Общество как социокультурная реальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 10:30, реферат

Описание работы

Общество – это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения.

Работа содержит 1 файл

Понятие общества.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

     Если  в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то общества делят на дописьменные и письменные. Хотя письменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор некоторые племена не знакомы с ней. Изобретение письменности свидетельствует о достижении народом высокого уровня культуры. Не знающие письменности народы называют дикими, отсталыми, нецивилизованными.

     Третья  типология построена на выделении различных форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добывания средств существования. Самый древний способ охота и собирательство. Общество, жизнедеятельность которого построена на охоте и собирательстве, является самым древним обществом. Поскольку в исторических истоках оно уходит в период первобытного стада, его называют еще протообществом. Более высокая стадия хозяйственной деятельности скотоводство (пастушество) и огородничество. Скотоводство выросло из охоты на основе приручения (одомашнивания) диких животных. Огородничество выросло из собирательства на основе выращивания продуктов на небольших участках земли.

     Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу, и на этой основе сформировались аграрные общества, в основе хозяйственной деятельности которых лежит земледелие и скотоводство. Без сомнения, специфику аграрному обществу придает земледелие, именно оно создает возможность превращения избыточного продукта, характерного для общества скотоводства и огородничества, в прибавочный продукт. При земледелии одна семья способна обеспечить себя за один-два месяца, остальное рабочее время идет на производство прибавочного продукта, значительная часть которого отчуждается в пользу государства и правящего класса. Таким образом, именно при земледелии впервые за всю историю появляется эксплуатация человека человеком. С земледелием связывается зарождение государства, городов, интенсивное социальное расслоение и письменность.

     На  смену аграрному обществу пришло индустриальное общество, основная форма хозяйственной деятельности которого базируется на машинной технике. Индустриальное общество родилось в ХVIII веке вследствие великой индустриальной революции (родиной которой была Англия) и великой Французской революции 1783- 1794 гг. Первой характерной чертой этого общества является индустриализация — создание крупного машинного производства.

     Индустриализация  означает не просто использование машин, но постоянное внедрение достижений науки и техники в производство, открытие новых источников энергии, позволяющих машине выполнят ту работу, которую прежде выполняли люди или тяглые животные. Появление технологических машин, использование сил природ в промышленности сопровождается стандартизацией деталей и узлов различных механизмов, что сделало возможным массовое производство. Изготовление стандартных компонентов технически устройств и сборка из них различных изделий резко повысили производительность труда и выдвинули промышленное производство на первый план в хозяйственной деятельности общества. Благодаря промышленности небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинство населения, не прибегая к обработке земли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5 % населения, Германии - 10%, Японии – 15%.

     Второй  отличительной чертой индустриального  общества является высокая степень  урбанизации - переселения людей  в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения. Если в аграрных обществах города играли заметную, но не самодовлеющую роль, то в индустриальном обществе они стали играть заглавную роль.

     В индустриальном обществе широкое развитие получило разделение труда и узкая профессиональная специализация. Вместо нескольких десятков, в крайнем случае сотен специальностей доиндустриального общества появились тысячи и десятки тысяч профессий. Причем скорость, какой на смену старым профессиям приходили новые, возросла в десятки и сотни раз.

     В 70-х годах ХХ века на смену индустриальному обществу пришло постиндустриальное общество. В этом обществе жизнедеятельность людей строится по преимуществу на информационных технологиях: автоматизированные системы, повсеместная компьютеризация, преобладание сферы обслуживания над сферой производства — таковы характерные черты этого общества.

     Четвертая типология строится на разделении общества на традиционное и современное в соответствии с особенностями господствующих в них общественных связей и взаимодействий.

     В соответствии е этой типологией традиционное общество характеризуется:

     1) естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку);

     2) персонализацией межличностного  общения (непосредственно индивидов, а не должностных лиц);

     3) неформальным регулированием взаимодействий (обычаи, нравы);

     4) связанностью членов отношениями  родства;

     5) примитивной системой управления (правлением старейших, наследственной  властью).

     Современное общество характеризуется иными, более развитыми социальными качествами:

     1) развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы);

     2) ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяют общественным заказом и социальными функциям индивидов);

     3) формальной системой регулирования отношений и силой писанного права: законов, договоров и т.д.;

     4) сложной системой социального  управления (выделением институтов  управления, специальных органов  управления);

     5) выделением множества социальных  институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечить общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производства, общение).

     Помимо  приведенных типологизаций существуют типологии, исходя из теорий стадиального развития общества, взаимодействия и развития цивилизаций, общественно-экономических формаций и др.

     Формационный  подход к анализу  общества.

     Формационный  подход принадлежит к марксистской школе обществознания. Под формацией  понимается исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер. В структуре каждой формации выделялся экономический базис –совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. И надстройка – совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов и отношений, не охватываемых базисом. Производственные отношения (экономический базис общества) и производительные силы составляли способ производства. Формационный подход основывается на нескольких постулатах:

  • Представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческим и телеологическом (цель) процессе. Формационный подход практически отрицал национальную специфику и своеобразие отдельных государств.
  • Решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений.
  • Необходимость соответствия производственных отношений производительным силам.
  • Неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

     На  современном этапе в нашей  стране теория общественно-экономических  формаций переживает очевидный кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса.

     Цивилизационный подход к анализу  общества.

     В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимности с окружающим миром. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на 2 большие группы – восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством. Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация - на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

 

     Литература 

     1. А.И. Кравченко Социология: Общий  курс: Учебное пособие для вузов.  – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.– 271 с.

     2. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М., 1998 357 с.

     3. Андрей Ермолаев Выборочный метод  в социологии Методическое пособие  Москва 2000. - 25 с.

     4. Девятко И. Ф. Методы социологического  исследования.— Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. — 169 с.

Информация о работе Общество как социокультурная реальность