Основные характеристики социального рыночного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:47, реферат

Описание работы

Мною была выбрана тема « Основные характеристики социального рыночного хозяйства » потому, что меня заинтересовала проблема выбора наиболее оптимальной модели социальной рыночной экономики в современных условиях. Меня заинтересовало, как функционирует социальное рыночное хозяйство в настоящее время и насколько эффективно складываются рыночные отношения.
Выбранная мною тема на сегодняшний день очень актуальна в частности для нашей страны, так как формирование современной рыночной экономики происходит в условиях взаимнопереплетающихся и взаимноотягощающих кризисов, что затягивает переход к развитому социальному рыночному хозяйству. Для формирования устойчивости социально-рыночной системы хозяйства необходимо изучение сущности и основных признаков социального рыночного хозяйства, изучение моделей социально-ориентированной экономики и использование опыта различных зарубежных стран, выбрав то, что применительно и можно использовать в других странах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
1. Теоретические основы социально-ориентированной экономики…………4
1.1 Сущность и основные признаки социального рыночного хозяйства..........................................................................................................4
1.2 Модели социальной рыночной экономики. Черты социальных рыночных хозяйств……………………………………………………………………………9
2. Задачи и предложения для перехода к социально-ориентируемому рыночному хозяйству…………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ОСГ.docx

— 48.02 Кб (Скачать)

Эффективность той или иной экономической модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью постоянно и адекватно реагировать  на внешние и внутренние дисбалансы. В конечном счете наиболее полно эффективность модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения.

Выделяют  ряд моделей социально-ориентированной  рыночной экономики. Прежде всего, это континентальная или германская (Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, отчасти Франция). Для нее характерны высокие объемы перераспределения ВВП через госбюджет (около 50 процентов), развитая система социального партнерства, высокая занятость.

 Англосаксонская (Великобритания, Ирландия, Канада) отличается 40 процентным уровнем перераспределения ВВП и проведением пассивной политики занятости.

Средиземноморская модель (Греция, Испания, Италия) характеризуется уровнем перераспределяемого ВВП от 40 процентов в Испании до 60 процентов в Греции. Социальная политика в основном охватывает социально уязвленные слои населения и не носит всеобъемлющего характера.             

Скандинавскую модель (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия) можно считать наиболее продвинутой. Здесь проводится активная социальная политика. Благосостояние народа провозглашено целью экономической деятельности государства. Доля перераспределяемого ВВП достигает 50-60 процентов.

Наиболее  интересными являются германская и шведская модели.

Германская  модель – это модель социального  рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с  созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с  формированием многослойной институциональной  структуры субъектов социальной политики.

В Германии государству отведена регулирующая функция. При этом действует принцип: «как можно меньше государства, насколько  это возможно, и столько государства, насколько это нужно».

Наемные работники и работодатели выступают  как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности рабочего времени и отпусков, о других условиях труда.

Одновременно  действует разветвленная система  социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным; помощь тем, кто  пострадал от банкротства своего предприятия или осваивает новую  профессию; пособия на детей, малоимущим, жертвам войны. К концу ХХ века социальные расходы в ФРГ оказались  даже слишком высокими, и менее  трудолюбивая часть немцев начала ими злоупотреблять.

Функционирование  данной модели создает правовые и  социальные рыночные условия для  экономической инициативы. Они воплощаются  в социальном равенстве граждан  – равенстве прав, стартовых условий  и правовой защиты. Важнейшая задача государства при этом – обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.

Таким образом, для германской модели социально-ориентированной  рыночной экономики характерны следующие  основные черты:

  • смешанная экономика характеризуется более или менее значительным государственным сектором;
  • осуществляется государственное регулирование не только макроэкономических процессов, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов;
  • социальная ориентация экономики, существенный патернализм (отеческое отношение) государства реализуется по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким путем гарантии определенного уровня удовлетворения потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;
  • направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;
  • регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы;
  • большой удельный вес госбюджета в ВВП (хотя ФРГ находится в середине развитых капиталистических стран по этому показателю);
  • регулирование экономики в основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую.

Шведская  модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального  дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой  нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональной  социализации», при которой функция  производства ложится на частные  предприятия, действующий на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни – на государство.

Шведская  модель в ее классическом виде –  это социальная модель, для которой  характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком  перераспределении доходов и  распространении многообразных  «свободных ассоциаций».

В целом  шведскую модель можно определить как  модель, сочетающую полную занятость  населения и стабильность цен  путем проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.

Доминирование в целях модели полной занятости  и выравнивания доходов объясняется  уникальной силой шведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито стремление к равенству. Специфическим фактором, присущим Швеции, является ее внешнеполитический нейтралитет. Швеция, избравшая принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор до такого размера, что сделало страну уникальной в этой области: 1/3 самодеятельного населения была занята в государственном секторе, что отражалось в высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные доходы, включающие, как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, превышали 60% ВВП Швеции, что вывело ее на первое место в мире по расходам. Эта часть шведской модели характеризуется как социализация основных потребностей, таких как образование, здравоохранение.

Меньших успехов достигла Швеция в других областях, в частности, цены росли  быстрее, чем в ряде западноевропейских государств. Почти не увеличивалась  производительность труда. Наиболее слабым местом модели оказалась сложность  сочетания полной занятости и  стабильности цен. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали  своего рода оплатой полной занятости  и политики равенства.

Выделим специфические  черты шведской модели:

  • низкая безработица;
  • профсоюзная политика солидарности в области зарплаты;
  • централизованные переговоры по зарплате;
  • значительный государственный сектор;
  • тяжелое налоговое бремя.

Социал-демократическая  модель близка к предыдущей, а ее особенность состоит в предельной социализации, возможной в рыночной экономике:

-значительна  роль госсектора, в структуре  которого преобладают объекты  социального назначения;

-доля госбюджета  в ВВП превышает 50%, в расходной  части бюджета доминируют статьи, по которым финансируется социальная  сфера;

-регулирование  трудовых отношений не на уровне  предприятий и отраслей, а на  национальном уровне;

-государственная  социальная политика включает  средства, минимизирующие уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню доходов;

-развитая  система производственной демократии.

 

 

 

 

2. Задачи и предложения для перехода к социально-ориентируемому рыночному хозяйству

 

Переход к социально - ориентированной рыночной экономике предполагает необходимость широкомасштабного государственного регулирования экономики, то есть наличие регулируемого рынка во всех сферах общественного производства. Такое регулирование осуществляется как экономическими, так и административными методами. Их следует не противопоставлять, а органично сочетать, исходя из того, в какой мере административное регулирование отвечает требованиям объективного развития, нынешнего состояния экономики и др.

Как показывает мировой опыт, для адаптации социальной сферы в рыночные отношения необходимо решить несколько задач, носящих  характер закономерных:

а) осуществление  либерализации, т.е. снятие или сокращение государственного контроля в области  экономики социальной сферы, отмена директивного планирования, обязательного  государственного заказа, переход к  формированию цен в соответствии со спросом и предложением, отмена государственной монополии на внешнеэкономические  отношения;

б) проведение приватизации, т.е. изменение характера  собственности посредством продажи  или передачи государственной собственности  на различных условиях экономическим  субъектам, которые используют ее в  дальнейшей хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность  за ее результаты;

в) формирование рыночной инфраструктуры, т.е. новых  механизмов управления и установления хозяйственных связей;

г) демонополизация  социальной сферы и поощрение  конкуренции;

д) перестройка внутренней структуры социальной сферы в направлении опережающего развития производства продукции и услуг, пользующихся спросом на внутреннем и внешнем рынках;

е) переход  к адресной системе социальной поддержки  со стороны государства;

ж) макроэкономическая стабилизация системы финансового  обеспечения социальной сферы в  целом, переход к микроэкономическому  регулированию ее отраслей.

Именно  государство в решении многих социальных проблем играет особую роль.

Социальная  политика с мощными государственными гарантиями, проводившаяся многие десятилетия  и опиравшаяся на господствующую коммунистическую идеологию патернализма, снимала с людей заботу о решении  собственных социальных проблем, лишая  их действенных стимулов в борьбе за существование и самореализацию. Такая политика, являясь подлинным  спасением для тех, у кого отсутствуют  возможности для удовлетворения своих жизненных потребностей, в  чистом виде служит мощным инструментом уравнительности, социальной однородности и, как следствие, фактором снижения социальной энергии, ослабления общественного  организма. В условиях переходного  периода, когда необходимо достижение баланса между общественной интеграцией  и социальной мобильностью, ориентация лишь на одну из моделей социальной политики привела бы к усилению кризиса. Разрушение системы пусть малоэффективных, но устойчивых и всеобщих социальных гарантий лишило население привычной  уверенности в возможности решения  своих повседневных проблем. При  этом социально-экономическая система  переходного общества не создала  должного пространства для самореализации, проявления жизненных сил людей, не убедила их в реальности попыток  опираться на собственные силы и  способности. Это позволяет сделать  вывод, что социальная политика переходного  периода должна быть призвана создать  достаточно сложный механизм, опирающийся  на возможности существующих мировых  моделей социальной сферы.

Выстраивание  такого интегрального механизма  возможно, для этого необходимо адресовать его отдельные элементы различным  по своим социально-экономическим  интересам и возможностям слоям  и группам населения. Следует  строить иерархическую систему, во многом аналогичную существующим на Западе. Либерализм - для адаптированных групп, а социальная защита - уязвимым и неприспособленным. Такой интегральный механизм реализации социальной политики должен учитывать специфику переходного периода и включать элементы государственных гарантий, социальной поддержки и либерализма.

На основании  вышеизложенного, учитывая задачи, которые  объективно необходимо решать при проведении политики адаптации социальной сферы  к рынку, специфику государства  и наработанный опыт реформации можно выделить несколько приоритетов преобразования социальной сферы в субъект рыночных отношений:

Во-первых, либерализация экономики: внедрение  рыночных регуляторов, сокращение государственного участия и патронажа в хозяйственной  жизни, расширение форм внешнеэкономической  деятельности, привлечение иностранных  инвестиций, стабилизация валютного  режима;

Во-вторых, формирование основ многоукладной  экономики: создание условий для  функционирования частного сектора, внедрение  рыночных моделей поведения хозяйствующих  субъектов, развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, расширение условий для развития полноценной  рыночной конкуренции;

В-третьих, развитие институтов рыночной экономики  и инфраструктуры: в соответствии с международными стандартами модернизируется  двухуровневая банковская система, создаются инвестиционные и страховые  компании, биржи и аудиторские  фирмы;

В-четвертых, создание относительно равновесного потребительского рынка;

В-пятых, финансовая стабилизация и финансово-экономические  преобразования в социальной сфере: снижение уровня и темпов инфляции, наращивание золотовалютных резервов, снижение дефицита бюджета, передача финансовой нагрузки с центрального на местные  бюджеты, повышение качества оказываемых  услуг, внедрение и развитие новых  экономических конкурентных отношений  в деятельности субъектов социальной сферы, расширение внебюджетных источников и объемов финансирования;

В-шестых, государственное регулирование  процессов человеческого развития. Несмотря на эффективные с экономической  точки зрения результаты жесткой  денежно-кредитной и бюджетно-налоговой  политики, параметры человеческого  измерения в переходный период ухудшаются. Актуализируется проблема обеспечения социальной безопасности;

Информация о работе Основные характеристики социального рыночного хозяйства