Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:04, реферат
Одна из первых проблем, названных экономическими, заключается в том, что человеческие потребности всегда превосходят возможности, которые существуют в данный момент их удовлетворения. Экономическая теория гласит, что потребности отдельного человека и общества в целом безграничны, в то время как ресурсы любого общества в каждый момент времени ограничены.
"Ограниченность ресурсов. Выбор. Альтернативная стоимость"
Тема. Ограниченность ресурсов. Выбор. Альтернативная стоимость.
Экономическая модель
Одна из первых проблем, названных экономическими, заключается в том, что человеческие потребности всегда превосходят возможности, которые существуют в данный момент их удовлетворения. Экономическая теория гласит, что потребности отдельного человека и общества в целом безграничны, в то время как ресурсы любого общества в каждый момент времени ограничены.
Цель экономической
Альтернативная стоимость – это оценка упущенной выгоды, плата за принятое решение.
Что лежит в основе модели
Описание урока
ХОД УРОКА
Вспомним ещё одну русскую сказку «Колобок». Чтобы испечь героя сказки, во-первых, пришлось найти того, кто бы это сделал, кто бы приложил свой труд, использовал свою рабочую силу (бабка). Во-вторых, для осуществления производства надо было иметь муку, печь, дом (капитал). В-третьих, понадобился участок земли для дома, в котором всё происходило. В-четвёртых, ничего бы не было, если бы дедке не пришла в голову идея испечь колобок (предпринимательские возможности). Дедка позаботился о работнике (нанял бабку), подумал о сырье (предложил поскрести по сусекам), о средствах производства (заранее вложил их в строительство дома с печкой), подумал о сбыте (съесть колобок) и взял на себя весь риск от операции.
Записать в тетрадь новые термины и определение:
Факторы производства – производственные ресурсы, с помощью которых создаются блага (товары и услуги).
Ответить на вопрос: Почему бабка произвела только один колобок, а не два десять или тысячу?
При ответах обсуждение вести в русле: на два колобка не хватило бы муки, после десятого у бабки способность к труду оказалась на нуле (усталость и возраст дают о себе знать), после тысячного дедка столкнулся бы с проблемами сбыта (предпринимательская способность тоже ограничена).
Выводы: Мечты и чаяния людей всегда лучше всего отражались в народных сказках, былях. Среди них абсолютно доминируют те сказки, где персонажи в силу чудесных обстоятельств получали свободный доступ к человеческим благам. Этот факт подтверждает то, что основной характеристикой окружающего нас мира является ограниченность ресурсов. Бабка произвела только один колобок из-за того, что экономисты называют ограниченностью, или редкостью, ресурсов. Одни ресурсы – более редкие (мука), другие – менее (предпринимательская способность дедки), но общее свойство у них одно – их количество ограничено. Поэтому основной проблемой экономики является распределение редких ресурсов.
Выводы: Ограниченность заставляет людей делать выбор относительно использования ресурсов для удовлетворения потребностей.
Ограниченность ресурсов приводит к необходимости выбора как на индивидуальном, так и на общественно-политическом уровне.
Благодаря тому, что люди способны распоряжаться своими ресурсами наилучшим образом, экономика может и должна быть эффективной.
Записать в тетрадь: Эффективное использование ограниченных ресурсов – такое использование, которое приносит максимальную отдачу, наибольшее число благ и услуг.
Альтернативная стоимость – цена, которую нужно заплатить за сделанный выбор.
Выводы: Принимая решение о выборе, мы должны чем-то пожертвовать ради выбранного. Плата за принятое решение, выгода, связанная с потерей того лучшего, что оказалось невыбранным, экономисты называют альтернативной стоимостью. Концепция альтернативной стоимости применяется к обществу, фирме, индивиду. Все решения, сталкиваясь с ограниченностью (времени, ресурсов, денег и пр.) неизбежно предполагают конкурентный выбор – «или-или». В каждом выборе есть выигрыш и затраты. Полные затраты нашего конкретного решения – то, что мы отдаём, чего мы лишаемся, принимая именно данное, а не альтернативное решение.
6. Продолжение восприятия, осмысления
и первичного закрепления
Рассмотрим ещё один пример. В течение 3 дней в одном из региональных центров России состоится ярмарка по заключению контрактов на производимую продукцию средним бизнесом. Из одного города на ярмарку выезжают 2 бизнесмена. Но один из них летит самолётом, а другой едет поездом. Кому поездка обойдётся дороже?
Заслушать предположительные ответы, вывести вариант наилучшего выбора бизнесменов с точки зрения принципа рационального экономического поведения.
Записать в тетрадь: Маржинальный анализ– метод нахождения наилучшего уровня вашего выбора, вашей деятельности: сколько часов посвятить такой-то работе, сколько купить музыкальных дисков и пр.
Тот, кто принимает решение,
выберет любую альтернативу,
в которой предельный выигрыш
будет превышать предельные затраты,
и отвергнет любую
7. Применение полученных знаний
Попробуем на практике применить этот принцип?
На этапе игры «Ограниченный выбор» класс был разбит на несколько групп. Каждой группе вновь даётся задание – задача на принятие взвешенного и обоснованного решения. Например,
Решить задачу: Квалифицированный врач-косметолог, который за один час своей работы зарабатывает 400 рублей, решает постелить паркет в своей квартире. Он обладает достаточной сноровкой, чтобы сделать это самостоятельно и даже быстрее, чем профессиональный пакетчик. Ему требуется на выполнение работы 50 часов, а паркетчику – 70 часов. Выгодно ли врачу-косметологу нанимать паркетчика, если расценки паркетчика составляют:
200 руб. за один час работы;
300 руб.;
400 руб.;
500 руб.
При какой цене услуг паркетчика его наём становится невыгодным для врача-косметолога? (при цене более 400 руб. в час) Какая цена выгоднее для найма паркетчика? (200 руб. в час). Ученик каждой из групп аргументирует принятое решение путём сравнительной оценки всех возможных вариантов.
Но… Вспомним девиз нашего урока «Кто поедет от столба сего прямо…»
А сделанная работа за предложенную цену удовлетворит его запросы?
Может быть лучше сделать самому? Не хочется заниматься непривычной работой? Да и руки косметологу нужны ухоженные! И клиенты расписаны на месяц вперёд? Подведёт – не потеряет ли их в будущем?
Лучше нанять мастера и не поскупиться? (Скупой платит дважды!)
Думайте сами, решайте сами…
Итог урока. Рефлексия
Ответить на вопросы:
Что лежит в основе ограниченности благ?
Что входит в факторы производства?
Какой из факторов, на ваш взгляд, вы считаете основным?
Продолжите
предложения «Альтернативная
«Маржинальный анализ – это …»
Легко ли было принимать решения? (Было много ответов «Пожалуй, что теперь – нет».)
Наш урок позволит
вам принимать эффективные
Информация о работе Ограниченность ресурсов. Выбор. Альтернативная стоимость