Общие принципы стандартизации офсетной печати

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 22:08, реферат

Описание работы

Полиграфия – уникальная отрасль промышленности, к которой в полной мере применимо понятие «нестандартная». Тем не менее, положительные стороны применения стандартизации в офсетной печати невозможно переоценить. Она крайне важна для всех сторон классического треугольника, вовлеченных в процесс создания полиграфической продукции: заказчика, рекламного агентства и типографии. Применение стандартов позволяет добиться главного - предсказуемости и повторяемости цвета. Становится возможным понятие «качество полиграфической продукции» сделать реальностью.

Работа содержит 1 файл

стандарттизация офсетной печати.docx

— 20.59 Кб (Скачать)

Общие принципы стандартизации офсетной печати

Полиграфия –  уникальная отрасль промышленности, к которой в полной мере применимо  понятие «нестандартная». Тем не менее, положительные стороны применения стандартизации в офсетной печати невозможно переоценить. Она крайне важна для  всех сторон классического треугольника, вовлеченных в процесс  создания полиграфической продукции: заказчика, рекламного агентства и типографии. Применение стандартов позволяет добиться главного  - предсказуемости и  повторяемости цвета. Становится возможным  понятие «качество полиграфической  продукции» сделать реальностью. 

 

В настоящее время  офсетную печать принято считать  наиболее стандартизованной технологией. В частности, разработаны и внедрены на практике единые контрольные шкалы  и тестовые элементы для изготовления цветопроб, формных процессов  и  тиражной печати.

 

Но необходимость  использования  стандартизации надо «выстрадать». С грустью приходится констатировать, что процесс офсетной печать во многом является процессом  вероятностным, и конечный результат  имеет определенную долю неопределенности. И ничего с этим не поделаешь –  такова правда жизни. После того как  заказчик в очередной раз получит  не совсем  то, что ожидал, и типография будет втянута в крайне неприятное занятие  - доказывать очевидное, наконец, приходит понимание - время стандартизации пришло, и от этого уже никуда не деться. Устав от всех этих бесконечных  дрязг между участниками производства полиграфической продукции, приходит осознание, что стандартизация - это  не просто дань моде или очередная  блажь.

 

Сегодня стандартизация при изготовлении полиграфической  продукции стала  насущной необходимостью. Возникает непреодолимое желание  начать разговаривать на одном, понятном всем заинтересованным сторонам языке. Заказчик вправе знать на что он может рассчитывать, сдавая свою работу в  конкретную типография, а последняя, в свою очередь, просто обязана поставить  его в известность о правилах игры еще до ее начала.

 

В конечном счете, самое  главное  - это даже не следование тому или иному  принципу стандартизации, которых, к слову сказать, на сегодняшний  день немало. Гораздо важнее, чтобы  типография в своей работе просто придерживалась хоть каких-то нормативов. Одно из основополагающих требований  - однажды зафиксировав определенные условия технологического процесса, добиться их постоянства во времени. Важнее направить усилия на поддержание  стабильности процесса в целом, чем  добиваться достижения того или иного  отдельного  показателя.

 

Можно даже придумать  очередной стандарт «имени  себя»  и неукоснительно руководствоваться  им в повседневной работе.  И это  уже будет крайне полезно. Важно  только поставить в известность  об исповедуемых вами принципах всех заинтересованных лиц.  Правда, в  этом случае,  кто-то, наверняка, захочет  поставить под сомнение подведенную  под такой персональный стандарт теоретическую базу, и вам обеспечены нескончаемые дискуссии между  противоборствующими  сторонами.

 

Обычно желание  придумать что-то свое возникает  при неудовлетворенности тем  или иным параметром в уже имеющемся  нормативном документе. В попытке  выборочно «усовершенствовать»  какую-то одну характеристику  вы неизбежно  нарушите целостность логического  построения всего документа и  тем самым породите еще более  серьезные недостатки. Стоит лишний раз задуматься о целесообразности подобного поступка. Разумнее все-таки не «изобретать  велосипед» и не искать в очередной раз исконно  российских путей, а взять на вооружение что-то из уже существующей нормативной  базы. Единственная рекомендация –  выбранный стандарт должен быть пусть  и критикуемым, но обязательно общепризнанным. В дальнейшем это снимет многие вопросы, в конфликтных ситуациях позволит спрятаться за спину его  «авторитета».

 

Проблема стандартизации офсетной печати ввиду большого количества переменных составляющих является крайне сложной задачей,  и, как следствие, порождающей различные способы  ее решения. Целый ряд японских, европейских  и американских организаций, таких  как Japanese Industrial Standards Committee (JISC), The German Printing and Media Industries Federation (bvdm), Graphic Technology Research Association (FOGRA), European Color Initiative (ECI), Association for the Promotion of Research in the Graphic Arts Industry (UGRA), System Brunner AG, International Digital Enterprise Alliance (IDEAlliance), Graphic Arts Technical Association (GATF), Specifications for Web Offset Publications,Inc. (SWOP), Committee for Graphic Arts Technologiers Standards (CGATS), International Color Consortium (ICC)    и другие на протяжении многих лет разрабатывали основополагающие нормативные документы для практического применения. Некоторые из них, например, SWOP или General Requirements for Applications in Commercial Offset Lithography (GRACoL) по праву могут претендовать на роль стандартов.

 

Этот список при  желании можно продолжить. Каждая из этих методик имеет свои преимущества, но из-за сложности описываемых процессов  неизбежно обладает и  недостатками. Различны и критерии, а также характеристики печатного процесса, претендующие в  них на роль основных.  Свои ярые поклонники наверняка найдутся у  каждой методики. Какая из них предпочтительней - этот спор рискует стать бесконечным. Даже не пытаясь здесь дать анализ вышеперечисленным документам, рискнем  предложить подход, который позволит оказаться «над схваткой». Эти документы  очень разные, но у них есть одна общая особенность – все они  разработаны узкоотраслевыми организациями  и являются региональными документами, что больше не обеспечивает потребностей заказчиков печатной продукции и  типографий, которым приходится работать в условиях глобализации современного общества.

 

В этом смысле особняком  стоят разработки международных  стандартов Техническим комитетом 130 «Графические технологии» Международной  организации по стандартизации (ISO). Международные стандарты серии ISO 12647 по своей сути призваны объединить континенты. В результате  -  стандартизация процесса офсетной печати в соответствии с этими нормами  в настоящее  время принята во всем мире.  В  своей основе они во многом базируются на разработках вышеперечисленных  организаций, на протяжении долгих лет  поддерживающих работу ISO над проектом стандарта, обобщают накопленный опыт,   предоставляют проверенные практикой  решения для всех стадий процесса производства печатной продукции и  гарантируют ее качество.  Уже  только поэтому,  особенно не вдаваясь в тонкости,  именно этому документу  стоит отдать предпочтение в процессе мучительного  выбора лучшего стандарта из достойнейших.

 

Основные принципы стандартизации процесса печати в соответствии с требованиями ISO 12647 преследуют  цель обеспечить корректную передачу цвета от подготовки данных до  печати тиража. Положения, изложенные в стандарте ISO 12647-2:2004 «Полиграфические технологии. Управление процессами цветоделения, изготовления цветопроб и тиражных оттисков. Часть 2: Офсетная печать», впервые  разработанного 10 лет назад, с успехом  применяются всеми заинтересованными  сторонами  на различных этапах производства полиграфической продукции.

 

Необходимо отметить важный факт - современные стандарты  перешли на колориметрическую оценку и сравнение, отказавшись от использования  денситометрических показателей. Основные причины – увязывание цветопробы с тиражным оттиском, появление насыщенных красок, наличие трех стандартов на оптические фильтры  - Status E, I, T.

 

Для эффективного применения стандарта необходимо выполнение последовательности технологических операций, включающих оценку качества и подбор бумаги и  краски, корректное управление цветом при создании файлов данных  и  изготовлении контрактной цветопробы  с использованием ICC-профилей,  контроль ее качества и визуальную оценку при  стандартных условиях просмотра  и освещения, изготовление печатных форм и тиражных оттисков в полном соответствии с изложенными в  нем требованиями.

 

Немаловажный аспект заключается в том, что стандарт дает описание весьма ограниченной части  производственного процесса. Например, описываются только обычные CMYK-краски, а данные о фолиевых или УФ-красках  отсутствуют. Следует заметить, что, говоря о качестве офсетной печати в контексте стандарта ISO 12647-2:2004, имеется в виду  исключительно  обеспечение корректной передачи цвета, а не допустимое, например, количество марашек на печатном листе.  Понятие  «качественная печать» подразумевает  многократно воспроизводимую, стабильную во времени печать без брака. При этом в стандарте нет даже намека относительно того, как этого добиться, как и указаний о том, что понимается  под «браком». Подразумевается, что необходимо так отладить производственный процесс, чтобы конечный результат не зависел ни от каких внутренних факторов.

 

Стандарт ISO 12647-2:2004 формулирует  современные требования к целевым  значениям первичных цветов и  их наложений. Его особая практическая ценность  заключается в том, что, ставя своей целью обеспечить предсказуемость цвета, стандарт открыто  и громко заявляет:  в сложнейшем процессе офсетной печати нужно быть готовым к тому, что идеальная  цветопередача на сегодняшний день развития технологий, к сожалению, недостижима. Цвет на тиражном оттиске почти наверняка  будет несколько отличаться от ожидаемого: сверкающего на экране монитора или  потускневшего на цветопробе. Вопрос лишь в том – насколько?! Что  можно считать нормой, а что  – уже откровенным браком.

 

Совсем вкратце  суть международного стандарта сводится к тому, что максимально допустимые цветовые отклонения между контрактной  цветопробой и пробным оттиском  - ∆E*ab=5, а «разнотон» в тираже не должен превышать ∆E*ab=4.  В отсутствие цветопробы за эталон цвета принимаются  указанные в стандарте целевые  значения CMYK  и бинаров при  соблюдении заданных значений тоновых  приращений.

 

В настоящее время ICC профили типовых печатных процессов, соответствующие Международному стандарту, абсолютно доступны на сайтах разработчиков. Более того, лишним признанием победного  шествия по планете стандарта ISO 12647-2:2004 является наличие в последних  версиях программного обеспечения, наряду с пресловутым  Euroscale, пусть  даже и версии V2,  и уже ICC-профиля ISO FOGRA27.

 

Крайне сложно, а, может быть, и невозможно в принципе, разработать стандарт офсетной печати, полностью свободный от  критических  замечаний. Неидеален и  ISO 12647-2:2004. Внимательное изучение стандарта приводит к мысли, что в нем существует ряд требований выполнить которые, особенно в условиях производства, просто невозможно. Что, например, стоит жесткая регламентация бинаров и даже тройного наложения. Расчет на то, что они получатся сами по себе при использовании «правильной» краски, носит явно авантюрный характер.

 

Не секрет, что  качество выпускаемой полиграфической  продукции напрямую зависит от применяемых  расходных материалов, однако их инструментальный контроль  при допечатной подготовке систематически выполняют лишь немногие типографии. Так триадные краски либо не проверяются вообще, либо измерения  осуществляются уже при получении  лишь тестовых или даже тиражных отпечатков. Однако как показывает практика, даже сертифицированные краски далеко не всегда соответствуют стандарту ISO 2846-1:2006.

 

Вопросов к стандарту  много. Однако не будем здесь вдаваться  в детали - нам с ним предполагалось жить как минимум до 2009 года. Во всяком случае, так считалось на момент его издания, однако жизнь вносит коррективы. В любом случае это  лучше, чем «НИЧЕГО». Изменения в  стандарте в короткие сроки нежелательны - пользователям необходимо время  для «обкатки» его на практике. Следует понимать, что любая норма  всегда отражает современный уровень  техники, но при этом стандарт всегда открыт для дальнейшего развития. Нет предела совершенству, и абсолютно  нормальной является ситуация, при  которой  все доступные ресурсы  должны быть сконцентрированы на разрешении важных, но все еще не до конца  проработанных аспектах офсетной печати. Это дарит надежду, что стандарт будет становиться все лучше  и лучше от одной редакции к  другой.

 

В канун 2007 года  был  анонсирован документ ISO 12647-2:2006 DAM1, базирующийся на характеристических данных под названием FOGRA39L,  в котором  нашли отражения поправки в целевые  значения цветов стандарта ISO 12647-2:2004. Никаких  фундаментальных изменений - просто произошла оптимизация и приближение  стандарта к жизненным реалиям. Соответствующие поправки должны найти  отражение в приложении к ISO. Совместными  усилиями таких уважаемых организаций  как ECI, bvdm и FOGRA в январе 2007 года появились  соответствующие ICC-профили, отражающие последствия этой оптимизации. Теперь не очень приятный выбор между параметрами ISO и FOGRA остался в прошлом.

 

В апреле 2007 года официально опубликованы поправки к Международному стандарту - ISO 12647-2:2004/Amd.1:2007. В результате их введения изменились колориметрические  координаты бинаров и  чуть-чуть поблек желтый цвет. При этом, корректировки  в основном коснулись зеленного  и синего цветов, последний из которых  отличается от первоначального значения на ∆E*ab=10.

 

Необходимо помнить, что   Международный стандарт в настоящее время не является ГОСТом. Тем не менее, отечественным  Техническим комитетом по стандартизации ТК350 начаты работы по разработке национального  стандарта «Технология полиграфии». К сожалению, а скорее все-таки к  счастью, предполагается всего лишь «гармонизировать» Международный  стандарт ISO, то есть только перевести  его на доходчивый русский язык.

 

Сегодня Международный  стандарт носит рекомендательный характер и относится исключительно к  печати по бумажным основам. Попытки  перенести эти рекомендации, например, на печать специальными красками по невпитывающим  материалам, таким как, самоклеющиеся  пленки, пластики, ламинаты  -  в  общем случае является отходом от стандарта.

Информация о работе Общие принципы стандартизации офсетной печати