Основатель социологии Огюст Конт

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:48, доклад

Описание работы

Огюст Конт (1798 - 1857) - основатель позитивизма и позитивной социологии. Родился во Франции в семье финансового чиновника. В 1814 г. поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за антисинорхизм и республиканские воззрения. Работал домашним учителем с 1814 по 1824 год и секретарем Сен-Симона. На философские воззрения Конта большое влияние оказали идеи Монтескье и Кондорсе о естественно закономерном развитии общества. Многое он позаимствовал у Сен-Симона.

Работа содержит 1 файл

конт.docx

— 25.77 Кб (Скачать)

Огюст Конт - основатель социологии

Огюст Конт (1798 - 1857) - основатель позитивизма и позитивной социологии. Родился во Франции в семье финансового чиновника. В 1814 г. поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за антисинорхизм и республиканские воззрения. Работал домашним учителем с 1814 по 1824 год и секретарем Сен-Симона. На философские воззрения Конта большое влияние оказали идеи Монтескье и Кондорсе о естественно закономерном развитии общества. Многое он позаимствовал у Сен-Симона.

Термин «позитивный» Конт позаимствовал у Сен-Симона, который  определял позитивное как органическое, определенное, точное. Сам Конт «позитивный» определял в 5 смыслах:

1. Реальное - противоположность  химерическому.

2. Полезное - противоположность  бесполезному.

3. Достоверное - противоположность  сомнительному.

4. Точное - противоположность  смутному.

5. Положительное - противоположность  отрицательному.

Назначение позитивной философии  по Конту - не разрушать, а организовывать.

Основные труды О.Конта:

1. «Курс позитивной философии»  в 6-ти томах (1830-1842).

2. «Рассуждение о духе  позитивной философии» 1844г.

3. «Позитивистский катехизис» 1851г.

«Система позитивной политики, или трактат, устанавливающий религию человечества», в 4-х томах (1851-1854г.г.) По политическим взглядам Конт находился в центре. Выступал за либеральную республику, но с присутствием государства в экономике. Вследствие этого он был чужд как левому лагерю - бланкистам, левым республиканцам и неоякобинцам, так и правому - монархистам и бонапартистам. Пытался создать партию «Порядка

и прогресса», но потерпел крах.

         

Социология в представлении  Огюста Конта

Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим  и

метафизическим спекуляциям  об обществе и человеке. Критикуя предшествующих философов-метафизиков, которые создали утопии, обвиняя их в том, что они понимали общество как создание человеческого разума (французские философы-просветители), разумной воли индивидов. Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как

совершенствуется разум  человека и его психика под  влиянием общественной

жизни. Общественные явления, отличие от биологических, постоянно находятся в состоянии изменения, преобразования и развития во времени. Их сущность - историчность. Поэтому Конт уважительно относится к Кондорсе, который рассматривал общество с исторической точки зрения. Не отрицая роль экономического фактора, Конт считал, что человеческая цивилизация есть, прежде всего, духовно-психологические идеи, которые управляют миром и переворачивают его, и весь социальный механизм покоится на мнениях. Область социологических исследований открылась Контом очень широко. Она впитала в себя те исследования, которые выходят за пределы компетенции других абстрактных наук, включенных в его классификацию. Основной и главной действительностью, по Конту, из которой должен исходить исследователь социологии, является общество, взятое с его целостности. Под обществом Конт понимал органическое единство всего человечества, всей человеческой цивилизации или какой-то его большой части, связанным с всеобщим согласием, характеризуемое гармоническим функционированием его и структурных элементов. Он включал в предмет социологии не только современное общество (цивилизации), прошлые поколения, которые оказывают влияние на современные поколения и складываются с ними в едином общественно – цивилизационном процессе. Конт стоял у истоков системного подхода изучения общества как единого, целостного, социального организма, он заложил основу системного подхода к общественной жизни.

Следует, однако, заметить, что  Конт не понимал диалектики социальных

элементов и структуры  и рассматривал элементы социальной жизни как простые, вечные и неизменные, а общественное развитие как результат различных комбинаций одних и тех же элементов.

    

Социологические методы

Конт выступает против умозрительности, с одной стороны, и против крайности импсризма - с другой. В социологии Конт разработал метод наблюдения, а также экспериментальный, сравнительный и метафизический методы исследования. По мнению Конта, наблюдение является основным методом исследования социологии. Он утверждает, что с помощью наблюдения можно получить исходные данные социологии. Социальное наблюдение возможно как главный метод исследования социологии. Он утверждает, что социальное наблюдение возможно и в социологии. Однако указывал Конт, любые социальные наблюдения, статистические или динамические должны предполагать постоянное наблюдение фундаментальных теорий. Главная трудность социологии, указывал Конт, состоит в том, что отсутствует позитивная теория, опираясь на которую можно было бы собрать и обобщить факты. Это - порочный круг, ибо для проведения наблюдения нужна теория, а для создания теории - наблюдения. Наблюдения, по мнению Конта, связано еще и с трудностями, которые связаны со сложностью приобретения необходимой научной подготовки, которая обеспечивает исследователя от помех ненаучного характера - предрассудков, распространенных мнений. И здесь в качестве помощника выступает теория, которая бы предотвращала спекуляции, обеспечивала бы исследователя необходимыми понятиями.

Конт указывал, что в  качестве метода социологии выступает  не только

наблюдение, но и косвенное  свидетельство, то есть изучение исторических и

культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ и сравнение языков - все это может поставлять социологии постоянные средства для позитивного анализа. Вторым важным методом в социологии Конт считал эксперимент. Непосредственный эксперимент в социологии состоит в наблюдении за изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования условий. Косвенный опоследованный эксперимент Конт рассматривает как исследование патологических явлений в обществе, возникающих под влиянием общественных потрясений (революций). Общественные потрясения, потрясающие социальный организм, являются основные законы общественного организма, поскольку болезнь лучше позволяет познать норму, Третий метод позитивных наук, применяемый в социологии - это сравнительный метод. При помощи последнего сопоставляется жизнь народов, общин, цивилизация, живущих одновременно в разных частях земного шара, с целью установления общих законов существования и развития общества. Для науки, указывал Конт, могут быть полезными сравнения жизни животных с человеческим обществом и, наконец, можно сравнивать общественное положение различных класса одного и того же общества. Следует, однако, иметь в виду то, что сравнение основных фаз цивилизации может затемняться влиянием общего духа эпохи, который заглаживает различия. Слабость сравнительного метода состоит в том, что он не показывает последовательности социальных состояний и представляет их как существующие. Четвертый метод исследования, применяемый в социологии, по мнению Конта, это - исторический, который наиболее соответствует природе социальных явлений. Исторический метод - метод исторического сравнения различных последовательных состояний человечества. Только сопоставляя целую серию социальных явлений, взятых в их последовательности, исследователь может заметить возрастание какой-либо физической, интеллектуальной, моральной или политической черты или

тенденции и соответствующее  ослабление противоположной тенденции, и на этом основании научно предсказать окончательный результат, если он полностью соответствует системе общих законов развития человечества.

Однако Конт замечает, что  все индуктивные заключения, полученные при помощи исторического метода, должны быть взвешены и проверены в системе понятий биологической теории человека.

Итак, социология рисуется Контом научной, зависимой от биологии, хотя он

решительно возражает  против того, чтобы считать социологию простым отделом науки о человеке, не принимая в расчет исторических наблюдений.

Конт утверждает, что в  историческом методе более всего  выражена такая черта социологии, как необходимость восхождения от целого к части. Между историей и социологией, которую Конт иногда называет «политической наукой», нет различия. Вообще, господство, с исторической точки зрение он считает знамением своего времени - важнейшим признаком позитивизма и одновременно его главным итогом.

Рассуждения о методах  социологии является наиболее рациональной частью

контовской системы. В своих рассуждениях о методах социологии Конт исходит из представлений о существовании естественных законов общественной жизни, открытие которых должно обеспечить возможность создания науки об обществе (здесь, очевидно, он исходил из концепции французских философов- просветителей).

Плодотворная мысль о  естественно - историческом характере  общественных

закономерностей, а также  постановка вопроса о необходимости  опоры нетвердый теоретический фундамент при проведении социологических исследований – вот какая заслуга Конта в области методологии и методов исследования, применяемых в социологии.

     Социальная  динамика

Конт разделяет социологию на два больших раздела: социальную статику и

социальную динамику Социальная статика изучает условия существования  и законы функционирования общественной системы. Социальная статика - это теория общественного порядка, организации, гармонии. Социальная динамика изучает законы развития и изменения социальных систем. Целостную же картину общества, по мнению Конта, дает единство статики и динамики общества. Социальная динамика - это базовые социальные институты: семья, государство, религия, азделение труда. Социальная динамика - это законы развития и изменения социальных систем.

Общество Контом рассматривается  как единое целое, как органической целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. Концепция Конта противопоставлялась концепции индивидуалистических теорий, которые рассматривали общество как продукт договора между индивидами. Исследование принципов, определяющих структуру общества, обеспечивающих гармонию и порядок, непрерывно связано у Конта с социальной политикой, которая должна эти принципы реализовать. Конт рассматривает в социологии основные общественные институты: семью, государство, религию - с точки зрения их общественных функции, их роли в деле социальной интеграции.

Семейные отношения Конт определяет как нравственно-эмоциональный  союз, основанный и взаимный симпатии. Роль семьи - служить посредником между индивидом и родом, воспитывать молодое поколение в духе альтруизма, учить его преодолевать природный эгоизм.

Основой семьи, по Конту, являются патриархальные отношения в семье, он резко выступает против женского равноправия и всячески подогревает необходимость укрепления авторитета и власти мужчины - отца и мужа.

В семье индивид социализируется, приобретает качества, необходимые  для

успешного служения человечеству, изживает природный индивидуализм, учится жить для других. Позитивную теорию общественного процесса Конт называет социальной динамикой,

Социальная динамика - это  абстрактная история, без имен, без  лиц и даже без

названий народов Социальная динамика сознательно абстрагируется от

многообразия конкретных форм исторического развития. Социальную динамику Конт создал, опираясь на историю наиболее цивилизованных народов. Прогресс, по Конту, означает развитие но восходящей линии. В общественном развитии Конт выделяет:

1. первичные факторы;

2. вторичные факторы;

Первичным, решающим фактором является духовное, умственное развитие. К вторичным факторам Конт относит климат, расу, среднюю продолжительность человеческой жизни, прирост населения.

Общество проходит через  три стадии:

1. теологическая;

2. метафизическая;

3. иозитивная.

Стадиям соответствуют формы  искусства, хозяйства, политики, общественного устройства.

     1. Теологическая  стадия (раннее и среднее средневековье  до 1300г.). Она

делится на три периода:

1. фетишизм;

2. политеизм;

3. монотеизм.

·        при  фетишизме люди приписывали жизнь  внешним предметам и видели в них богов;

·        политеизм (Др. Греция и Рим) наделял жизнью фиктивные существа,

вмешательство которых объясняло  все происходящее (Зевс, Гера, Юпитер).

Создается гармония между  средневековым государством и религией.

     2. Метафизическая  стадия (1300 - 1800г.) характеризуется разрушением

старых верований - фундамента общественного порядка, реформацией, просвещением.

Великой Французской революцией (триумф метафизиков и правовиков). Это привело к упадку всех авторитетов, власти господствующих классов и религии. Эмансипация личности угнетенных классов, революция на стадии доктрины, которая могла бы объединить умы. Стремление к революционным изменениям - значит идти против исторического закона, нарушать ее закономерный ход. Философский дух санкционировал философские сомнения, моральную непорочность и политический беспорядок. Современное общество, погруженное в анархию, испытывает потребность в новой идеологии, которая приедет на смену ложным, фиктивным доктринам и исполнит интегрируемую общественную роль.

     3. Последняя  - позитивная эра. Ее основные  признаки: распространение

науки, создание позитивной теории, позитивизма. Промышленный строй  приходит на смену военному, характерному для теологической эпохи. Гармоничное и равномерное развитие всех элементов жизни гарантирует использование достижений науки на пользу всего человечества.

Позитивная эпоха имеет  следующие характерные черты:

1. победа альтруизма над  эгоизмом;

2. рост социальных чувств;

3. обеспечение легкой  и приятной жизни;

4. быстрое развитие материальной  культуры общества;

5. справедливость и мир.

Контовская социальная динамика не лишена достоинств. Конт пытается раскрыть закономерности эволюции, которых не замечали историки волюнтаристы. Теориям естественного права и общественного договора он противопоставил исторический подход, а либеральному индивидуализму - точку зрения общества как целого.

Позитивная политика

Принципиальная слабость позитивной теории Конта становится особенно заметной, когда от общих положений социальной динамики он переходит к обоснованию положительной программы социальной политики.

В отличие от объективного метода, направленного на открытие истины, идейным стержнем позитивной политики должны быть субъективные ценности, человеческие интересы и идеалы, Конт проповедует субъективные методы в политике. Курс «позитивной философии» вызвал из науки философию, а «Позитивная политика» превратила философию в религию, окончательную и совершенную. Место бога в этой новой религии занимает общество, которое индивид должен почитать как высшее существо, которому он обязан. Позитивизм как религия человечества проповедовал полное растворение личности в обществе, всеобщую любовь.

Из идеи единения чувств и разума Конт выводил большую  общественную роль ученых и артистов, которые становятся новыми священниками, хранителями позитивистских догм и богослужителями нового религиозного культа. Конт разработал систему обрядов, освящающих отцовство, братство, вступление в брак и другие важнейшие события с жизни человека. Он пытался создать позитивистскую церковь, которая бы объединила единоверцев, а затем людей всего мира. Конт пытался создать позитивистскую федерацию народов мира со штаб-квартирой в Париже, которая должна была бы обеспечить полный мир на земле. Выполнить эту миссий мог бы пролетарий, они могут стать помощниками новых философов.

Собственность Конт рассматривал как аккумуляцию общественного  богатства, а собственников - как служителей человечества,

Информация о работе Основатель социологии Огюст Конт