Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:30, реферат
Целью деятельности организаций в системе социальной работы с населением является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие социальной работы………………………………………………4
2. Понятие организации и системы………………………………………...4
3. Организация социальной работы………………………………………….6
4. Внутренняя среда организации социальной работы…………………….8
5. Внешняя среда организации социальной работы……………………….11
a) Прямое воздействие на организацию социальной работы……...11
b) Косвенное воздействие на организацию социальной работы…..15
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20
Организация социальной работы как системы.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Понятие социальной работы………………………………………………4
2. Понятие организации и системы………………………………………...4
3. Организация социальной работы………………………………………….6
4. Внутренняя среда организации социальной работы…………………….8
5. Внешняя среда организации социальной работы……………………….11
a) Прямое воздействие на организацию социальной работы……...11
b) Косвенное воздействие на организацию социальной работы…..15
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
В данной работе мы рассмотрим организацию социальной работы как системы. Системный подход в данном случае рассматривает все процессы и явления в виде определенных целостных систем, обладающих новыми качествами и функциями.
Назначение системы социальной работы с населением состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационных средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.
Целью деятельности организаций в системе социальной работы с населением является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом.
Целью нашей работы является рассмотрение организации социальной работы как целостной системы, определить основную структуру организации как системы, дать определение понятие социальной работы, ее организации и системы.
Для написания данной работы мы использовали труды Заяц О.В., Кузнецовой Л.П., Ромм М.В. и Ромм Т.А., Савинова А. Н., Зарембо Т. Ф., Холостовой Е.И. и Сорвиной А.С.
1. Понятие социальной работы.
Социальная работа в широком смысле этого понятия — это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помощи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попавшим в экстремальные ситуации, в том числе беженцам и переселенцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах для престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессиональное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб — Центров социального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные приюты для детей, социальные гостиницы и т. д.[1]
2. Понятие организации и системы.
Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.
Так как социальная работа с населением – единая система, дадим определение понятию система. Система – это совокупность всех явлений как единого целого. Все системы имеют устойчивую внутреннюю структуру, и состоят из взаимосвязанных элементов (подсистем).
Системы подразделяются на закрытые и открытые.
Закрытые системы функционируют независимо от изменений внешней среды.
Открытые связаны с внешним миром.
Все организации являются открытыми системами. Социальная работа, как сложная система стремится к достижению нескольких взаимосвязанных целей. Управление системой будет эффективным, если в процессе преобразований внутри организации соотношение количества и качества потребляемых ресурсов на выходе-входе будет увеличиваться.
Наиболее распространенным видом социальных систем, которые формируются и сознательно создаются людьми в процессе своей жизнедеятельности, являются хозяйственные и общественные организации. В данной работе под понятием организация каждый раз будем подразумевать организацию социальной работы.[2]
Организация (с латинского – сообщаю стройный вид, устраиваю) – это разновидность социальных систем, объединение людей, совместно реализующих некоторую общую цель и действующих на основе определенных принципов и правил. В нашем случае организация – это социальная работа с гражданами. Организация это элемент общественной системы, самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума. Она не может существовать без общества и общество не может существовать без организаций, которые оно создает ради своего существования. Но, являясь самостоятельной подсистемой общества, организация имеет свои характеристики, интересы, ценности, предлагает обществу продукты своей деятельности, свои услуги и предъявляет обществу определенные требования.
3. Организация социальной работы.
Как известно, социальная работа достаточно новое направление практической деятельности. В системе социальной защиты населения к середине 90-х годов в России сложился такой вид организации, как социальная служба. В соответствии с ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года под социальной службой понимают предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Создаются социальные службы следующих организационно-правовых форм:[3]
государственные;
коммерческие;
смешанные;
благотворительные;
религиозные;
общественные.
В целом ими выполняются такие социальные услуги:
материальная помощь;
помощь на дому;
постоянное обслуживание в условиях стационара;
предоставление временного приюта;
организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;
консультативная помощь;
социальный патронаж семей, детей;
социальная реабилитация и адаптация и другие.
Социальные службы создаются различных типов:
центр социального обслуживания населения;
социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
центр социальной помощи семье и детям;
дом-интернат для ветеранов;
детский дом;
центр реабилитации детей с ограниченными возможностями;
центр срочной социальной помощи;
реабилитационный центр для лиц без определенного места жительства;
социальный приют;
кризисный центр;
центр экстренной психологической помощи и другие.
Чтобы понять, что такое организация социальной работы в целом, ее следует рассматривать как систему. Система – это набор взаимодействующих элементов, которые получают из окружающей среды некоторые входные данные, трансформируют их и выдают в окружающую среду выходные данные. Необходимость получать из внешнего мира ресурсы и отдавать социальные услуги внешнему миру, отражает зависимость от окружающей среды. В нашем случае организация социальной службы использует ресурсы внешней среды и предоставляет ей свои ресурсы.[4]
Организация социальной работы постоянно приспосабливается к окружающей среде: она должна находить и приобретать нужные ей ресурсы, воспринимать изменения внешней среды и реагировать на них, поставлять свои услуги окружающей среде, а также контролировать и координировать свою внутреннюю деятельность перед неопределенностью и воздействием изменений факторов внешней среды.
Деятельность социальных служб всегда зависит от социальной ситуации и одновременно воздействует на все социальные явления, встречающиеся в нашей стране (безработица, миграция, сиротство, инвалидность, алкоголизм, наркомания, бедность и др.).
Входные данные для организационной системы включают в себя работников (в том числе специалистов по социальной работе и социальных работников), информационные, материальные и финансовые ресурсы. В результате применения различных социальных технологий (технологий социальной работы) эти данные преобразуются в продукцию и услуги для удовлетворения потребностей клиентов. Под социальными услугами понимают действия по оказанию клиенту социальной службы помощи. В свою очередь, клиентом социальной службы является гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации.
4. Внутренняя среда организации социальной работы.
Внутренняя среда организации социальной работы характеризуется внутренними переменными. Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации. К основным внутренним переменным, требующим внимания руководства, относятся: цели, структура, задачи, технология и люди.[5]
1. Цели - это конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.
Такими целями в социальной работе могут быть:
обеспечение социально-бытового обслуживания граждан;
проведение профилактической работы безнадзорности несовершеннолетних;
реализация права на защиту семьи и детей;
охрана здоровья граждан;
развитие образования;
удовлетворение духовных и материальных потребностей;
защита прав;
разрешение споров и конфликтов;
оказание юридической помощи и др.
Цели подразделений разрабатываются их руководителями с приглашением представителей коллективов. Обычно они являются конкретизацией общих целей и охватывают средне- и краткосрочный период. Специфические цели подразделений могут соответствовать общим целям организации, но одновременно и противоречить друг другу. В связи с этим возникает необходимость их координации и согласования. Например, целью социального приюта является обеспечение временного проживания.
2. Структура. Формальные организации состоят из нескольких уровней управления и подразделений. Подразделения - это функциональная область, т.е. конкретная работа, которую выполняет данное подразделение для организации в целом. Например, структура управления социальной защиты населения администрации г. Владивостока включает несколько функциональных областей, т. е. подразделений, которые обеспечивают социальную защиту населения, проживающего в отдельных районах города.
Структура организации — это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
3. Задачи - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Конкретные задачи включены в должностные инструкции специалистов.
Основной задачей социальной работы является становление человека, как индивида, возвращение его к нормальной жизни, как в психологическом плане, так и в материальном.
4. Технология - средство преобразования сырья, будь то люди, информация или физические материалы, в желаемый результат.
Технологии социальной работы являются частью социальных технологий. Под социальными технологиями понимают совокупность приемов, методов и воздействий решения той или иной социальной проблемы.
Технологии, применяемые в социальной работе:
адаптация;
реабилитация;
обеспечение;
страхование;
обслуживание;
помощь;
Информация о работе Организация социальной работы как системы