и прогнозируемую составляющую социального организма.

     Согласно  концепции Льюиса Козера, обществу присущи фатально неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая  неудовлетворенность его членов и проистекающая отсюда напряженность  между индивидами и группами, обусловленная их чувственно-эмоциональным, психическим расстройством, которое периодически находит выход в их взаимных коллизиях. Поэтому социальный конфликт Козер сводит к напряженности между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами известных групп и индивидов. Под социальным конфликтом он понимает борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника (это наиболее распространенное определение конфликта в западной социологии).

Информация о работе Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии