Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 22:06, контрольная работа
В противовес структурно-функциональным теориям в социологии существует теория социального конфликта, представители которой (Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг) считают, что общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами, олицетворяющими те или иные интересы. Большинство представителей этого направления подчеркивают ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение общества, открывают дорогу инновациям, становятся источником развития и совершенствования. Вместе с тем эта позиция отвергает стихийность конфликтов и ратует за возможность и необходимость их регулирования.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теория структурно-функционального анализа………………………………4
2. Теория социального конфликта……………………………………………….9
3. Технологический детерминизм………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………18
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово-
Кафедра
философии и социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Социология» на тему:
«Основные направления объективного
подхода к анализу общества в современной
западной
социологии»
Исполнитель:
Руководитель:
Челябинск – 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теория
структурно-функционального
2. Теория
социального конфликта………………………
3. Технологический
детерминизм………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Толкотт Парсонс вначале проявлял интерес к биологии, но в дальнейшем обратился к политологии и социологии. Особое значение для развития мышления Парсонса имели труды Бронислава Малиновского, который применил функциональный подход к человеческому обществу. Функционализм ставит перед собой задачу всестороннего объяснения биологических, физиологических и культурных феноменов и их многосторонних отношений.
Обширное творчество Толкотта Парсонса содержит не только абстрактно-теоретические конструкции, но и свидетельствуют о его интересе к социальным проблемам и процессам. В данной работе будет рассмотрена теория структурно-функционального анализа Т. Парсонса, который основал и возглавил одноименную школу в социологии.
В противовес структурно-функциональным теориям в социологии существует теория социального конфликта, представители которой (Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг) считают, что общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами, олицетворяющими те или иные интересы. Большинство представителей этого направления подчеркивают ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение общества, открывают дорогу инновациям, становятся источником развития и совершенствования. Вместе с тем эта позиция отвергает стихийность конфликтов и ратует за возможность и необходимость их регулирования.
Также
в данной работе я рассмотрю такое
напрвление в современной западной
социологии как направление «
Понятие
структурно-функционального
Любая социальная система, будь то общество в целом, какая-то производственная единица или отдельный индивид, должна справляться, по мнению Парсонса, по крайней мере, с четырьмя комплексами проблем (с которыми связаны и основные функции):
Все четыре функциональных требования имеют смысл, по Парсонсу, лишь в своей совокупности, в структурной взаимосвязи и зависимости.
Т. Парсонс значительное внимание уделял проблеме социального порядка. Он исходил из того, что для социальной жизни более характерны взаимная выгода и кооперация, чем взаимная враждебность, и только приверженность общим ценностям обеспечивает основу порядка в обществе. Консенсус в отношении ценностей – фундаментальный интегративный принцип в обществе. Из общепризнанных ценностей вытекают общие цели, которые определяют общее направление движений в конкретных ситуациях.
Общая цель становится побудительным мотивом для сотрудничества. Средствами воплощения ценностей и целей в действия являются роли. Любой социальный институт предполагает наличие целой комбинации ролей, содержание которых можно выразить посредством норм, определяющих права и обязанности применительно к каждой конкретной роли. Нормы стандартизируют и упорядочивают ролевое поведение, обеспечивают его предсказуемость, что создает основу для социального порядка.
Полагая,
что консенсус представляет собой
важнейшую общественную ценность, Парсонс
считает главной задачей
Таким образом, ключ ко всей концепции Т. Парсонса состоит в категории равновесия, поскольку, по его мнению, общество может существовать и сохраняться только в состоянии равновесия. Нарушение равновесия приводит к дестабилизации или гибели социальной системы, поэтому задача социологии – дать рекомендации по стабилизации общества, то есть по поддержанию равновесия.
Однако консенсус и стабильность системы не означает, что она не способна к изменениям. Напротив, на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, хотя определенная степень равновесия необходима для ее жизнеспособности. На основе упорядоченного характера взаимозависимых вариантов система имеет тенденцию к самосохранению, то есть, если один элемент не вписывается в порядок системы, то происходит либо исключение элемента, либо другие части системы приспосабливаются к нему. Поэтому процесс социального изменения можно представить как “подвижное равновесие”. Процесс “подвижного равновесия” может затрагивать не только части, но и все общество.
Общество, по Парсонсу, – это сложная система социальных элементов, находящихся в состоянии активного взаимодействия. Взаимодействие социальных элементов направляется системой ценностей. Само развитие общества носит эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциации (неизбежно возникающей и прогрессивно нарастающей неоднородности внутри системы) и интеграции (росту целостности системы благодаря появлению и упрочению новых взаимодополняющих связей и координации между частями). Т. Парсонс различает три типа общества:
Согласно Парсонсу, в основе всех закономерностей в жизни общества лежат те или иные изменения в форме общественного сознания, прежде всего психологических и этических явлений – изменения ценностей, норм, обычаев и т.д.
Парсонс говорит, что общество связывают не только экономические отношения, но и то, что делает возможным эти отношения, а именно общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения. Так он выделял элементарное социальное действие, для объяснения которого прибегал к теории психоанализа. Специфика социального действия от физического и биологического заключается прежде всего в:
действия от субъективных определений ситуаций).
Основными элементами социального действия являются условия деятельности, ситуация, деятель, цели, нормы, правила поведения, способы достижения целей. Все эти элементы включены в систему и каждый выполняет свою функцию. Социальное действие должно быть целенаправленно и обладает субъективным значением. Ситуацией могут быть разнообразные физические, культурные, социальные факторы, которые актуальны на данный момент. Тот, кто действует (деятель) должен владеть знанием условий, в которых реализуется цель, предметов, с которыми он имеет дело; чувствовать потребность в достижении целей и эмоционально реагировать на свою деятельность. Окончательно структуру социального действия определяют:
Формализованная модель системы социального действия включает четыре подсистемы факторов.
Тем
самым действие приобретает упорядоченный
характер и освобождается от внутренних
противоречий. Таким образом, модель действия
представляет собой систему действий
человека (систему существования) – совокупность
взаимосвязанных частей, не сводимых к
их простой сумме, имеющей собственные
правила развития с избирательным характером
деятельности.
В противовес структурно-функциональным теориям, ориентированным на социальное равновесие и рассматривающим конфликт односторонне, как дисфункцию, как помеху или угрозу социальной системе, ряд исследователей видят в конфликте естественную и прогнозируемую составляющую социального организма.
Согласно концепции Льюиса Козера, обществу присущи фатально неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность его членов и проистекающая отсюда напряженность между индивидами и группами, обусловленная их чувственно-эмоциональным, психическим расстройством, которое периодически находит выход в их взаимных коллизиях. Поэтому социальный конфликт Козер сводит к напряженности между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами известных групп и индивидов. Под социальным конфликтом он понимает борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника (это наиболее распространенное определение конфликта в западной социологии).