Ограниченность ресурсов. Выбор. Альтернативная стоимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:04, реферат

Описание работы

Одна из первых проблем, названных экономическими, заключается в том, что человеческие потребности всегда превосходят возможности, которые существуют в данный момент их удовлетворения. Экономическая теория гласит, что потребности отдельного человека и общества в целом безграничны, в то время как ресурсы любого общества в каждый момент времени ограничены.

Работа содержит 1 файл

Альтернативная стоимость.doc

— 41.50 Кб (Скачать)

 "Ограниченность ресурсов. Выбор. Альтернативная стоимость"

 

 

Тема. Ограниченность ресурсов. Выбор. Альтернативная стоимость.

 

Экономическая модель

 

Одна из первых проблем,  названных  экономическими,  заключается в  том,  что человеческие потребности  всегда превосходят возможности,  которые существуют в данный момент их удовлетворения. Экономическая теория гласит,  что потребности отдельного человека и общества в целом безграничны,  в то время как ресурсы любого общества в каждый момент времени ограничены.

 

Цель экономической деятельности людей – удовлетворение своих  потребностей путём использования  ограниченных ресурсов,  производства,  распределения и потребления  различных товаров и услуг. Те ресурсы,  которые необходимы для  осуществления процесса производства,  называются факторами производства,  их четыре: труд,  капитал,  природные ресурсы (земля),  предпринимательская способность, информация. Эти ресурсы,  несмотря на их различие и разнообразие,  имеют одну общую особенность – они ограничены. За всю историю человечества ни одно общество не смогло обеспечить достаточного количества ресурсов для удовлетворения всех потребностей его членов в товарах и услугах. Перед людьми всегда будет стоять проблема эффективности использования имеющихся у них ресурсов,  которое принесло бы максимальную отдачу,  наибольший эффект.

 

Альтернативная стоимость – это оценка упущенной выгоды,  плата за принятое решение.

 

Что лежит в основе модели

 

Описание урока

 

ХОД УРОКА

Вспомним ещё одну русскую сказку «Колобок». Чтобы испечь героя сказки,  во-первых,  пришлось найти того,  кто бы это сделал,  кто бы приложил свой труд,  использовал свою рабочую силу (бабка). Во-вторых,  для осуществления производства надо было иметь муку,  печь,  дом (капитал). В-третьих,  понадобился участок земли для дома,  в котором всё происходило. В-четвёртых,  ничего бы не было,  если бы дедке не пришла в голову идея испечь колобок (предпринимательские возможности). Дедка позаботился о работнике (нанял бабку),  подумал о сырье (предложил поскрести по сусекам),  о средствах производства (заранее вложил их в строительство дома с печкой),  подумал о сбыте (съесть колобок) и взял на себя весь риск от операции.

 

Записать в тетрадь новые  термины и определение:

Факторы производства – производственные ресурсы,  с помощью которых создаются блага (товары и услуги).

 

Ответить на вопрос: Почему бабка  произвела только один колобок,  а не два десять или тысячу?

При ответах обсуждение вести в  русле: на два колобка не хватило  бы муки,  после десятого у бабки  способность к труду оказалась на нуле (усталость и возраст дают о себе знать),  после тысячного дедка столкнулся бы с проблемами сбыта (предпринимательская способность тоже ограничена).

 

Выводы: Мечты и чаяния людей  всегда лучше всего отражались в  народных сказках,  былях. Среди них абсолютно доминируют те сказки,  где персонажи в силу чудесных обстоятельств получали свободный доступ к человеческим благам. Этот факт подтверждает то,  что основной характеристикой окружающего нас мира является ограниченность ресурсов. Бабка произвела только один колобок из-за того,  что экономисты называют ограниченностью,  или редкостью,  ресурсов. Одни ресурсы – более редкие (мука),  другие – менее (предпринимательская способность дедки),  но общее свойство у них одно – их количество ограничено. Поэтому основной проблемой экономики является распределение редких ресурсов.

 

 

Выводы: Ограниченность заставляет людей  делать выбор относительно использования  ресурсов для удовлетворения потребностей.

Ограниченность  ресурсов приводит к необходимости выбора как на индивидуальном, так и на общественно-политическом уровне.

Благодаря тому,  что люди способны распоряжаться  своими ресурсами наилучшим образом,  экономика может и должна быть эффективной.

Записать в тетрадь: Эффективное  использование ограниченных ресурсов – такое использование,  которое  приносит максимальную отдачу, наибольшее число благ и услуг. 

 

Альтернативная стоимость – цена,  которую нужно заплатить за сделанный выбор.

 

Выводы: Принимая решение о выборе,  мы должны чем-то пожертвовать ради выбранного. Плата за принятое решение,  выгода,  связанная с потерей того лучшего,  что оказалось невыбранным,  экономисты называют альтернативной стоимостью. Концепция альтернативной стоимости применяется к обществу,  фирме,  индивиду. Все решения,  сталкиваясь с ограниченностью (времени,  ресурсов,  денег и пр.) неизбежно предполагают конкурентный выбор – «или-или». В каждом выборе есть выигрыш и затраты. Полные затраты нашего конкретного решения – то,  что мы отдаём,  чего мы лишаемся,  принимая именно данное,  а не альтернативное решение.

 

 

6. Продолжение восприятия, осмысления  и первичного закрепления нового  материала

 

Рассмотрим  ещё один пример. В  течение 3 дней в одном из региональных центров России состоится ярмарка по заключению контрактов на производимую продукцию средним бизнесом. Из одного города на ярмарку выезжают 2 бизнесмена. Но один из них летит самолётом,  а другой едет поездом. Кому поездка обойдётся дороже?

Заслушать предположительные ответы,  вывести  вариант наилучшего выбора бизнесменов с точки зрения принципа рационального экономического поведения.

Записать в тетрадь: Маржинальный анализ– метод нахождения наилучшего уровня вашего выбора,  вашей деятельности: сколько часов посвятить такой-то работе,  сколько купить музыкальных дисков и пр.

Тот,  кто принимает решение,  выберет любую альтернативу,  в которой предельный выигрыш  будет превышать предельные затраты,  и отвергнет любую альтернативу,  в которой предельные затраты  превышают предельный выигрыш – принцип рационального экономического поведения.

 

7. Применение полученных знаний

 

Попробуем на практике применить этот принцип?

На этапе игры «Ограниченный  выбор» класс был разбит на несколько  групп. Каждой группе вновь даётся задание – задача на принятие взвешенного и обоснованного решения. Например,

Решить задачу: Квалифицированный  врач-косметолог,  который за один час своей работы зарабатывает 400 рублей,  решает постелить паркет в своей квартире. Он обладает достаточной  сноровкой,  чтобы сделать это самостоятельно и даже быстрее,  чем профессиональный пакетчик. Ему требуется на выполнение работы 50 часов,  а паркетчику – 70 часов.  Выгодно ли врачу-косметологу нанимать паркетчика,  если расценки паркетчика составляют:

200 руб. за один час работы;

300 руб.;

400 руб.;

500 руб.

 

При какой цене услуг паркетчика его наём становится невыгодным для  врача-косметолога? (при цене  более 400 руб. в час) Какая цена выгоднее для найма паркетчика? (200 руб. в  час). Ученик каждой из групп аргументирует принятое решение путём сравнительной оценки всех возможных вариантов.

Но… Вспомним девиз нашего урока  «Кто поедет от столба  сего прямо…» 

А сделанная работа за предложенную цену удовлетворит его запросы?

Может быть лучше сделать самому? Не хочется заниматься непривычной работой? Да и руки косметологу нужны ухоженные! И клиенты расписаны на месяц вперёд? Подведёт – не потеряет ли  их в будущем?

Лучше нанять мастера и не поскупиться? (Скупой платит дважды!)

 

Думайте сами,  решайте сами… 

 

Итог урока. Рефлексия

 

Ответить  на вопросы:

Что лежит  в основе ограниченности благ?

Что входит в факторы производства?

Какой из факторов,  на ваш взгляд,  вы считаете основным?

Продолжите  предложения «Альтернативная стоимость  – это …»

«Маржинальный анализ – это …»

Легко ли было принимать  решения? (Было много ответов  «Пожалуй,  что теперь – нет».)

Наш урок позволит вам принимать эффективные решения? (Из ответов: «Буду принимать обдуманные решения»,  «буду руководствоваться  принципом рационального поведения).


Информация о работе Ограниченность ресурсов. Выбор. Альтернативная стоимость