Организации социальной работы в исправительных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Одной из острейших проблем в России в настоящее время стал непрекращающийся рост преступности, в том числе и рецидивной. При этом, по статистике, около 30% повторных преступлений совершается лицами, отбывшими наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС), в течение первых трёх месяцев после освобождения. Особенную тревогу вызывает снижение возрастного ценза правонарушителей, значительное увеличение в составе рецидивистов числа подростков (юношей и девушек), а так же женщин, имеющих детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Основная часть………………………………………………………………...4
Глава I. Организация социальной работы в тюрьмах………………………6
1.1. Этапы социальной работы в пенитенциарных учреждениях…………..9
1.2. Направления социальной работы в пенитенциарном учреждении……..12
Глава II. Социальные проблемы бывших осужденных……………………16
2.1 Принципы социальной работы с бывшими заключенными…………18
2.2 Этические аспекты социальной работы с бывшими заключенными……….20
Заключение……………………………………………………………………..21
Список используемой литературы………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Таким образом, из всего вышесказанного можно выделить следующие основные социальные проблемы бывших заключенных в современном российском обществе:

· Проблемы трудоустройства;

· Проблемы культурной адаптации;

· Проблемы сохранения социальных связей с близкими, родственниками и семьей;

· Жилищные проблемы и т.д. 
 
 
 

                                            

       
 
 

Принципы  социальной работы с  бывшими заключенными 

Принципы  социальной работы являются одновременно и элементами научной теории и  основополагающими правилами эмпирической деятельности. Они делятся на общефилософские, общенаучные (организационно-деятельностные, социально-политические, психолого-педагогические и др.) и специфические принципы социальной работы. К специфическим принципам социальной работы относятся следующие принципы: универсальности, охраны социальных прав, профилактики, социального реагирования, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности и толерантности Е.И. Холостова Теория и методика социальной работы. Названные принципы в полном объёме применимы и социальной работе с бывшими заключенными. В тоже время, социальная работа с бывшими заключенными дополняется такими специфическими принципами, как гуманизм, законность и справедливость. 

Принцип законности в деятельности социальных работников с бывшими заключенными имеет глубокие моральные основания. Социальный работник должен способствовать приведению бывшего осужденного к законопослушному поведению.

Принцип справедливости содержит требование соответствия между практической ролью различных людей (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением и взысканием, заслугами людей и их признанием. Несоответствие в этих отношениях расценивается как несправедливость. 
 
 

Принцип гуманизма принцип гуманизма является основополагающим в деятельности социального работника и находит своё выражение в Конституции РФ провозглашающей, что: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Этические аспекты социальной работы с бывшими  заключенными 

Как и  все объекты социальной работы, бывшие заключенные требуют особого  этического подхода при работе с  ними. Одним из аспектов продуктивной социальной работы с заключенными является применение адекватных ситуации профессионально-этических норм и правил.

Специфика бывшего заключенного состоит в  том, что он пребывал определенное количество времени (длительность назначенного судом срока) в обстановке в которой сформировалась сложная субкультура которая «проникает» в сознание заключенных за очень короткий промежуток времени. К данной субкультуре можно в частности отнести принципы, правила поведения, нормы которые в обществе заключенных являются нормой.

Все это  настолько прочно усваивается в  заключенном, что, даже выйдя на волю из мест лишения свободы , он продолжает следовать этим нормам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     На  основании вышеизложенного социально-педагогическую работу с осужденными можно представить как основное направление деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания лишением свободы, и института условного осуждения и условно-досрочного освобождения, главной целью которых является содействие ресоциализации осужденных и интеграции их в общество.

     В настоящее время в некоторых  областях России проводится эксперимент  по внедрению в практику исполнения наказаний института социальной работы, активно развивается психологическая  служба в территориальных органах  и учреждениях УИС. На 1 января 2001г. в уголовно-исполнительной системе России введено 1607 единиц психологов. Только за последний год численность психологической службы выросла на 28%. Наблюдается процесс стабилизации профессионального ядра кадров. Если в предыдущие годы преобладали сотрудники с опытом менее 1 года, то в настоящее время со стажем 1–3 года – 30%, более 3 лет – 42%.

     В отношении престарелых осужденных, у которых отсутствуют родственники, или же они отказываются от их приема для постоянного проживания, также направляется запрос в органы социальной защиты для решения вопросов об их помещении в дома инвалидов и престарелых.

     С согласия инвалида или престарелого, который до осуждения не имел постоянного  места жительства, администрация  ИУ решает вопрос о его направлении в дом инвалидов и престарелых на территории того субъекта РФ, где расположена колония. В этих целях не позднее одного месяца до освобождения в орган социальной защиты представляются необходимые документы (личное заявление осужденного, выписки из медицинской карты и паспорта по установленным формам, характеристика за время пребывания в учреждении).

     Беременные  женщины и женщины, имеющие детей  в исправительном учреждении. Подготовка к освобождению из мест отбывания лишения свободы беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, проводится сотрудниками группы социальной защиты в контексте с медицинскими работниками ИУ. Принимаются меры к установлению их родственных связей, выясняется возможность регистрации трудоустройства по месту жительства родственников. В случае, когда освобождаемых женщин не принимают родственники, к которым они могли бы поехать на жительство, направляются запросы в ОВД и управления социальной защиты населения по-прежнему месту жительства с просьбой решить вопросы их трудоустройства, обеспечения жилой площадью, определения детей в дошкольные детские учреждения или дома ребёнка.

     В отношении освобождаемых женщин, имеющих при себе детей, больных  острыми заболеваниями или с  обострением хронических заболеваний, сотрудники группы социальной защиты совместно с медработниками ИУ оказывают содействие в помещении таких детей в лечебные учреждения органов управления здравоохранения по избранному месту жительства.

     Несовершеннолетние. Кроме особенностей подготовки к освобождению выше рассмотренных категорий осужденных, также выделяют особенности подготовки несовершеннолетних осужденных. Так несовершеннолетним осужденным предоставлено право краткосрочного выезда за пределы ИУ для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника ИУ.

     Несовершеннолетние  осужденные, подлежащие освобождению из ВК, направляются, как правило, к  месту жительства родственников  либо иных лиц, которым сообщается о дне освобождения несовершеннолетнего осужденного и предлагается прибыть в ВК для встречи и сопровождения его к месту жительства.

     Если  у освобождаемого несовершеннолетнего  нет родственников или иных лиц, либо направление к ним нецелесообразно  из педагогических и профилактических соображений, администрация колонии направляет запрос в орган опеки и попечительства, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, по его прежнему месту жительства с просьбой решить вопрос устройства такого лица на работу или учёбу и обеспечения его жилой площадью.

     Если  направление несовершеннолетнего  к прежнему месту жительства нецелесообразно  из педагогических или профилактических соображений администрация ВК с учётом желания освобождаемого принимает меры к его трудовому и бытовому устройству в других местах, в том числе по месту расположения колонии. В необходимых случаях несовершеннолетний может быть направлен в школу-интернат, либо другое учебно-воспитательное учреждение на государственное попечение либо передан органам опеки и попечительства.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  в учреждениях исполняющих наказания  содержатся различные категории  граждан, для которых подготовка к жизни на свободе является жизненно необходимым мероприятием. 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

  1. А.М. Панова, Е.И. Холостова Социальная работа: - М.: Социально-технологический институт, 1997. – С. 720.
  2. В.И.Курбатова Социальная работа. - М., Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1999, С. 728.
  3. В.В. Филлипов Реформирование пенитенциарной системы: материалы международной конференции 8 – 10 окт. – Минск, 1998. – С. 649
  1. Г.В. Медведев «Этика социальной работы» М.: Владос, 1999. – С. 183.
  1. Д.С. Титов  Социальная геронтология: учебное пособие. Томск: Томский филиал Академии права и управления ФСИН России, 2006 – С. 106.
  2. Е.И. Холостова Теория и методика социальной работы. Учеб. пособие. – М.: “Союз”, 1994. – С. 693.
  3. М.В. Ромм, И.В. Хмаренкова Теория социальной работы – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. – С. 382.
  4. Н.В. Ригов Выжить за колючкой. – СПб.: Вагриус. 2007. – С. 407.
  5. О.Е. Куренкова, Т.С. Уханова Описание опыта «Социальная работа с осужденными в исправительных учреждениях УФСИН России по Вологодской области». – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. - www.socialworks.ru
  6. П.Г. Мищенков комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу РФ и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. – М.: Экспертное бюро- М,1997. – СПС «Гарант». - CD-ROM.
  7. С.И. Григорьев Теория и методология социальной работы. – М., «Союз». 1994. – С. 492.
  8. Т.Г. Татидинова Социальная реадаптация бывших заключенных Прикладные исследования. 1992 №3 – С. 120.
  9. интернет сайт www.socialworks.ru

     14.   Алферов Ю.А. Социально-психологическое изучение особенностей    личности осужденного. Домодедово, 1990.

     15.     Алферов Ю.А., Пятков В.П., Соловьев  В.Г. Социальная адаптация освобождаемых  из мест лишения свободы. Домодедово, 1992.

     16.   Дебольский М.Г. Проведение социально-психологических  тренингов в уголовно-исполнительной системе. М., 1996.

     17.   Карвасарский Б.Д. (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер Ком, 1998. С. 250–256

     18.   Поздняков В.М. Отечественная  пенитенциарная психология: история  и современность. М., 2000.

     19.   Поздняков В.М. Психология в пенитенциарной практике зарубежных стран в ХХ столетии. М., 2000.

     20.      Яковлев В.В. Психологическая характеристика смысловой сферы личности осужденных к лишению свободы: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Рязань, 1998. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Организации социальной работы в исправительных учреждениях