Общество как социальная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:42, контрольная работа

Описание работы

Понятие общества означает разумно организованную совместную жизнь и деятельность больших групп людей. Эти группы объединяются на основе общности интересов, потребностей, единства языка, взглядов, устоев, традиций, происхождения, идеологии, религии.
«Общество» в своем первоначальном смысле означало общность, союз, сотрудничество, объединение. Именно общество являет собой основное условие более или менее нормальной жизни и развития людей, ибо один человек, предоставленный самому себе, бессилен

Содержание

1.Общество, его сущность и основные признаки 3
2. Классификация социальных систем 6
3. Социологические концепции развития общества 9
Список литературы: 16

Работа содержит 1 файл

kontrolnaya.docx

— 42.22 Кб (Скачать)

предстоящая ориентация —  контроль над технологией и технологическими оценками деятельности;

процесс принятия решения  — создание новой «интеллектуальной  технологии», связанной с электронно-вычислительной техникой.

Концепция информационного  общества

Акцент, который был сделан постиндустриалистами на технологическом  прогрессе и кодификации теоретического знания как определяющих факторах формирования нового общества, закономерно привел к становлению теорий, в которых  именно эти факторы подчеркивались еще более явно и переходили в  разряд не только системообразующих, но и единственно достойных внимания черт современного общества.

Среди подобных теорий наиболее заметной стала концепция информационного  общества. Пик ее популярности пришелся на начало 70-х годов, когда многие социологи согласились с выводом, что в новых условиях культура, психология, социальная жизнь и экономика формируются под воздействием техники и электроники, особенно компьютеров и коммуникаций, а производственный процесс более не является основным решающим фактором перемен, влияющим на нравы, социальный строй и ценности общества.

Термин "информационное общество" был введен в научный оборот в  начале 60-х годов фактически одновременно в США и Японии Ф.Махлупом и Т.Умесао. В 70-е и 80-е годы наибольший вклад в развитие данной концепции внесли М.Порат, И.Масуда, Т.Стоуньер, Р.Катц и ряд других.

Теория информационного  общества существенно обогатила  представления о современном  этапе общественного прогресса, однако большая часть предложенных в ее рамках тезисов носила весьма частный характер. Наибольшим значением  обладает проведенный ее сторонниками анализ роли информации в хозяйственном  развитии западных стран. Результатом  его стала трактовка информации как специфического ресурса, не обладающего  большинством характеристик, свойственных традиционным факторам производства. Среди прочего было отмечено, что  распространение информации тождественно ее самовозрастанию, что исключает  применение к этому феномену понятия  редкости, а ее потребление не вызывает ее исчерпаемости как производственного  ресурса, поэтому сторонники теории информационного общества приходили  к справедливому в целом тезису о том, что в современной экономике редкость ресурсов заменена на их распространенность.

Таким образом, сторонники теории информационного общества в отличие  от постиндустриалистов вполне осознанно  обратились к исследованию более  частных проблем, и поэтому данная концепция вряд ли может претендовать на статус целостной социологической  доктрины. Акцентируя внимание на весьма поверхностных чертах современного общества, они полностью отказываются от анализа предшествующих стадий социальной эволюции, фактически противопоставляя информационное общество всем известным  формам хозяйственной организации. Если, например, Д. Белл подчеркивал  преемственность постиндустриального  общества по отношению к индустриальному, то в теории информационного общества противостояние этой новой социальной формы всем предшествующим подчеркнуто  гораздо резче.

Однако в силу отмеченных обстоятельств концепция информационного  общества в то же время может и  должна рассматриваться как составная  часть постиндустриальной теории. В  контексте постиндустриальной методологии  многие конкретные тезисы, предложенные в ходе исследования информационного  общества, способны углубить наши представления  о современном мире. В то же время, подчеркнем еще раз, доктрина информационного  общества подтверждает, что и сегодня  концепции, пытающиеся определить формирующееся  общество на основе одной из его  характерных черт, обладают гораздо  меньшими прогностическими возможностями, нежели рассматривающие его в  комплексном противопоставлении предшествующим историческим этапам.

Концепция постмодернити

Определение современного этапа  истории в качестве «постмодернити»  обычно ассоциируется с идеями постмодернизма - широкого интеллектуального течения, возникшего на волне социальных трансформаций 60-х годов. В отличие от постиндустриальной теории, сторонники которой опирались  прежде всего на взгляды социологов и экономистов конца XIX и начала XX веков, а также на идеи философов-позитивистов, постмодернизм базировался на более  широкой, но при этом гораздо менее  структурированной основе. Понятие  «постмодернити» возникло в связи  со стремлением подчеркнуть отличие  нового социального порядка от «современного». Подобный подход породил весьма интересную периодизацию общественного прогресса, хронологически сходную с той, что предложена в рамках постиндустриальной теории, но в отдельных аспектах даже более совершенную.

Будучи изначально ориентированной  не только и не столько на исследование объективных характеристик современного общества, сколько на изучение места  и роли человека в нем, а в последнее  время - также на изменения отношения  личности к институтам и формам этого  общества, теория постмодернизма глубже, чем иные направления социологии, проникла в суть явлений, происходящих на социопсихологическом уровне. Постмодернисты ближе всех подошли к проблеме обусловленности современного производства и современной социальной структуры не столько объективными факторами и конкретными действиями человека, сколько субъективными обстоятельствами и системой мотивов и стимулов, определяющих его действия. Тем самым им удалось убедительно заявить глобальный масштаб и подлинную глубину современных социальных преобразований.

Вместе с тем теория постмодернити находится сегодня  в явном кризисе, обусловленном  крайне неудачным решением в ее рамках вопроса о терминологическом  обозначении современной реальности. Как показала практика, термин «постмодернити»  может быть эффективно использован  применительно только к тем историческим периодам, которые характеризуются  преодолением ранее сложившейся  социальной модели, так как он не фиксирует ничего, кроме факта  такого преодоления. Однако после того, как новая общественная система  приобретает черты стабильного  социального состояния, данное понятие  утрачивает черты определенности.

Развитие постмодернистской  теории, таким образом, стало полной противоположностью эволюции концепции  информационного общества. Если последняя  пошла по пути выделения одного из признаков будущего общества и поэтому  оказалась недостаточно гибкой для  того, чтобы адекватно реагировать  на изменяющиеся социальные условия, то доктрина постмодернити столь аморфна, что всякие ее претензии на статус серьезной социологической теории совершенно безосновательны. Несмотря на это, выдвинутые в ее рамках оригинальные тезисы вполне могут быть использованы в постиндустриальной теории, так  как ни в коей мере ей не противоречат.

Сетевое общество, формирующее  в глобальном масштабе социальную структуру, охарактеризуется даже не информацией  или знаниями, а изменением направления  их использования, в результате чего главную роль в жизни людей обретают глобальные, сетевые структуры, вытесняющие прежние формы личной и вещной зависимости. В условиях информационной эры, историческая тенденция приводит к тому, что доминирующие функции и процессы все больше оказываются организованными по принципу сетей, где каждый субъект находится во взаимосвязи с другими. Общество становиться глобальным сетевым: сети оказываются институтами, способствующими развитию целого ряда областей: информационной экономики, базирующейся на инновациях, глобализации и децентрализованной концентрации; сферы труда с предприятиями и их персоналом, основывающейся на гибкости и адаптируемости; сферы культуры, характеризуемой постоянным расчленением и воссоединением различных элементов; сферы политики, ориентированной на мгновенное усвоение новых ценностей и общественных умонастроений; социальной организации, преследующей своей задачей завоевание пространства и уничтожение времени.

Постэкономическая концепция

Анализ социальных перемен, происходящих ныне в развитых постиндустриальных странах, позволяет оценивать их как предпосылку становления  качественно нового типа общества, которое можно назвать постэкономическим. Идею о постэкономическом обществе стал развивать Владимир Иноземцев, который в своей диссертации указал, что основополагающей, по его мнению, является «теория постэкономического общества, которая может быть построена на основе представлений, сформировавшихся в рамках концепций». Его доводы о том, что постиндустриализм акцентирует внимание на роли технического и научного прогресса в общественном развитии; теоретики постмодернизма выдвигают на первый план новые качества человека, определяющие фундаментальные свойства будущего общества. Говоря о постэкономическом обществе, он подразумевал «социум, который безусловно предполагает существование хозяйственной системы, но который более не управляется всецело логикой».

Современная социология предполагает, что со времен становления классовых  обществ до наших дней важнейшую  роль в поведении человека, социальных групп и целых государств играли и играют материальные интересы.

Совершенствование хозяйственных  отношений всегда было связано с  прогрессом как материальных факторов производства, так и с обретением все новых степеней свободы, на чем  акцентируют внимание постмодернисты, но при этом действия человека в  первую очередь определялись извне  задаваемой необходимостью, в результате чего общество в целом не выходило за пределы экономических отношений.

Под постэкономическим обществом понимается такой тип социального устройства, где хозяйственная деятельность человека становится все более интенсивной и комплексной, однако не определяется более его материальными интересами, не задается традиционно понимаемой экономической целесообразностью.

Становление постэкономического общества представляет собой гигантскую социальную трансформацию. На первый взгляд, постиндустриальная трансформация  закладывает основы сбалансированного  и самодостаточного развития западного  мира. Однако уже сегодня дают о  себе знать новые противоречия, пока не слишком заметные, но способные  уже в ближайшем будущем предстать  перед обществом во всей их остроте.

В пределах развитых постиндустриальных стран формируется новое социальное расслоение, возникают барьеры, разделяющие  работников интеллектуальной сферы  и тех, кто не может включиться в информационное и наукоемкое производство ввиду отсутствия необходимых способностей усваивать информацию и превращать ее в новые знания. В отличие от традиционного имущественного неравенства, порождавшего классовые конфликты на протяжении всей истории экономического общества, новый тип социальной разделенности имеет качественно иную природу.

Список литературы:

 

1) Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. - Новосибирск, 1988.

2) Дюркгейм Э.О. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М., 1990.

3) Левашов В.К. О социальной сущности концепции устойчивого развития// Социс. - 1997. - № 4.

4) Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. - М., 1992.

5) Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М., 1993.

6) Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. - Новосибирск, 1992.

7) Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). - М., 1995.

8) Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

 

 

 


Информация о работе Общество как социальная система