Общество как социокультурная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:46, контрольная работа

Описание работы

Общество неоднородно и имеет свое внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов. Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и пр. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших ее элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА 4
ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА 8
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И ЕГО ФОРМЫ 11
ПОНЯТИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ И ЕЁ ФОРМЫ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Работа содержит 1 файл

КР Социология.docx

— 56.53 Кб (Скачать)

Соотношение эволюционных и  революционных форм общественного  развития зависит от конкретно-исторических условий государства и эпохи.

Процесс социального развития неразрывно связан с термином «социальный  прогресс». Социальный прогресс – это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, что выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей.

Для определения прогрессивности  того или иного общества в социологии традиционно использовались два  наиболее общих критерия:

1) уровень производительности труда и благосостояния населения;

2) степень свободы личности.

Однако в современных  условиях данные критерии прогресса  нуждаются в некотором уточнении. Первый критерий в целом продолжает сохранять свое значение в качестве показателя, отражающего экономические  и социальные сферы жизнедеятельности  общества.

Второй же критерий, по мнению современных ученых, теряет свою актуальность. Это подтверждается данными последних  социологических исследований, согласно которым человек перестает столь  остро нуждаться в свободе, на смену которой приходит ответственность.

Таким образом, можно отметить, что в качестве второго критерия социального прогресса в современных  условиях следует выделять скорее уровень  развития социально-политических средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей членов общества в свободе и ответственности.

Кроме того, возникает необходимость  выделения критерия социального  прогресса, который бы отражал духовно-нравственные изменения человечества.

Таким критерием может  считаться уровень общественной нравственности.

Помимо этих критериев  современная социальная мысль разработала  и ряд других критериев социального  прогресса, среди которых уровень  знаний, степень дифференциации и  интеграции общества, характер и уровень  социальной солидарности, рост производительных сил и освобождение человека от действий стихийных сил природы и общества и др.

ПОНЯТИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ И ЕЁ ФОРМЫ

Одним из инструментов движения общества по пути социального прогресса на основе сочетания реформ и революции в современной западной социологии признается модернизация. Термин «модернизация» относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу — современному. В переводе с английского «модернизация» означает осовременивание. Поскольку современный период «Новое время» в человеческой истории датируется с момента зарождения и расцвета капитализма, то суть модернизации связывается с распространением по всему земному шару общественных отношений и ценностей капитализма. Модернизация — это революционный переход от доиндустриального к индустриальному или капиталистическому обществу, осуществляемый путем комплексных реформ, он подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества. Теория модернизации призвана объяснить то, каким образом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современной стадии и решить внутренние проблемы, не нарушая очередности этапов.

Социологи различают два  вида модернизации: органическую и  неорганическую. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующего развития. Она происходит как естественный процесс поступательного развития общественной жизни при переходе от феодализма к капитализму. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры, и с изменения общественного сознания. Процесс естественной модернизации прошли ныне развитые капиталистические страны: Англия, Франция, США и др.

Неорганическая модернизация происходит как ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правящими кругами той или иной страны, с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Неорганическая модернизация совершается путем заимствования зарубежного опыта, приобретения передовой техники и технологии, приглашения специалистов, обучения за рубежом, перестройки форм государственного управления и норм культурной жизни по образцу передовых («продвинутых») стран.

Примером политики модернизации является деятельность правящих элит России, Германии, Японии и др. на различных  этапах исторического развития. Как  яркое проявление политики модернизации можно расценить петровские реформы XVIII в., отмену крепостного права и последовавшие за ним процессы во второй половине — начале XX века, сталинскую индустриализацию 30-х годов XX века, горбачевскую перестройку 1985-1991 гг., экономические реформы 90-х годов XX столетия.

Органическая модернизация идет естественным путем, «снизу». Поэтому она, как правило, всегда дает положительный результат. Неорганическая модернизация начинается «сверху». Чтобы эта политика привела к положительным результатам, она должна получить поддержку широких слоев населения. В Японии после второй мировой войны эта политика была благоприятно воспринята населением. В результате за 20 лет на основе зарубежных инвестиций и заимствования передовой технологии Японии сумела догнать и перегнать передовые капиталистические страны. Главное условие «японского чуда» состоит в том, что ее правящей элите и народу удалось органично увязать традиционную культуру народа с ценностями современной цивилизации, на основе этой увязки за короткий срок неорганическая модернизация сменилась органической.

В России такой увязки на протяжении 200 лет не удается осуществить. Поэтому политики модернизации никогда не имели прочной социальной поддержки.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общество - социальный организм, метасистема, включающая в себя все виды социальных общностей и их взаимосвязей и характеризующаяся целостностью, стабильностью, динамизмом, открытостью, самоорганизацией, пространственно-временным бытием.  
Целостность - системообразующее качество общества. Она - в общественном производстве: создании жизненных благ, идей, производстве самого человека.

Социальная система - целостность, функционирующая в форме социальных общностей и организаций; её основные элементы: люди, их нормы и взаимодействия; её специфические черты: размытые и меняющиеся параметры управляемости, локализованная во времени и пространстве граница меры познания и контроля за функционированием системы; наличие значительного количества самих систем и многоэлементность каждой из них.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2010.-432 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
  2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 2001. – 224 с.: ил.
  3. В.Н. Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003г.
  4. Р.Т. Мухаев. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. 
  5. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология, М., 2002.

 


Информация о работе Общество как социокультурная система