Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:18, контрольная работа
Вот уже на протяжении многих лет социологи продолжают спорить о том, что такое общество, которое постоянно меняется, принимая новые, неожиданные для нас формы, какие законы управляют поведением людей и управляемо ли оно вообще, почему происходят разводы и межнациональные конфликты, по каким причинам одни общества процветают и уходят в своем развитии далеко вперед, а другие запаздывают.
Воспринимающие и раздражающие органы человека.
Сходство взаимодействующих людей с радиостанциями,
посылающими друг другу радиограммы и
воспринимающими их, идет дальше. Как радиостанции
должны иметь особые аппараты для восприятия
радиограмм, идущих с другой станции, так,
очевидно, и взаимодействующие люди должны
иметь особые аппараты для восприятия
раздражений, идущих от других людей. Такие
аппараты действительно у человека имеются.
Ими служат все "органы чувств" человека
и все тело, покрытое разветвлениями нервной
системы. Органы зрения воспринимают все
движения, поступки, мимику лица других
людей. Органы слуха воспринимают все
звуки (слова, восклицания и т.п.), исходящие
от другого человека. Органы обоняния
- все запахи, испускаемые другими; органы
осязания и все наше тело служит прекрасным
аппаратом, воспринимающим всякое прикосновение
(удар, поглаживание, пожимание, щекотание
и т.п.) другого человека к нашему организму.
Словом, каш организм обладает рядом прекрасных
и чувствительнейших аппаратов восприятия
раздражений, идущих от других людей. В
этом отношении он вполне похож на радиостанции.
Но чтобы возможен был обмен радиограммами,
радиостанции должны обладать не только
аппаратами, улавливающими радиограммы,
но и аппаратами, могущими посылать радиограммы
другим станциям. Такими аппаратами радиостанции
действительно обладают. То же применимо
и к взаимодействующим людям. Чтобы их
общение было возможно, они должны обладать
не только органами восприятия раздражений,
идущих от других людей, но и органами,
способными посылать такие раздражения
другим. Так оно и есть. Все тело человека
приспособлено к такой задаче. Оно позволяет
человеку двигаться, приводить в движение
все тело и его отдельные части (руки, ноги
и т.д.); устройство нашей гортани дает
нам возможность издавать звуки; общее
устройство нашего тела и высокая степень
умственного развития человека позволяют
ему приводить в движение силы природы;
словом, анатомическое устройство человека
дает ему возможность производить множество
самых разнообразных действий или актов.
Эти-то акты и служат раздражителями других
людей, а органы, их выполняющие, являются
аппаратами-раздражителями.
Выходит, таким образом, что человек обладает,
подобно радиостанции, не только аппаратами
восприятия раздражений, но и аппаратами,
посылающими волны раздражений другим
людям. Наконец, чтобы телеграмма или радиограмма
могла дойти от одной станции к другой,
между станцией отправления и станцией
получения должны быть проводники. При
телеграфных сношениях таким проводником
служит проволока. Для беспроволочного
телеграфа им является воздушная среда.
То же применимо и к взаимодействию людей.
Проблема типизации общества.
В социальной философии под обществом понимается сумма связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью. При этом речь идет об исторически сложившихся формах совместной деятельности людей. Так, Т.Парсонс определяет общество как тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы. При этом решающим для общества является не число его членов, а уровень их сплоченности, культурной близости, степень согласия относительно общих правил, ценностей, идеалов. Обеспечивая социальную организацию, общество выполняет регулирующую, нормативную функции. Оно организует поведение входящих в него людей через систему норм и предписаний. Общепринятые правила делают общество однородным, выступают как механизм сплочения. А потому, для того чтобы предметно изучать общество, необходимо дифференцировать их типы, поскольку все общества имеют свою культуру, язык, специфику и т.д. Их изучение необходимо для того, чтобы к каждому обществу применить соответствующую методологию, поэтому общества следует изучатьтакими, какие они есть.
Действительно, жизнь каждого общества реализуется при определенных климатических, географических, геополитических и других условиях. В этом смысле, одни люди живут как кочевники, другие – как люди, ведущие оседлый образ жизни; в зависимости от территориальности – как тундровики, степняки, горцы и т.д.
Общества живут при наличии определенных систем правления, политических режимов, способов производства общественной жизни, систем труда и отдыха, системах общественного воспроизводства и т.д.
В связи
с этим, как отмечает Н.М. Чуринов,
«жизнеутверждение обществ должно осуществляться
по принципу: каждое общество самоутверждается в
своих объективных условиях и при наличии
своих субъективных факторов, т.е. каждое
общество имеет собственную «псевдосферу»
самоутверждения. И данные «псевдосферы»,
которые не изобретаются никем, а складываются
объективно, подобно тому, как правила
и образцы поведения и деятельности людей,
чтобы самоутверждение общества оказалось
возможным. Данные псевдосферы соответствующих
обществ реально воспроизводят определенные
модели мира. При этом каждая модель мира
предполагает собственную методологию
и т.д. Человек может отказаться от методологии,
но отказаться от модели мира, в пределах
которой самоутверждается общество,
Отмечая актуальность изучения данной проблемы, на наш взгляд, стоит обратиться к высказыванию А.П. Назаретян: «В научной и философской литературе широко обсуждаются способы решения демографических, генетических, ресурсных, организационно-политических и прочих проблем, составляющих в перспективе угрозу для существования цивилизации. Отчетливо прослеживается крепнущее убеждение аналитиков в том, что ядро глобальной проблематики составляют культурно-психологические факторы, включающие содержание мировоззрения, характер мышления, доминирующую систему ценностей и норм».
Тем самым автор отметил необходимость в переосмыслении самого феномена социальной типизации. По нашему мнению, в ней (социальной типизации) выражается признание специфики способа организации и жизнедеятельности общества как целостного, но внутренне дифференцированного субъекта исторического процесса. Специфика социальной типизации проявляется в том, что единый, по сути, процесс общественной жизнедеятельности можно рассматриваться с различных позиций.
В связи с этим, можно предположить следующую типизацию:
Исходя из приведенных примеров типизации обществ, можно утверждать о постоянном противопоставлении различных друг другу обществ.
Так в рассуждениях П. И. Новгородцева проблема различения двух типов общества представлена в качестве проблемы существования двух типов народов: «В истории человечества можно, кажется, различить два типа народов. Одни, как в особенности Рим в древности и Англия в Новое время («к которым относятся все более или менее современные западные народы» – Н. Б.)… Другие народы, каковы в древности иудеи, а в новое время – Россия, образуют полную этим народам противоположность. Их путь непрямолинеен и прерывен, их характер двойственен и чрезвычайно непостоянен, их цели сложны и загадочны, так что жизнь их составляет загадку как для них самих, так и для других». Интересную оценку дискуссии между славянофилами и западниками дал Н. А. Бердяев: «славянофилы, взгляды которых, кстати сказать, я в большей части не разделяю, были первыми русскими европейцами, так как они пытались мыслить по-европейски самостоятельно, а не подражать западной мысли, как подражают дети. Славянофилы пробовали делать в России то же, что делал в Германии Фихте, который хотел вывести германское сознание на самобытный путь. А вот и обратная сторона парадокса: западники оставались азиатами, их сознание было детское, они относились к европейской культуре так, как могли относиться только совершенно чуждые ей…».
Главной
характеристикой
Различая
особенности западного (европейского)
и восточного (азиатского, в том
числе, российского) типов общества,
Н. А. Бердяев показал, что данное
деление «имеет всемирно-
Заключение.
В данной работе были рассмотрены вопросы, касающиеся определения понятия общества, его признаки, как система взаимодействующих элементов и проблемы типизации общества. При изучении общества всегда возникали споры, относительно с какой точки зрения его рассматривать. Каждая наука по-своему занимается исследованиями, это относится и к социологии.
Итак, давайте сделаем выводы по пунктам.
В социологии понятие "общество" имеет более широкое, универсальное значение.
Отличительными признаками общества являются:
Также, чтобы наиболее подробно изучить ту или иную систему, сначала следует подробно рассмотреть составляющие элементы системы.
Если рассматривать проблему типизаций общества, то можно предположить следующую типизацию:
Список используемой литературы:
1. Смелзер Н. Социология. М.,1994.
2.Сорокин
П.А. Человек, цивилизация,
3.Человек
и общество. Основы современной
цивилизации. Хрестоматия. М.,