Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 20:30, реферат
Огюст Конт (1798 - 1857) – французский философ, по праву считающийся основателем социологии. Он не только ввел в научный оборот термин “социология”, но и неожиданно резко противопоставил эту новую научную дисциплину философии. Основная идея Конта – отделение науки от метафизики и теологии. По его мнению, истинная наука должна отказаться от “неразрешимых” вопросов, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты.
О.Конт – основатель
социологии.
Огюст Конт (1798 - 1857) –
французский философ, по праву считающийся
основателем социологии. Он не только
ввел в научный оборот термин “социология”,
но и неожиданно резко противопоставил
эту новую научную дисциплину
философии. Основная идея Конта –
отделение науки от метафизики и
теологии. По его мнению, истинная наука
должна отказаться от “неразрешимых”
вопросов, которые невозможно ни подтвердить,
ни опровергнуть, опираясь на факты. Он
считал, что только та наука имеет
право на существование, которая
приносит практическую пользу, и настаивал
на исследовании взаимосвязей социальных
фактов.
Конт по-своему интерпретировал
идеи философа-утописта Сен-Симона, секретарем
которого был в течение семи лет.
В 1830-1842 гг. он опубликовал свой труд
“Курс позитивной философии” в
шести томах, в 1944 г. – “Рассуждение
о духе позитивной философии”, в 1851
– 1854 гг. – “Систему позитивной политики”
и другие научные труды. Свою историческую
миссию он видел в том, чтобы создать
“Научную Библию” будущего, поставить
науку во главе всех форм человеческого
существования. Его несогласие со взглядами
Сен-Симона проявилось в подходах к приросту
научного знания. Конт протестовал против
его спекулятивного характера. Реальную
жизнь практически никто не изучал: одно
книжное знание давало другое. Он предложил
изучать социальную реальность с помощью
методов естественных наук – наблюдения,
эксперимента, сравнительного анализа.
Появление социологии
Конт связывал не только с новой
стадией развития общества, но и
со всей историей развития науки. Социология
возникает на почве, подготовленной
усилиями многих поколений ученых.
Согласно контовскому закону классификации
наук каждая предшествующая наука становится
предпосылкой появления последующей,
более сложной. Наиболее близкой социологии
наукой является биология. Их объединяет
сложность предмета исследования, каковым
выступает целостная система.
Развитие общества,
по Конту, является проявлением “Закона
трех стадий”. Огюст Конт считал, что
развитие общества представляет собой
переход от одной стадии развития
к другой: теологической, метафизической,
позитивистской. Теологическая стадия
продолжалась до 1300 г. На этой стадии все
явления рассматривались как
результат действия многочисленных
сверхестественных сил. Теологическое
сознание олицетворяет эти силы в виде
власти племенных вождей. Но законы развития
ума остановить нельзя, и они подрывают
старую систему. Разрушение старого порядка
занимает целую эпоху, которая определяется
Контом как метафизическая стадия развития
общества, то есть стадия распада прежнего
общественного порядка. Метафизическая
стадия продолжалась с 1300 по 1800 г. “Метафизический
дух” есть проявление сомнения, эгоизма,
моральной испорченности и политического
беспорядка. Это ненормальное состояние
общества. Для того, чтобы стать нормальным,
обществу нужна интегрирующая идеология,
которая выкристаллизовывается по мере
развития научного знания. Естественно,
что таким знанием является позитивизм,
поэтому следующая стадия называется
позитивистской. Новое общество должно
отличаться победой альтруизма над эгоизмом,
ростом социальных чувств, упрочением
порядка и социального мира, переходом
от военного общества к промышленно развитой
системе. Но поскольку в нем сохраняются
отрицательные черты, задача науки – содействовать
его очищению.
О. Конт как основатель
социологии (1798-1857)В истории
Основные его труды:
«Курс позитивной философии»
(6 томов), «Система позитивной политики,
или социологический трактат
об основах религии человечества»
(4 тома). Значение социологии Конта
определяется прежде всего тем, что
на основе синтеза достижений обществознания
того периода вопреки
обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития,
определил социологию (взаимодействие индивидов с себе подобными) как особую науку, опирающуюся на наблюдения (социолог должен наблюдать за состоянием общественных идей и мнений как социального явления, оставаясь беспристрастным),
поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в данной науке,
обосновал закономерный
характер развития истории, общие контуры
социальной структуры и ряда важнейших
институтов общества.
Социологию Конт разделил на 2 основные части – соц. статистику и соц. динамику. Первая - анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшей организации общества, достижения соц. гармонии. Вторая – позитивная теория общественного развития. Анатомируя общество, Конт особо выделил такие его элементы и институты, как семья, государство и религия.
В рамках соц. динамики О.Конт обосновал 2 закона:
Закон "трех стадий": выделенным 3 ступеням умственного развития человечества – теологической, метафизической и позитивной, соответствуют три стадии исторического развития. Первая охватывает древность и средневековье до 13 в. Господство религиозного мировоззрения, военно-авторитарных политических режимов. Вторая охватывает 14-18 вв, для которой характерна смена общественных порядков. Породило анархию, революцию, демократию. Третья – с 19 в. - вместе с утверждением позитивного сознания начинается расцвет промышленности, науки.
Закон "двойной
эволюции": все факторы общественного
развития подразделяются на 2 группы: первичные
(духовные, умственные) и вторичные
(климат, раса) при безусловном приоритете
первых.
Огюст Конт - основатель
социологии
Огюст Конт (1798 - 1857) -
основатель позитивизма и позитивной
социологии. Родился во Франции в
семье финансового чиновника. В 1814
г. поступил в Высшую политехническую
школу, из которой был исключен за
антисинорхизм и
Работал домашним
учителем с 1814 по 1824 год и секретарем
Сен-Симона. На философские воззрения
Конта большое влияние оказали
идеи Монтескье и Кондорсе
о естественно закономерном
Термин «позитивный»
Конт позаимствовал у Сен-
1. Реальное - противоположность химерическому.
2. Полезное - противоположность бесполезному.
3. Достоверное - противоположность сомнительному.
4. Точное - противоположность смутному.
5. Положительное
- противоположность
Назначение позитивной философии по Конту - не разрушать, а организовывать. Основные труды О.Конта:
1. «Курс позитивной
философии» в 6-ти томах (1830-
2. «Рассуждение о духе позитивной философии» 1844г.
3. «Позитивистский катехизис» 1851г.
«Система позитивной политики, или трактат, устанавливающий религию человечества», в 4-х томах (1851-1854г.г.)
По политическим
взглядам Конт находился в
центре. Выступал за либеральную
республику, но с присутствием
государства в экономике.