Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:47, реферат
Мною была выбрана тема « Основные характеристики социального рыночного хозяйства » потому, что меня заинтересовала проблема выбора наиболее оптимальной модели социальной рыночной экономики в современных условиях. Меня заинтересовало, как функционирует социальное рыночное хозяйство в настоящее время и насколько эффективно складываются рыночные отношения.
Выбранная мною тема на сегодняшний день очень актуальна в частности для нашей страны, так как формирование современной рыночной экономики происходит в условиях взаимнопереплетающихся и взаимноотягощающих кризисов, что затягивает переход к развитому социальному рыночному хозяйству. Для формирования устойчивости социально-рыночной системы хозяйства необходимо изучение сущности и основных признаков социального рыночного хозяйства, изучение моделей социально-ориентированной экономики и использование опыта различных зарубежных стран, выбрав то, что применительно и можно использовать в других странах.
Введение……………………………………………………………………….......3
1. Теоретические основы социально-ориентированной экономики…………4
1.1 Сущность и основные признаки социального рыночного хозяйства..........................................................................................................4
1.2 Модели социальной рыночной экономики. Черты социальных рыночных хозяйств……………………………………………………………………………9
2. Задачи и предложения для перехода к социально-ориентируемому рыночному хозяйству…………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы……………………………………
Эффективность
той или иной экономической модели
определяется ее жизнеспособностью, возможностью
постоянно и адекватно
Выделяют
ряд моделей социально-
Англосаксонская (Великобритания, Ирландия, Канада) отличается 40 процентным уровнем перераспределения ВВП и проведением пассивной политики занятости.
Средиземноморская модель (Греция, Испания, Италия) характеризуется уровнем перераспределяемого ВВП от 40 процентов в Испании до 60 процентов в Греции. Социальная политика в основном охватывает социально уязвленные слои населения и не носит всеобъемлющего характера.
Скандинавскую модель (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия) можно считать наиболее продвинутой. Здесь проводится активная социальная политика. Благосостояние народа провозглашено целью экономической деятельности государства. Доля перераспределяемого ВВП достигает 50-60 процентов.
Наиболее интересными являются германская и шведская модели.
Германская модель – это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.
В Германии государству отведена регулирующая функция. При этом действует принцип: «как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько государства, насколько это нужно».
Наемные работники и работодатели выступают как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности рабочего времени и отпусков, о других условиях труда.
Одновременно
действует разветвленная
Функционирование данной модели создает правовые и социальные рыночные условия для экономической инициативы. Они воплощаются в социальном равенстве граждан – равенстве прав, стартовых условий и правовой защиты. Важнейшая задача государства при этом – обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.
Таким образом, для германской модели социально-ориентированной рыночной экономики характерны следующие основные черты:
Шведская
модель отличается сильной социальной
политикой, направленной на сокращение
имущественного неравенства за счет
перераспределения
Шведская модель в ее классическом виде – это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».
В целом шведскую модель можно определить как модель, сочетающую полную занятость населения и стабильность цен путем проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.
Доминирование в целях модели полной занятости и выравнивания доходов объясняется уникальной силой шведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито стремление к равенству. Специфическим фактором, присущим Швеции, является ее внешнеполитический нейтралитет. Швеция, избравшая принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор до такого размера, что сделало страну уникальной в этой области: 1/3 самодеятельного населения была занята в государственном секторе, что отражалось в высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные доходы, включающие, как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, превышали 60% ВВП Швеции, что вывело ее на первое место в мире по расходам. Эта часть шведской модели характеризуется как социализация основных потребностей, таких как образование, здравоохранение.
Меньших успехов достигла Швеция в других областях, в частности, цены росли быстрее, чем в ряде западноевропейских государств. Почти не увеличивалась производительность труда. Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали своего рода оплатой полной занятости и политики равенства.
Выделим специфические черты шведской модели:
Социал-демократическая модель близка к предыдущей, а ее особенность состоит в предельной социализации, возможной в рыночной экономике:
-значительна роль госсектора, в структуре которого преобладают объекты социального назначения;
-доля госбюджета
в ВВП превышает 50%, в расходной
части бюджета доминируют
-регулирование
трудовых отношений не на
-государственная социальная политика включает средства, минимизирующие уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню доходов;
-развитая
система производственной
2. Задачи и предложения для перехода к социально-ориентируемому рыночному хозяйству
Переход к социально - ориентированной рыночной экономике предполагает необходимость широкомасштабного государственного регулирования экономики, то есть наличие регулируемого рынка во всех сферах общественного производства. Такое регулирование осуществляется как экономическими, так и административными методами. Их следует не противопоставлять, а органично сочетать, исходя из того, в какой мере административное регулирование отвечает требованиям объективного развития, нынешнего состояния экономики и др.
Как показывает мировой опыт, для адаптации социальной сферы в рыночные отношения необходимо решить несколько задач, носящих характер закономерных:
а) осуществление либерализации, т.е. снятие или сокращение государственного контроля в области экономики социальной сферы, отмена директивного планирования, обязательного государственного заказа, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением, отмена государственной монополии на внешнеэкономические отношения;
б) проведение
приватизации, т.е. изменение характера
собственности посредством
в) формирование рыночной инфраструктуры, т.е. новых механизмов управления и установления хозяйственных связей;
г) демонополизация социальной сферы и поощрение конкуренции;
д) перестройка внутренней структуры социальной сферы в направлении опережающего развития производства продукции и услуг, пользующихся спросом на внутреннем и внешнем рынках;
е) переход к адресной системе социальной поддержки со стороны государства;
ж) макроэкономическая стабилизация системы финансового обеспечения социальной сферы в целом, переход к микроэкономическому регулированию ее отраслей.
Именно государство в решении многих социальных проблем играет особую роль.
Социальная
политика с мощными государственными
гарантиями, проводившаяся многие десятилетия
и опиравшаяся на господствующую
коммунистическую идеологию патернализма,
снимала с людей заботу о решении
собственных социальных проблем, лишая
их действенных стимулов в борьбе
за существование и
Выстраивание такого интегрального механизма возможно, для этого необходимо адресовать его отдельные элементы различным по своим социально-экономическим интересам и возможностям слоям и группам населения. Следует строить иерархическую систему, во многом аналогичную существующим на Западе. Либерализм - для адаптированных групп, а социальная защита - уязвимым и неприспособленным. Такой интегральный механизм реализации социальной политики должен учитывать специфику переходного периода и включать элементы государственных гарантий, социальной поддержки и либерализма.
На основании вышеизложенного, учитывая задачи, которые объективно необходимо решать при проведении политики адаптации социальной сферы к рынку, специфику государства и наработанный опыт реформации можно выделить несколько приоритетов преобразования социальной сферы в субъект рыночных отношений:
Во-первых,
либерализация экономики: внедрение
рыночных регуляторов, сокращение государственного
участия и патронажа в
Во-вторых,
формирование основ многоукладной
экономики: создание условий для
функционирования частного сектора, внедрение
рыночных моделей поведения
В-третьих, развитие институтов рыночной экономики и инфраструктуры: в соответствии с международными стандартами модернизируется двухуровневая банковская система, создаются инвестиционные и страховые компании, биржи и аудиторские фирмы;
В-четвертых, создание относительно равновесного потребительского рынка;
В-пятых, финансовая стабилизация и финансово-экономические преобразования в социальной сфере: снижение уровня и темпов инфляции, наращивание золотовалютных резервов, снижение дефицита бюджета, передача финансовой нагрузки с центрального на местные бюджеты, повышение качества оказываемых услуг, внедрение и развитие новых экономических конкурентных отношений в деятельности субъектов социальной сферы, расширение внебюджетных источников и объемов финансирования;
В-шестых,
государственное регулирование
процессов человеческого
Информация о работе Основные характеристики социального рыночного хозяйства