Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:46, доклад
Ф. Теннис не только теоретически разграничил, но и противопоставил два типа социальных отношений: "общность", основанную на непосредственной эмоциональной близости людей, и "общество", построенное на холодном рациональном расчете, анонимных связях и разделении труда. Классическим примером "общественных" отношении Теннис считал капиталистический товарообмен, пренебрегающий индивидуальными различиями, а воплощением "общности" - родство, соседство и дружбу.
В одном из значений Gemeinschaft - это община", означает[118]
совокупность людей, совместно проживающих
на данной территории, характеризующаяся
как минимум тремя признаками:
1) Под общиной понимается совокупность
людей, имеющая определенную социальную
структуру (т.е. существуют совокупности
людей не являющиеся общинами). В этом
случае община отождествляется с сельским
(доиндустриальным обществом).
2) понятие общины связано с наличием определенного
чувства принадлежности к общине или "духа
общины".
3) Все повседневные виды деятельности
членов общины - как связанные, так и не
связанные с трудом - протекают в пределах
одной географической территории: в этом
случае община рассматривается как самодостаточная
форма взаимодействия людей, основанная
на кровном родстве или других родственных
чувствах. Именно понятие Gemeinschaft ("община")
Теннис намеревался использовать как
идеально-типический конструкт для изучения
перехода от сельской общины к индустриальному
обществу (Gesellschaft).
Поэтому, считаем возможным употребление
термина Gesellschaft как в значении "общности",
так и "общины", только первая трактовка
в русском языке приобретает более обобщенный,
теоретический смысл, а вторая - узкий.
конкретно исторический.
В узком смысле слова современный термин
"социальная общность", обозначающий
территориальную группу, близок к понятию
"совокупности", так как принадлежность
к данной территории люди считают "природной
данностью", их связывает постоянное
место жительства и обусловливает совместную
деятельность. Так же можно в понятие "совокупность"
включить "этнические общности",
связанные так же на основе "природных
связей", в данном случае кровно-родственных.
Как общество, так и сообщество дают нам
представления о некоторой совокупности
социальных связей (по <количественному>
признаку: сообщество - это лишь ближайшая
среда человека, либо маленькая модель
общества, <субобщество>, общество -
и ближайшая, и дальняя среда человека),
тогда как Gemeinschaft и Gesellschaft Тенниса дают
представление об особом типе социальных
связей. Хотя в некоторых случаях понятия
сообщества и Gemeinschaft будут совпадать.
Например, такая группа, как родственники.
Это ближайшая среда человека, т.е. сообщество,
и при условии, что её члены в своем поведении
руководствуются инстинктом, привычкой
и памятью, то это будет и Gemeinschaft. Если
же вдруг эти родственники решат заняться
предпринимательством, договорятся для
этого, то это уже скорее будет сообщество
типа Gesellschaft. Как бы то ни было, но понятие
<общество> гораздо шире, чем <сообщество>,
так как сообщество - ближайшая среда человека,
к которой относятся семья, родственники,
друзья (т.е. те люди, с которыми человек
ежедневно вступает в тесный контакт),
а общество - ближайшая и дальняя среды.
Иными словами, Gemeinschaft и Gesellschaft
это скорее свойства, типы, характеристики
объединений, а не сами названия объединений,
которые Тённис называет социальными сущностями, разделяя их на отношения,
совокупности, корпорации. Соответственно,
если сообщество является частью общества,
то такого не может быть с Gemeinschaft и Gesellschaft.
Сообщество не может превратиться в общество
(сообщество - часть общества), тогда как
существует мнение, что Gemeinschaft может <эволюционировать
и изменяться>, и тогда можно <рассматривать
Gesellschaft как извращенный, выродившийся
Gemeinschaft>[119]. Важным отличаем сообщества
от общества является то обстоятельство,
что общество - всегда социальная организация,
сообщество таковым выступает не всегда.
На наш взгляд, полного аналога немецкому
слову Gemeinschaft в русском языке не существует.
И это замечательно. В зависимости от обстоятельств,
его смысл можно передавать разными русскими
терминами, которые все вместе входят
в один и тот же смысловой ряд, а именно
общность, сообщество, община.
Другое важнейшее для социологии Тенниса
понятие - "Gesellschaft" - единодушно переводится
как общество в значении крупномасштабной
и сложно организованной ассоциации людей,
объединенных социальными институтами,
общественным разделением труда и профессиональной
специализацией, системой экономического
обмена, бюрократической иерархией и классовой
стратификацией.
В английском переводе Gemeinschaft трудностей
не вызывает и неизменно транслируется
как "community". В противоположность
нам проблемы возникают с переводом второго
термина - Gesellschaft. На английском языке
для него подбирают несколько вариантов:
"association", "society", "civil society".
Чаще всего "Gesellschaft" переводят как
"association" либо как "society-association".
В теоретико-методологическом плане оба
понятия выступают как особого рода абстрактные
конструкции, а именно идеальные типы.
Gemeinschaft и Gesellschaft. Согласно Ф.Теннису, в общине
господствуют непосредственно личные
и родственные отношения, а в обществе
преобладают формальные институты. Общество
типа "Гемайншафт" придает решающее
значение традиционным обычаям, верованиям
и неписаным законам, а "Гезельшафт"
- юридическим законам. Если первое отличается
ограниченной специализацией, складывающейся
главным образом на основе родственных
связей, то для второго характерны специализация
профессиональных ролей и отделение последних
от семейных ролей. В обществе типа "Гемайншафт"
культура формируется на основе религиозных
ценностей, а в "Гезельшафт" - на светских.
Главными социальными институтами в "Гемайншафт"
являются семья, соседи и община; в "Гезельшафт"
складываются крупные объединения и ассоциации
(деловые круги, правительство, политические
партии, добровольные ассоциации)[120].
Ф. Теннис использует термины Gemeinschaft и
Gesellschaft, чтобы провести разграничения
между традиционным и современным обществом
на основе пяти основных типов социальной
взаимосвязи. Понятие Gemeinschaft (община) применяется
к крестьянской деревенской общине, а
понятие Gesellschaft (общество) - к индустриальному
городскому обществу. Основные различия
между ними состоят в следующем: 1) Gemeinschaft
предполагает, что люди живут в соответствии
с общинным принципом и мирскими ценностями,
а общество типа Gesellschaft основано на стремлении
к личной выгоде; 2) Gemeinschaft придает основное
значение обычаям, в то время, как Gesellschaft
основано на формальных законах; 3) Gemeinschaft
предполагает ограниченную и неразвитую
специализацию, в то время, как в Gesellschaft
проявляют специализированные профессиноальные
роли; 4) Gemeinschaft опирается на религионые,
а Gesellschaft - на светские ценности; 5) в основе
Gemeinschaft лежит семья и община, а в основе
Gesellschaft - крупные корпоративные и ассоциативные
формы объединения людей.
Общность может строиться по следующим
основаниям: 1) на географической близости
(село, коммуна, приход, нация), 2) на психологической
близости, 3) на кровнородственной близости
(семья), 4) на духовной близости (круг друзей
и единомышленников).
Термин "Gemeinschaft" применяется у Тенниса
по отношению к таким разным социальным
единствам, какими выступают семья, корпорация,
церковь, сельское товарищество, родовая,
деревенская, политическая, христианская
и городская общины. Все они - сплоченные
совокупности, социальные солидарности,
образованные на основе естественных
человеческих отношений. В общность, строго
говоря, не вступают - в ней оказываются
автоматически, хотят того или нет. С общностью
люди связаны родовыми узами, избегнуть
которых они не могут. Индивид естественно
принадлежит к своей семье, своей деревне,
своей родине, своей расе - и принадлежность
эта природная, непроизвольная.
Gemeinschaft и Gesellschaft - полярные типы, чистые
оппозиции двух начал социального бытия:
личного и безличного (персонального и
имперсонального), чувственного и бесчувственного,
индивидуального и коллективного. Теннис
предложил ставшую позже классической
типологию социальности: сообщество (община),
где господствует непосредственно личные
и родственные отношения, и общество, где
преобладают формальные институты. Субъектами
отношений родства выступает семейная
ячейка: мать и дети, братья и сестры, отец
(различные виды отношений и позиций в
семье).
Общество представляет собой сознательное
социальное объединение, основанное на
договоре и вступлении членов. В него входят
свободно, по собственной воле - но могут
и не входить. Общество - продукт целиком
и полностью искусственный. В природе
оно естественным образом не возникает
и не существует. Его намеренно создают,
затем часто изменяют, модифицируют, подправляют,
переделывают.
Общество основано не на
соседстве, близости или кровном
родстве - оно базируется на интересе.
Людей сближает корыстные интересы,
стремление к выгоде, рациональный
расчет, общая профессия или место
работы. Здесь нет и не должно
быть никакой интимности, искренности,
неподдельного интереса к близкому тебе
человеку, с которым ты готов разделить
пищу и кров. Ничего подобного коллегам
по работе, сослуживцам, членам одной политической
партии или профсоюзной организации не
требуется. А самое главное - оно им претит.
Как только личные отношения проникают
в область служебных, начинают такие негативные
явления, как кумовство, блат, протекция.
Две сферы - дружески-личные и служебно-деловые
отношения - два разных мира, две вселенные,
которые не должны пересекаться, вмешиваться,
сталкиваться, вытеснять друг друга.
Материальные и денежные интересы служат
основанием торговых товариществ, профсоюзов,
страховых обществ, паевых, пенсионных
и инвестиционных фондов. Интеллектуальные
интересы объединяют людей в творческие
союзы, литературные и философские кружки,
научные ассоциации и ученые советы, содружества,
академии, художественные объединения.
Образовательные интересы людей приводят
к созданию школ, институтов, университетов,
курсов повышения квалификации, учебных
программ. Нравственные интересы выступают
источником появления религиозных объединений
и сект, вызывают к жизни благотворительные
объединения, общества трезвости, ассоциации
взаимной помощи. К их числу можно добавить
такие ассоциации и движения, которые
сплачивают людей на идеологической основе,
помогая отстаивать свои идейные принципы,
выступать против кого-то: политические
партии, движение за гражданские права,
экологические движения, феминистские
общества.
Досуговые потребности объединяют людей
в клубы по интересам (клубы болельщиков
или коллекционеров), молодежные дискотеки
и бары, кружки для игры в бридж, общества
игры в мяч, любителей рыбной ловли, ассоциации
туристов, любительские театры, союзы
биллиардистов, скаутов, т.е. порождают
различные сообщества, помогающие индивидам
развлечься и разнообразно провести свое
свободное время.
В обществе коллективную волю рода и семьи
заменяет корпоративная воля государства.
На смену неформальному контролю родственников
и соседей, которые были присущи кровно-родственной
общности и общине, приходит формальный
контроль со стороны полиции, судебных
властей и армии[121]. Вместе обычного права
и неписаных законов появляются юридические
законы и писаные правила, регулирующие
поведение больших групп людей[122]. Чувства
людей становятся все более произвольными
и формальными. Функцию арбитра в решении
нравственных вопросов берет на себя государство
и уполномоченные им органы власти. В конечном
счете именно государство, выступающее
причиной появления Gesellschaft, разрушает
либо необратимо изменяет Gemeinschaft[123]. Со
временем оно начинает восприниматься
людьми как недружественная или враждебная
сила, возвышающаяся над ними и требующая
беспрекословного подчинения. В противоположность
общине для общества характерна "механическая"
связь отношений индивидов, построенных
на рациональном расчете. Согласно Теннису,
в обществе царит целерациональная воля
и, соответственно, произвол.
Согласно Теннису, Gemeinschaft исторически
возникло раньше и существует до сих пор
в структуре Gesellschaft, пронизывая собой
все его поры. Ныне два понятия не соотносительны.
Их можно встретить вокруг нас. Они не
исключают, а дополняют друг друга, как
дополняют друг друга макроуровень и микроуровень
общества.
Общество
уже самим своим фактом появления
на свет до основания смывает кровно-родственные
узы и старинные идеалы, религиозные культы
и кодексы чести. Современное общество
не знает расовой, религиозной и национальной
дискриминации. Оно ровно относится ко
всем людям, открывая перед каждым индивидом
двери к общественной карьере. Нынешний
француз может числиться в американской
нефтяной компании, работать в Венесуэле
и быть женатым на китаянке. Информационные
потоки, равно как денежное и товарное
обращение не знает государственных границ,
а мультинациональные корпорации качают
живительную кровь экономики по всему
миру, не спрашивая ни прописки, ни классового
происхождения. Интернациональность и
глобализации - это лишь доведенные на
наивысшей степени обнаруженные еще Теннисом
тенденции "обобществления" социальной
жизни. Ликвидация общности как исторического
этапа и социального института началась
давно, но усилилась в связи с появлением
крупных городов и мегаполисов. Сегодня
этот процесс зашел так далеко, что возвратного
пути уже нет, а сохранившиеся кое-где
островки истинной общности могут вот-вот
погибнуть.
Современное общество не только многолико
и полинационально. Оно еще и крайне гибко,
мобильно и маневренно. "Неустанное
стремление к переменам делает его лихорадочным
и непостоянным", - сетовал Ф.Теннис,
которого, видимо, крайне раздражал буржуазный
мир. "Теперь в качестве действующих
единиц существуют лишь государство с
его институтами и индивиды - вместо естественно
образовавшихся многочисленных и многообразных
товариществ, общин и этнических сообществ
- Gemeinwesen"[124]. В новом мире все в диковинку:
магия уступает место науке, религия -
политике, нравы - юридическим документам,
священники - чиновникам, друзья - коллегам
и сотрудникам, народное творчество - массовой
культуре, идеалы - идолам, естественные
продукты - консервированной пище, чтение
- телепросмотрам, личное общение - телефонным
переговорам.
Ф. Теннис не только теоретически разграничил,
но и противопоставил два типа социальных
отношений: "общность", основанную
на непосредственной эмоциональной близости
людей, и "общество", построенное
на холодном рациональном расчете, анонимных
связях и разделении труда. Классическим
примером "общественных" отношении
Теннис считал капиталистический товарообмен,
пренебрегающий индивидуальными различиями,
а воплощением "общности" - родство,
соседство и дружбу.