Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 17:08, реферат
Идея прогресса, разрабатываемая первоначально в социальной философии, получает постепенно естественнонаучное подтверждение. Особое значение в этом плане имела концепция эволюционного развития в биологии. После выхода в свет работ Ч. Дарвина идея эволюционизма прочно утверждается в философии и науке, стимулируя формирование новых исследовательских программ и методологических установок. Проникает эта идея и в социологию, определяя теоретический статус зарождающейся науки, акцентируя внимание исследователей на генетическом объяснении изучаемых явлений.
Введение
Идея прогресса, разрабатываемая первоначально в социальной философии, получает постепенно естественнонаучное подтверждение. Особое значение в этом плане имела концепция эволюционного развития в биологии. После выхода в свет работ Ч. Дарвина идея эволюционизма прочно утверждается в философии и науке, стимулируя формирование новых исследовательских программ и методологических установок. Проникает эта идея и в социологию, определяя теоретический статус зарождающейся науки, акцентируя внимание исследователей на генетическом объяснении изучаемых явлений. В этой своей направленности социология тесно смыкалась с историческими дисциплинами, нацеленными на изучение первобытных формаций, этнографии, фольклора и т.д. Поэтому в качестве представителей этого направления в социологии выступали не только чистые социологи, но и ряд видных специалистов в области вспомогательных дисциплин истории. Но какое бы предпочтение эмпирическому материалу не отдавали исследователи, все они придерживались более или менее однозначной теоретической установки, а именно стремились установить общие законы эволюции, что и позволяет отнести их к сторонникам эволюционизма.
Творчество Спенсера с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу той эпохи. Теоретические взгляды формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Основной труд, опубликованный в 1862-1864 годах, включал в себя: «Основные начала» (1962), «Основная биология» (1864-1867), «Основания психологии» (1870-1872), трехтомный труд «Основания социологии» (1876-1896), «Социология, как предмет изучения» (1903), «Основания этики» (1879-1893).
Спенсер
первым в развернутой форме стал
разрабатывать подход, получивший впоследствии
название общей теории систем, и применять
его к человеческому обществу. В своих
исследованиях он сочетал структурно-функциональный
и эволюционный анализ общества. Он вместе
считал общество особой реальностью, возникшей
в результате возникновения индивидов
и зависящей от них.
Герберт
Спенсер родился в 1820 г. в Дерби, центре
графства Дербишир, в семье учителя. В
17 лет стал учительствовать, но вскоре
перешел на должность инженера строящейся
железной дороги Лондон-Бирмингем, прежде
всего благодаря прекрасному знанию техники
и математики. С 1848 г. публикуется в журнале
«Экономист» со статьями по политическим
и экономическом вопросам (1848-1853). С 1848
по 1858 г. разработал план объединения в
одно целое всей философии на основании
идеи развития. В 1850 г. вышла в свет его
книга «Социальная статистика», а в 1852
г. он опубликовал статью «Гипотеза развития»,
в которой предвосхитил идею Дарвина об
эволюции растительного и животного мира.
Эту же идею развил в книге «Основания
психологии» (1855). В конце 1850-х гг. сделал
наброски «Синтетической философии» (сначала
– из семи томов, а позже – из десяти).
С 1860 по 1863 г. выходили отдельные выпуски
«Основных начал», затем – тома «Описательной
социологии». В конце 1870-х гг. закончил
раздел «Этика».
Наследие Спенсера охватывает все проблемы
философии. Он анализирует историю космоса
с точки зрения его развития. С точки зрения
эволюции Спенсер рассматривает и историю
развития Земли, и жизни на Земле – от
флоры и фауны до человека. Он определяет
жизнь как «непрерывное приспособление
внутренних отношений к внешним».1
Закон эволюции Спенсер распространяет
и на психологию, а этику считает вытекающей
из сущности природы и жизни и, стало быть,
тоже подверженной эволюции, как и все
во Вселенной. Спенсер является и одним
из крупнейших социологов мира, оставившим
немало трудов по этой тогда ещё совсем
молодой науке.
Умер в 1903 г. в Брайтоне.
Спенсер – основоположник органической социологии, последователь Конта. Социология Спенсера основывается на двух научных парадигмах:
Изучая общество, Спенсер задался целью выявить закономерности его организации и функционирования.
Концепция институтов воспроизводит образ общества по аналогии с биологическим организмом. Спенсер, по-видимому, осознавал условность такой аналогии, но постоянно пользовался сравнениями типа: «кровяные частицы уподобляются деньгам», «различные части социального организма, подобно различным частям индивидуального организма, борются между собой за пищу и получают большее или меньшее количество ее, смотря по большей или меньшей своей деятельности».2
Спенсер подчеркивал не столько материальное сходство, сколько сходство принципов системной организации, стремился соединить организм, растворяющий индивида в обществе, со своим крайним индивидуализмом буржуазного либерала. Это противоречие было источником всех его теоретических трудностей и компромиссов. Спенсер склонялся к признанию общества как особого бытия, указывал на то, что основные его свойства воспроизводятся во времени и пространстве, несмотря на смену поколений.
Он
потратил много усилий, определяя
специфические черты «
1. Общество, как и биологический организм, наращивает массу (численность населения, материальные ресурсы и др.).
2. Как и в случае биологической эволюции, рост массы приводит к усложнению структуры.
3.
Усложнение структуры
4.
В обоих случаях имеет место
постепенное усиление
5.
Как и в биологических
Спенсер не только уподоблял общество организму, но и свою биологию наполнял социологическими аналогиями. Спенсер использует термин «надорганизм», подчеркивает автономию индивида, в отличие от Конта Спенсер резко критикует органицизм, обращает внимание на существенные различия социального и биологического организма:
Но главное в том, что в биологическом организме части служат для целого, в то время как в обществе целое существует ради частей. Общество, по Спенсеру, существует для блага своих членов, а не члены его существуют для блага общества.
Особенность органицизма Спенсера состояла в том, что он пытался сохранить за индивидом автономию, не поглощая человека системой. Это объединение органицизма с номинализмом составляло наибольшую теоретическую трудность социологии Спенсера. В его социологии содержалась дилемма, которая в последующем привела к формированию противоположных ориентации – Тарда и Дюркгейма. С одной стороны, Спенсер утверждал номиналистический тезис о том, что свойства социального целого выводятся из свойств составляющих его частей. С другой – что «когда общество достигает определенной величины и высокого уровня организации, оно приобретает такую независимость от индивидуальных усилий, что приобретает свой собственный характер».3
Спенсер не вполне осознавал, что утилитаристская антропология не согласуется с организмом. Он предлагал компромиссное решение: на ранних этапах эволюции природная конституция человека определяет свойства социального агрегата, в последующем решающую роль в социальной эволюции играют свойства целого. Проблема отношений индивида и общества решалась ссылкой на их взаимодействие. Во времена Спенсера трудно было предложить более конкретное решение проблемы, так как социальная психология как наука еще не существовала
Как
один из основоположников органической
школы, Спенсер, вслед за
Огюстом Контом ввел в социологию идею
изменчивости и «плавного»
эволюционизма.4
Понятия
эволюционистской социологии Спенсера:
«возрастающая
связанность», «переход от гомогенности
к гетерогенности»,
«определенность», описывающие морфологическую
структуру общества,
позволяли английскому социологу-позитивисту
проводить аналогию между
биологической и социальной эволюцией,
между живыми организмами и
обществом. В свою очередь, это раскрывало
возможность применения в социологии
естественнонаучных методов, что и составляло
одну из целей позитивистского подхода
к обществознанию.
Заключение
Таким
образом, можно подвести общий итог:
Герберт Спенсер понимает общество как
целостный организм, аналогичный
биологическому организму. Это сложный
организм, состоящий из
взаимосвязанных и взаимозависимых клеток
и органов. Эти клетки и органы
связаны в единую систему и выполняют
специфические функции в составе
организма.
Спенсеровское
представление об обществе как организме
позволило осмыслить и понять
ряд важных особенностей структуры
и функционирования социальных систем.
Он не отождествлял общество с индивидуальным
биологическим организмом, как зачастую
утверждали и его противники, и его сторонники.
Он лишь сравнивал эти две сущности, прослеживая
как сходства, так и различия «сверхорганический»
организм, т. е. как специфическую организацию.
Список использованных источников и литературы: