Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:26, реферат
Социология (от латинского societas, т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение) - наука, изучающая общество. Своеобразие ее как самостоятельной науки среди других общественных наук находит своё выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения - сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений.
Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии.
1. Введение……………………………………............................................... 3-5
2. Этапы в творчестве О.Конта……………………………………………...5-6
3. Социологический проект О.Конта.............................................................6-10
4. Основные концепции позицивистской социологии О.Конта………….10-13
5. Заключительная часть ..............................................................................13-14
6. Список использованной литературы ………………………
1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стремится к абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил. Но притязания теологии проникать в предначертания Провидения безрассудны и подобны предположению о том, что у низших животных существует способность предвидеть желания человека или других высших животных.
2) На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать». Метафизическое мышление, составляя, как и теологическое, неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере сохраняются и в современную эпоху.
3) Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями».
Иногда Конт высказывается не только против изучения «конечных» причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос «почему» вопросом «как». Сам он, однако, в своих сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.
Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов - условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения - ее предназначение.
Основной задачей позитивной философии Конт считал преобразование общества, в ходе которого утвердится социократия: на основе социальной солидарности капиталистов и пролетариев, а мелкая буржуазия должна исчезнуть. Управление в таком обществе должно быть светским (банкиры, промышленники и земледельцы) и духовным (священники позитивной церкви).
Четыре силы в социократии:
носители концентрированной силы – патрициат (банкиры, купцы, фабриканты, землевладельцы). Патрициат обеспечивает последовательность развития, осуществляет финансовое и экономическое управление.
священники-позитивисты; в их ведении – образование, воспитание, исправление преступников.
рассеянная сила – пролетариат; осуществляет переход к промышленному строю.
женщины – олицетворение нравственности, воплощение чувства.
Во взаимодействии этих четырех сил будут обеспечены порядок и прогресс, нравственное совершенствование общества. В государстве, построенном на позитивных принципах, должны главенствовать обязанности, а не права. По мнению Конта, права только подрывают спокойствие общества.
5. Заключительная часть
Творчество Конта вошло в классику мировой социологии. Его не без основания называют создателем социологии как самостоятельной науки. Основная задача Конта состояла в синтезе более плодотворных идей собственного времени в целостную программу сотворения новой науки об обществе. Конт очень критически относился к буржуазной культуре, не верил в спасительное действие неограниченной конкуренции. Публичный прогресс, считал он, обязан опираться на духовные, реформационные преобразования. Вопреки либеральному оптимизму он оценивал складывающиеся раннекапиталистические дела как проявление глубочайшего кризиса. С социалистами же его делило отрицательное отношение к революционному преобразованию общества. Совместно с тем он не соглашался и с консервативной романтизацией феодальных порядков. Пробы Конта отыскать “средний путь”, гармонически сочетающий прогресс и порядок, привели его к полной изоляции, неприятию его идей представителями всех главных социально-политических движений первой половины XIX века, но последующее развитие социологии принудило более тщательно всмотреться в творческое наследие этого противоречивого исследователя. Она должна была отличаться от философии, которая подходила к изучению общества умозрительно, спекулятивно, а не путем строгого анализа фактов и научных обобщений; а также отличаться от психологии, которая интересовалась индивидуальными, а не типическими проявлениями социального поведения и взаимодействия.
Огюста Конта может считаться основателем социологии еще и потому, что он не только занялся изучением общества и социальных вопросов, но и создал проект систематики наук и определил в ней место социологии, что послужило основой для будущей академической институционализации социологии как отдельной науки.
Две идеи, берущие начало в работах О. Конта, четко просматриваются в ходе развития социологии:
1) применение научных методов для изучения общества;
2) практическое использование науки для осуществления социальных реформ.
6. Список использованной литературы
1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М: Гардарики, 1999.
2. Кравченко А.И. Социология. Общий курс. М: Академический проект, 2002.
3. Общая социология / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М. 2002.
4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М.: Центр, 2000.
5. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1998.
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/
2