Основные этапы развития социологической науки в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:52, реферат

Описание работы

Одной из форм существования социологии в Беларуси в этот период стало создание самостоятельных научных центров, в рамках которых отводилось определенное место и социологическим подразделениям. Так, во вновь созданном Белорусском государственном университете (1921) сразу же была открыта кафедра с четкой социологической ориентацией - кафедра социологии и первобытной культуры.
Эмпирические социальные исследования 1920 - 1930-х в большинстве своем имели прикладной характер и были мало связаны с теоретическими концепциями. Обычно они проводились по описательному плану, без предварительной

Содержание

1. Социологическая наука 20-30х годов в Беларуси
2. Белорусская социология на современном этапе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

сурс.doc

— 51.00 Кб (Скачать)

УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ  ПРОФСОЮЗОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

“МЕЖДУНАРОДНЫЙ  ИНСТИТУТ ТРУДОВЫХ И  СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ”

Кафедра профсоюзного движения и гуманитарных наук 

Самостоятельная управляемая работа студента

По  дисциплине: ”Социология”

На  тему: “Основные этапы развития социологической науки в Беларуси” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      Выполнила студентка:

                      Щёголева  В.Р.

                      Ф-т  МЭО и М, 1 курс

                      Группа 1013

                      Проверил:

                      Яковчук В.Н. 
                       
                       
                       
                       
                       
                       

Минск 2011

 

Содержание 

1. Социологическая наука 20-30х годов в Беларуси

2. Белорусская социология на современном этапе

Заключение

Список литературы 

 

      ЭМПИРИЧЕСКИЕ  ИССЛЕДОВАНИЯ В 1920 – 1930 ГОДАХ 

      Одной из форм существования социологии в  Беларуси в этот период стало создание самостоятельных научных центров, в рамках которых отводилось определенное место и социологическим подразделениям. Так, во вновь созданном Белорусском государственном университете (1921) сразу же была открыта кафедра с четкой социологической ориентацией - кафедра социологии и первобытной культуры.

      Эмпирические  социальные исследования 1920 - 1930-х в большинстве своем имели прикладной характер и были мало связаны с теоретическими концепциями. Обычно они проводились по описательному плану, без предварительной формулировки гипотез. Социологические анкеты включали, главным образом, открытые вопросы, что определяло низкий уровень стандартизации процедуры сбора информации. Вместе с тем несомненен и значительный успех белорусской социологической мысли, попытавшейся в новых исторических условиях осмыслить дух революционного преобразования общества, его положительные и отрицательные моменты. Социология в этот период развивалась в русле академических традиций. Важную роль в развитии социально-экономических исследований сыграла система статистической информации. Статистика и конкретная социология взаимно дополняли друг друга. Появляется все больше социологических работ, построенных на статистических данных или полученных специальными эмпирическими методами.

      В 30-е годы ситуация резко меняется. Власть все больше и больше приобретает  черты тоталитарного режима с запретами, подозрениями и искоренениями. Истинное положение дел в общественной жизни, оказавшееся весьма далеким от коммунистических идеалов, начинает подвергаться идеологической лакировке. Научное познание реалий социалистической действительности становится нежелательным, поэтому исследования социальных явлений либо свертываются, либо попадают под контроль идеологической цензуры. Социологические исследования как в Союзе в целом, так и в Беларуси стали резко сокращаться. В конце 30-х годов социология как самостоятельная наука перестала существовать.

      С середины 1930-х и до середины 1960-х  собственно социологическая мысль  в Беларуси и СССР практически  полностью отсутствовала. 

      ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ  СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ  МЫСЛИ БЕЛАРУСИ ( 90-е годы) 

      В 1989 г. открывается отделение социологии и кафедра социологии (А.Н. Елсуков) в БГУ. В Академии наук БССР в этом же году создается Республиканский центр социологических исследований, на базе которого в 1990 г. создается Институт социологии АН БССР.

      Позитивные  перемены не снимают с повестки дня  вопроса о том, что социологическая  наука в Беларуси пока не избежала недостатков, присущих обществознанию в целом. Социологи "не заметили" многих серьезных общецивилизационных  проблем, не дали убедительного прогноза событий, не предложили обществу более рационального и менее болезненного и разрушительного пути развития.

      Системный кризис, развившийся с конца 80-х  годов, предъявляет новые требования к социологии. Из науки, объясняющей  явления, она превращается в науку, активно содействующую созиданию новой социальной реальности. Сущность новой научной парадигмы состоит не в осознании этой новой роли социологии, а в усвоении новой философии смысла и цели человеческого развития, поскольку потребительские подходы выявили свою полную непригодность.

      Прошедший исторический период, обогащенный практикой  произошедших перемен, выявил принципиальные недостатки в подходе к реформационным процессам, обозначил глубокие противоречия современного социального процесса. Кризис, а затем последовавший за ним разрушительный вал системных изменений в постсоветских государствах резко усилили интерес социологов к исследованию социальных изменений белорусского общества, ценностных ориентиров различных социальных групп населения.

      В начале 90-х годов в экономической  социологии и социологии труда произошел  резкий тематический сдвиг исследований. Среди новых проблем, которые  активно изучаются социологами, - трудовые конфликты и забастовочное  движение рабочих, экономическая преступность и ее социальные последствия, многообразие форм собственности на производстве, проблемы занятости и безработицы, переход к рыночным отношениям, предпринимательство, приватизация. По-прежнему актуальны вопросы оплаты труда и материального стимулирования, участия работников в управлении

      Переход к рыночным отношениям не только обнажил  прежние, но и обусловил возникновение  новых проблем социологии семьи  и демографии (Ю.Г. Юркевич, С.Д. Лаптенок, А.А. Раков, Л.П. Шахотько, А.К. Воднева, Ю.М. Бубнов, М.М. Урбан, Н.А. Местовский, С.Ф. Сидоренко). С начала 90-х годов растет интерес к гендерной проблематике в социологии (С.Н. Бурова, З.М. Юк, Л.Г. Титаренко).

      Системный кризис, породивший процесс глубоких социальных изменений, усилил интерес  социологов к исследованию главного объекта и субъекта социологической науки - человека. Нынешнее состояние дел в социологии свидетельствует о появлении достаточно разнообразных теоретических подходов, основной смысл которых состоит в том, чтобы за видением целостной системы, общества как такового, кризисного социума, трансформационных процессов и т.д. не потерять человека.

      Вступая в XXI в., человечество столкнулось во всех сферах своей жизнедеятельности  с нарастающими кризисами и угрозами. Преодолеть их можно, только опираясь на силу человеческого разума и его познания окружающего мира, и прежде всего - на возможности науки и образования. Поэтому, начиная со второй половины ХХ в., научная мысль во всех отраслях знания - в естественных, технических, гуманитарных науках - все более заинтересованно, целенаправленно и масштабно занимается исследованием сущности и особенностей фундаментальной науки как специального социального феномена; получила новое развитие система образования.

      В области социологии культуры - традиционном для Беларуси научном направлении - рассмотрены проблемы развития белорусской  нации, социодинамика культуры в  ее национальных традициях и особенностях в контексте взаимодействия со становлением и проявлениями специфически белорусского менталитета и национального своеобразия, национального самосознания белорусского народа как в прошлые эпохи, так и в современный период (Е.М. Бабосов, А.Н. Елсуков, С.В. Лапина, Э.К. Дорошкевич, И.Г. Игнатович, А.Н. Покровская, Е.В. Патлатая, И.Н. Красавцева). Со второй половины ХХ в. социологи Беларуси изучают проблемы массовой культуры, ориентированной своим содержанием и формами выражения на усредненный уровень развития массовых потребностей духовных (псевдодуховных) и материальных ценностей. При этом предметом исследований социологов все чаще становится такой специфический социальный феномен, каковым является субкультура (Н.А. Барановский, Л.Г. Новикова, И.Н. Андреева, Н.Я. Голубкова, Е.А. Барковская).

      Новая ситуация в постсоветских государствах стала предметом постоянного интереса социологов, так как информация о сущности трансформационных социальных явлений, тенденций и направлений их развития оказалась востребованной руководством политической и экономической сферами деятельности, а также широкими слоями общественности. Стимулом развития такого рода исследований помимо отечественных заказов стали и зарубежные фонды и фирмы. Этот интерес не мог не повлечь за собой формирование обширного рынка социологических услуг.

      Движимым  желанием получения более точного  результата с наименьшими затратами  времени, социологи существенно  расширили диапазон использования  оперативных массовых опросов населения  с целью изучения общественного  мнения, особенно в сфере управления, идеологии и политики. Широкое применение в социологических исследованиях компьютерной техники, развитие современных информационных технологий позволило во второй половине ХХ в. значительно усовершенствовать систему сбора и обработки социологических данных, привело к существенному развитию математических методов социологического анализа (О.Т. Терещенко, Н.Н. Леонова, Е.А. Кечина, Л.В. Соловьева). В Беларуси удалось сформировать методологию социологических исследований "жестко практической направленности" - оперативные социологические исследования (Д.Г. Ротман).

      На  этот период приходится становление  политической социологии. Богатый эмпирический материал, полученные теоретические  выводы убедительно свидетельствуют, что в социологической науке  обозначилась новая, относительно самостоятельная область научных исследований, широко использующая общесоциологические методы, но имеющая свой предмет, свои исследовательские задачи, свою концептуальную базу.

      На  протяжении ХХ в. социология претерпела значительные изменения, менялось общество - изменялась и наука его изучения. Главное достижение ХХ в. - научно-технический прогресс вывел социологическую науку на новый более высокий уровень своего развития, обогатил ее уникальным опытом социального созидания, подвел к необходимости разработки новой парадигмы жизнедеятельности в гармонии с природой. Преобразования общественных отношений последнего десятилетия в постсоветских странах оказались настолько глубокими, что во многом изменили облик планеты, вызвали гигантские геополитические смещения, и новое равновесие мир обретет не скоро. 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Таким образом, мы видим, что белорусская  социологическая наука прошла достаточно длинный путь развития, который начался  с того, что социологическая мысль  в Беларуси формировалось под  влиянием представителей русской социологической мысли. 
В дальнейшем история советской социологии становится зеркальным отражением изменений внутриполитической ситуации в СССР. К середине 30-х годов социологические исследования идут на спад, социология попадает в категорию наук, полностью исключенных из официальной научной среды.  
В настоящее время в республике создана многоступенчатая система подготовки высококвалифицированных социологических кадров (социологическое отделение факультета философии и социальных наук БГУ, аспирантура и докторантура по социологическим специальностям). В Национальной академии наук Республики Беларусь функционирует Институт социологии, сотрудники которого проводят научно-исследовательскую работу по разным социологическим направлениям. 
Таким образом, белорусская социологическая школа активно заявляет о себе фундаментальными и прикладными исследованиями, участием в международных конференциях, разветвленной сетью социологических служб, подготовкой молодых специалистов высокого класса и вносит существенный вклад в развитие социологии – одной из важнейших наук современного общества.
 
 
 
 
 

Литература

  1. Данилов А.Н. Социология // Наука Беларуси в ХХ столетии / НАН Беларуси. Комис. по истории науки; Редкол.: Н.А. Борисевич (председатель) и др. - Мн.: "Белорусская наука", 2001. - 1006 с. - С. 190-202.
  2. Статья  Г.П. Давидюка «Социологическая мысль Беларуси: становление и этапы развития»
  3. Официальный сайт кафедры социологии БГУ: «История кафедры социологии БГУ»

Информация о работе Основные этапы развития социологической науки в Беларуси