Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 22:43, реферат
Тезис недоминирования утверждает, что неравенства в одной сфере не должны определять неравенства в других сферах, по крайней мере в тех обществах, которые дифференцируют эти сферы. Когда сферы считаются соответствующим образом различными, настаивает Уолзер, никакая "простая эгалитарная" формула не охватит тип полного равенства, которого требует справедливость.
Главная цель работы – обобщить и представить в виде теории высокой степени абстракции с учетом всех наработанных мировой наукой достижений систему современного демократического рационально организованного общества, определить функционирование основных социальных институтов, обеспечивающих стабильность и саморегуляцию такого общества. Основу существования такого общества Ролз выводит из немногих базовых принципов, причем первопричинной ценностью социального устройства он считает справедливость, подобно тому, как первопричиной систем мысли является истина. «Каждая личность, – пишет он, – обладает основанной на справедливости неприкосновенностью, которая не может быть нарушена даже процветающим обществом. По этой причине справедливость не допускает, чтобы потеря свободы одними была оправдана большими благами других. Непозволительно, чтобы лишения, вынужденно испытываемые меньшинством, перевешивались большей суммой преимуществ, которыми наслаждается большинство».
В чем же состоит
самое существо теории Роулза, его
ключевая идея? В сущности, его теория
— современный вариант
Что же выберут в результате люди, лишенные всякого знания о себе (знания о своем поле, возрасте, социальном положении, предпочтительной концепции блага и т. д.)? Поскольку эти люди рациональны (т. е. прагматичны), то они, по мысли Роулза, выберут такой вариант общественной справедливости, который гарантирует им (а равно и всем остальным участникам соглашения) наиболее благоприятствующие условия (равенство). Конкретно люди, действующие в соответствии с представлением о собственной выгоде (совпадающей в данном случае с выгодой всех), предпочтут равное распределение, устанавливающее:
а) равные свободы для всех;
б) равные возможности;
в) равное распределение доходов и богатства, т. е. всех основных «приоритетных благ».
«В самом деле, этот принцип (принцип равенства) столь очевиден при симметрии сторон, что должен прийти в голову каждому человеку», — пишет Роулз. Однако, с другой стороны, прагматическое размышление подсказывает, что абсолютное равенство не очень выгодно с экономической точки зрения (в том числе с точки зрения общественного богатства — реверанс в сторону утилитаризма), поэтому следует важное дополнение: «…если существуют неравенства в доходах и богатстве, а также различия во власти и степени ответственности, которые работают на то, чтобы сделать положение всех лучше по сравнению с тем, что было бы при равенстве, то почему не позволить их?».
Таким образом, путем особого
практического размышления
«Первый принцип. Каждый индивид должен обладать равным правом в отношении наиболее общей системы равных основных свобод, совместимой с подобными системами свобод для всех остальных людей.
Второй принцип. Социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, что они одновременно (а) ведут к наибольшей выгоде наименее преуспевших, в соответствии с принципом справедливых сбережений, и (б) делают открытыми для всех должности и положения в условиях честного равенства возможностей» (Так называемая специальная концепция справедливости).
Отметим здесь только то,
что, как либерал, Роулз, естественно,
ставит свободу и равенство
Список литературы
Информация о работе Основные концепции социальной справедливости