Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 02:17, статья
В статье для расчета и сравнительного анализа компонентных и обобщающих индексов развития человеческого потенциала в Тюменской области и других регионах Уральского федерального округа использован метод обобщающих показателей, применяемый в международной практике при интегральной оценке уровня и качества жизни населения и межстрановых (региональных) сравнениях. Результаты комплексной оценки показали, что регионы делятся на две группы: с высоким и средним уровнем развития человеческого потенциала.
Таблица 1
Наглядное представление
компонентных индексов
Рис. 5. Индекс ожидаемой продолжительности
жизни при рождении
по отдельным областям в 2001 г.
Такой заниженный индекс
«долголетия» обусловлен невысоким
показателем ожидаемой
Высокий уровень
по сравнению с другими
Рис. 6. Индекс достигнутого уровня
образования по отдельным областям
в 2001 г.
Во всех областях
уровень грамотности взрослого
населения (по данным микропереписи
населения 1994 г.) превышал 97 %, а следовательно,
и индекс грамотности складывался
довольно высоким и различался незначительно.
Лидирующие позиции по сводному показателю
образованности населения занимали
Тюменская (включая автономные округа)
и Свердловская области, в которых
наряду с высоким процентом
Значительно различались
между собой области по индексу
реального ВРП на душу населения
в ППС. Наблюдалась резкая их дифференциация
по уровню «доходов», разрыв между максимальным
и минимальным значением
Рис.7.ИндексреальногоВРП на душунаселения
(вППС)
по отдельнымобластям в 2001 г.
По значению обобщающего
индекса развития человеческого
потенциала, как и по всем другим
компонентным индексам, рассмотренным
выше, на 1-м месте в Уральском
федеральном округе в 2001 г. находилась
Тюменская область (включая автономные
округа) (рис. 8). Исходя из значений сводного
индекса, Тюменская область в
целом может быть отнесена к регионам
с высоким уровнем развития, все
остальные области УрФО — к
регионам со средним уровнем развития
человеческого потенциала. Разрыв между
максимальным и минимальным значением
ИРЧП составил 0,155 индексных пункта.
Низким уровнем развития человеческого
потенциала характеризовалась дотационная
Курганская область, которая почти
по всем компонентным индексам (кроме
индекса ожидаемой
Рис. 8. Индекс развития человеческого потенциала по отдельным областям в 2001 г.
Если при ранжировании
регионов Уральского федерального округа
рассматривать Тюменскую
Таблица 2
Сравнительная
таблица ранжирования
по индексу развития человеческого потенциала
регионов Уральского федерального округа
в 2001 г.
|
Индекс
развития |
Ранг |
Компонентные индексы | |||||
Индекс ожидаемой |
Ранг |
Индекс достигнутого |
Ранг |
Индекс реального
ВРП |
Ранг | |||
Ямало-Ненецкий автономный округ |
0,889 |
1 |
0,745 |
1 |
0,908 |
2 |
1,015 |
2 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
0,881 |
2 |
0,720 |
2 |
0,898 |
4 |
1,026 |
1 |
Тюменская область (без автономных округов) |
0,771 |
3 |
0,695 |
3 |
0,921 |
1 |
0,696 |
3 |
Свердловская область |
0,746 |
4 |
0,662 |
5 |
0,908 |
2 |
0,667 |
4 |
Челябинская область |
0,730 |
5 |
0,652 |
6 |
0,892 |
5 |
0,647 |
5 |
Курганская область |
0,696 |
6 |
0,667 |
4 |
0,866 |
6 |
0,554 |
6 |
Ранжирование регионов по обобщающему показателю ставит Ямало-Ненецкий автономный округ на 1-е место, на 2-е — Ханты-Мансийский автономный округ, на 3-е — Тюменскую область (без автономных округов), далее Свердловскую и Челябинскую области и на последнее — Курганскую область.
Графическое представление результатов оценки развития человеческого потенциала в регионах Уральского федерального округа наглядно демонстрирует «дефицит» достигнутого уровня. Величина «нереализованного потенциала» в каждом регионе различна — от 0,304 (максимальная) до 0,111 (минимальная), что подтверждает высокую дифференциацию регионов даже внутри федерального округа (рис. 9).
Рис. 9. Индекс развития человеческого
потенциала
в регионах Уральского федерального округа
в 2001 г.
Позиция любого субъекта при определении уровня развития человеческого потенциала свидетельствует о зависимости всех аспектов жизни населения от социально-экономического положения и проводимой политики в регионе. Попытка рассчитать и проанализировать компоненты, характеризующие уровень и качество жизни населения, и обобщающий индекс развития человеческого потенциала по субъектам Уральского федерального округа подтверждает реальность, значимость и полезность индекса при практическом использовании. Оценка развития человеческого потенциала служит ярким показателем среднего уровня благосостояния населения, его обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, приемлемости условий существования и устойчивости развития региона в целом.
Построение различных обобщающих интегральных показателей, отражающих уровень и качество жизни населения, развитие человеческого потенциала, по методикам, принятым мировым сообществом, позволяет проводить межстрановые и региональные сравнения, давать надежную сравнительную характеристику различных аспектов социального прогресса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ соответствия концептуальной и практической основы получения и разработки социальных показателей международным руководящим принципам. М.: Госкомстат России, 2000.
2. Доклад о развитии человека за 2000 год. Нью-Йорк: Оксфорд, ПРООН, Оксфорд Юниверсити Пресс, 2000.
3. Доклад о развитии человека за 2001 год. Нью-Йорк: Оксфорд, ПРООН, Оксфорд Юниверсити Пресс, 2001.
4. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2001 год / Под общ. ред. проф. С. Н. Бобылева. М.: ИнтерДиалект+, 2002.
5. Статистический ежегодник: Стат. сб. В 4-х ч. Тюмень: Тюменский областной комитет госстатистики, 2002.