Огюст Конт и возникновение позитивистской социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:31, реферат

Описание работы

Определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий. Развитие учения об общественной жизни можно найти уже в античной философии IV века до нашей эры. Еще активнее эта проблематика разрабатывалась в Новое время. Но только в 40-х годах XIX в. был впервые использован термин «социология» и выдвинута задача изучения общества на научной основе. Произошло это после опубликования третьего тома важнейшей работы О.Конта «Курс позитивной философии».

Содержание

I. Три этапа развития научной мысли О.Конта
II. Человеческая природа и социальный порядок
III. Научные методы О.Конта и современность
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Огюст Конт и возникновение позитивистской социологии.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

Значение  научного вклада О.Конта состоит  в том, что он впервые обосновал  необходимость научного подхода  к изучению общества и возможность  познания законов его развития на основе эмпирических исследований.

 

III. Научные методы О.Конта и современность

      В социологии Конт разработал метод наблюдения, а также экспериментальный, сравнительный и метафизический методы исследования.

По мнению Конта, наблюдение является основным методом исследования социологии. Он утверждает, что с помощью наблюдения можно получить исходные данные социологии.

Социальное  наблюдение возможно как главный  метод исследования социологии. Однако, как указывал Конт, любые социальные наблюдения, статистические или динамические должны предполагать постоянное наблюдение фундаментальных теорий. Главная трудность социологии, указывал Конт, состоит в том, что отсутствует позитивная теория, опираясь на которую можно было бы собрать и обобщить факты. Это - порочный круг, ибо для проведения наблюдения нужна теория, а для создания теории - наблюдения.

Конт  указывал, что в качестве метода социологии выступает не только наблюдение, но и косвенное свидетельство, то есть изучение исторических и культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ и сравнение языков - все это может поставлять социологии постоянные средства для позитивного анализа.

      Вторым  важным методом в социологии Конт считал эксперимент. Непосредственный эксперимент в социологии состоит в наблюдении за изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования условий.

      Третий  метод позитивных наук, применяемый в социологии - это сравнительный метод. При помощи последнего сопоставляется жизнь народов, общин, цивилизаций, живущих одновременно в разных частях земного шара, с целью установления общих законов существования и развития общества.

Для науки, указывал Конт, могут быть полезными  сравнения жизни животных с человеческим обществом и, наконец, можно сравнивать общественное положение различных классов одного и того же общества. Следует, однако, иметь в виду то, что сравнение основных фаз цивилизации может затемняться влиянием общего духа эпохи, который заглаживает различия.

Слабость  сравнительного метода состоит в  том, что он не показывает последовательности социальных состояний и представляет их как существующие.

      Четвертый метод исследования, применяемый в социологии, по мнению Конта, это - исторический, который наиболее соответствует природе социальных явлений. Исторический метод - метод исторического сравнения различных последовательных состояний человечества. Только сопоставляя целую серию социальных явлений, взятых в их последовательности, исследователь может заметить возрастание какой-либо физической, интеллектуальной, моральной или политической черты или тенденции и соответствующее ослабление противоположной тенденции, и на этом основании научно предсказать окончательный результат, если он полностью соответствует системе общих законов развития человечества.

Однако  Конт замечает, что все индуктивные  заключения, полученные при помощи исторического метода, должны быть взвешены и проверены в системе понятий биологической теории человека.

Конт  утверждает, что в историческом методе более всего выражена такая черта  социологии, как необходимость восхождения  от целого к части. Между историей и социологией, которую Конт иногда называет «политической наукой», нет различия. Вообще, господство, с исторической точки зрения он считает знамением своего времени - важнейшим признаком позитивизма и одновременно его главным итогом.

      Важное  значение имеют воззрения Конта на проблемы гармонизации и развития общества и его стабильности. Гармония в обществе есть гармония «между целым и частями социальной системы», а также согласованное взаимодействие всех сторон жизни общества - политической, экономической, духовной, биологической и др. По мнению Конта, социальной гармонии можно достигнуть с помощью науки, которая должна найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества.

Гармония  в обществе, подчеркивал он, это  также наилучшее сочетание интересов разных личностей и социальных слоев. Значение политической власти состоит именно в том, чтобы мудро согласовывать интересы социальных субъектов. В этом видел Конт главное достоинство политиков. Гармония в обществе, считал он, достигается тогда, когда «политические учреждения, с одной стороны, нравы и идеи - с другой, гармонируют между собой». В гармонии общества Конт видел основное условие его стабильности, возможность нормального развития в нем каждого сословия, каждого народа, каждого человека.

Как видим, проблемы, которые решались в социологии О. Конта, весьма актуальны в настоящее  время. Не утратили своего значения и  методы решения им этих проблем с  точки зрения его представлений  об обществе как о целостном социальном организме, о закономерном и прогрессивном развитии общества, о роли в этом развитии общественного разделения труда, политической деятельности людей, науки и духовной культуры. Весьма актуальны сегодня взгляды Конта на факторы гармонии в обществе и его стабильность, а также на роль политиков в согласовании интересов различных социальных групп и личностей. Эти и многие другие положения социологии Конта помогают глубже осмысливать современные проблемы развития нашего общества. Все это делает учение О. Конта важным достоянием современной социологии. Именно в силу актуальности проблем, поставленных в социологии Конта, и научной продуктивности их решения его учение было усвоено и продолжено многочисленными последователями.

      При жизни позитивистские теории Конта были малоизвестны, однако с 60-х годов XIX века его идеи получили широкое распространение, интерес к позитивизму как философской доктрине вырос. Позитивистами объявили себя многие естествоиспытатели (Ипполит Тэн). Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер и др.

      О.Конт синтезировал многие основные идеи обществоведения; он выступил против спекулятивно-умозрительного в общественной жизни и теологических концепций. Апелляция к положительному знанию, признание закономерности исторического процесса, внимание к изучению социальных институтов и структур общества - все это оказало огромное влияние на развитие общественных наук. История социологии отмечает творческий ум Конта, его энциклопедичность.

Его сравнивают с гением - отцом диалектики.

Конт  впервые создал новую науку об обществе на основе синтеза идей своего времени, обрисовав контуры социальной структуры общества, нашел новые социологические методы. Он заложил фундамент социологии как науки.

 

Заключение

      О. Конт стал основателем не только новой  науки, но и подлинно социологического подхода к анализу социальных явлений и процессов. Он впервые поставил проблему и собственно понятийного аппарата социологии, полагая, что описание и анализ структуры общества должны производиться в социальных терминах, т.е. в явлениях ассоциации и ее специфических продуктов. С точки зрения этого подхода О. Конт дает описание разнообразным социальным системам, социальным институтам, институциональным взаимоотношениям и стратификации - социального неравенства, т.е. основным аспектам общей социологии.

С появлением О. Конта социальная теория обретает институциональный статус, получает права гражданства в научном мире.

Таким образом, позитивизм в лице одного из своих  передовых представителей - О. Конта - заложил основы нового прогрессивного научного направления, дал обществу инструмент познания самого себя, создал предпосылки институализации социологии как науки. 

 

Список литературы:

1. Введение  в социологию.- М, 2001

2. Кравченко  А.И. Социология: учеб пособие.- Екатеринбург, 1998

3. Радугин  А., Радугин К. Социология.- М, 1996.

4. Современная западная социология: словарь.- М, 1989

5. Социология: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко.- М, 1998.

6. Фролов  С.С. Социология.- М., 1994

Информация о работе Огюст Конт и возникновение позитивистской социологии