Общество как социальная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:58, контрольная работа

Описание работы

Каковы его базисные структурные элементы? Что такое общество? При самом общем взгляде на общество видно, что оно- совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного ( в том числе и от высокоорганизованных человекообразных обезьян - антропоидов) и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства.

Содержание

Понятие социального. Общество и общественные явления.
Базисные элементы социальной жизни. Социальное действие, социальная связь.
Общество и индивид.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 75.66 Кб (Скачать)

В недавнем прошлом в отечественной  социологии популярной была марксистская классификация обществ, в основу которой положен способ производства материальных благ и складывающихся на их основе производственных отношений. На основе данного подхода К.Маркс выделяет следующие основные общественные формации: первобытнообщинную, классовую (рабовладельческую, феодальную, капиталистическую) и коммунистическую, включающую социалистическое общество, как ее начальную, первую фазу. Широко известным также является предложенное немецким социологом Ф. Теннисом разделение обществ на два типа: допромышленную, традиционную общину (Гемейншафт) и современное промышленно-городское общество (Газельшафт). Но наиболее плодотворной следует считать классификацию общества на традиционные, промышленные (индустриальные) и постиндустриальные. При этом традиционным считаются общества, основанные на примитивном сельскохозяйственном труде, характеризующиеся архаическими формами организации социальной жизни, передача знаний от стариков к молодежи, строгое следование установленным обычаям и традициям. С экономической точки зрения индустриальным считается общество, ¾ занятого населения которого трудится в промышленности (индустрии); в постиндустриальном обществе, большинство занятого населения трудится не в промышленности, а в сфере обслуживания и информации.

Когда одна стадия сменяет  другую, изменяется технология, способ производства, форма собственности, политический режим, культура, образ  жизни, социальная структура. Доиндустриальный тип господствует в Африке, Латинской Америке, Южной Азии, где преобладает земледелие, рыболовство, скотоводство, горнодобывающая и деревообрабатывающая отрасли промышленности, в которых занято около 2/3 работоспособного населения. Индустриальный тип характерен для Северной Америки, Европы, Японии. Приоритетным является развитие производства товаров массового потребления за счет широкого применения различного рода техники. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается трансформацией товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная : классовое деление уступает место профессиональному.

 Сравнительная характеристика  типов обществ представлена в таблице

 

Таблица 1

Основные типы общества*

Основные

направления

Доиндустриальное

общество

Индустриальное  общество

Основное место  расселения

деревня

Город

Социальные отношения

Кровно-родственные; личные, доверительные

Товарно-денежные; безличные, анонимные

Разделение труда

незначительное

Значительное

Социальная стратификация

Сословия, касты, рабство

классы

Полноправные  члены общества

Аристократия, свободные  горожане

Любой человек, независимо от происхождения

Основное место  работы

Сельское поле

Городская фабрика

Социальный контроль

Неформальный, состоящий в спонтанных реакциях на отклонения

Формальный, основанный на законах, полиции и судах

ценности

Традиционные, религиозные

Светские, ориентированные на будущее

культура

Однородная: большинство людей разделяет сходные нормы и ценности

Неоднородная: большое число субкультур с различными нормами и ценностями

Источники энергии

Физическая сила человека и животных

Энергия воды, ветра, пара, электричества

Скорость технического прогресса

медленная

быстрая


 

*Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – Екатеринбург. –М.,1999.-с.380

Что касается индустриального  и постиндустриального общества, то их базис и наиболее существенные различия хорошо видны в таблице 2.

 

Таблица 2

Характеристика  современных обществ*

Современное общество (новое время)

 

Современное общество (новейшее время)

 

Индустриальный

Технический базис

Информационный

Товары

Основа благосостояния общества

Знания

Промышленность

Ведущая отрасль

Сервис

Рабочие

Массовый класс

Служащие, управленцы

руководство

Принцип управления

Согласование

Статусная, «зернистая»

Социальная структура.

Функциональная, «сотовая»

Авторитаризм, представительская  демократия

политический  режим

Непосредственная демократия, самоуправление

Социоцентризм

Идеология

Гуманизм

Мировые религии

религия

Мелкие конфессии


*Мостовая И.В. Зачет  по социологии в кармане: Учебное  пособие.- Ростов н/Д.- 1999.-с.60

Характерная черта обществ  индустриального типа – быстрый  экономический рост и модернизаторский оптимизм – широко распространенная уверенность в возможности решения всех социальных проблем на основе научно-технического прогресса. Для постиндустриального общества характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное развитие самой техники на основе развития фундаментальных наук.

Показателем степени экономического развития индустриального общества является индекс производства стали, а  показателем постиндустриального  общества – процент научных и  технических работников в общем объеме рабочей силы, а также объем затрат на научно-исследовательские разработки. Степень развития индустриального общества определяется количеством производимых товаров, а постиндустриального - умением вырабатывать и передавать информацию. Хотя среди множества концепций постиндустриального общества также имеются отдающие дань модернизаторскому оптимизму, в целом они значительно более критичны и более социологичны, то есть в значительно большей мере увязывают перспективы будущего человечества с характером и динамикой развития социальных отношений. Подобно тому как биологическая целостность организма включает в себя все необходимое для обеспечения его нормальной жизнедеятельности, так целостность человека в качестве социального существа определяется его полноценной жизнью в обществе. Типовые социальные связи и отношения, в которые вступают люди, изучаются также в социологии, этнографии и других науках. Но именно психология исследует содержание и структуру тех психических свойств и психологических особенностей индивида, которые позволяют ему занимать свое место в общественных отношениях.Об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя вида homo sapiens. В понятии “индивид” отражаются по крайней мере два основных признака: во-первых, неделимость, или целостность субъекта и, во-вторых, наличие у него особенных (индивидуальных) свойств, которые отличают его от других представителей того же вида.Совокупность всех социальных отношений, вступая в которые живет и действует индивид, находит отражение в образе жизни данного общества и его членов, наделенных теми или иными правами и обязанностями. Их существование и предполагает наличие у каждого индивида определенных психических качеств, темперамента, способностей, черт характера, т.е. того психического облика, который составляет не просто личные его особенности, но необходимые и значимые социально. Способности определяются как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Известно, что при формировании способностей факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности. Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным. Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений. Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.п. Характер определяется как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для личности способы поведения. Характер имеет различную степень выраженности. Если классифицировать проявления характера у людей по степени интенсивности, то можно выделить три зоны (рис.4): зона абсолютно “нормальных” характеров, зона выраженных характеров (они получили название акцентуаций) и зона сильных отклонений характеров, или психопатий. Первая и вторая зона относятся к норме (в широком смысле), третья - к патологии характера. Соответственно акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы. Они, в свою очередь, подразделяются на явные и скрытые акцентуации.

Различение между патологическими  и нормальными характерами, включающими  акцентуации, очень важно. По одну сторону  черты, разделяющей вторую и третью зоны, оказываются индивиды, подлежащие изучению психологией, по другую - малой  психиатрией. Критерии, позволяющие  приблизительно локализовать характеры  в третьей зоне на оси интенсивности, известны как критерии психопатий Ганнушкина-Кербикова: 1) характер можно считать патологическим, если он относительно стабилен во времени, т.е. мало меняется в течение жизни; 2) тотальность проявлений характера: одни и те же черты характера обнаруживаются всюду; 3) социальная дезадаптация: у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе. Психологические качества социального индивида определяются конкретными общественно-историческими условиями. Но так же, как в любых человеческих обществах существуют сходные социальные институты, среди этих качеств есть универсальные. К ним относятся, например, способность отвечать за свои поступки, знание правовых, этических и др. норм поведения, способность к контролю своих побуждений, поведения и др. Становление и развитие общественно значимых психических качеств, способностей, черт характера составляет процесс социализации индивида, его включения в социальные отношения. Деятельность рабочего на производстве, сельского труженика, учителя, работника науки - каждая из них имеет достаточно четкую технологию, и индивид не изобретает ее заново, но активно овладевает необходимыми знаниями и умениями, вырабатывает в себе профессионально важные психические черты. Процесс обучения и воспитания социального индивида, как правило, регламентирован и организован - либо с помощью специальных институтов, либо всем укладом общественной жизни. Показательно, что обыденные правила социального поведения могут и не замечаться нами, но стоит попробовать их нарушить, как сразу проявится их нормативность. Если наличие соответствующих психологических качеств служит критерием полноценности социального индивида, то их отсутствие - основанием для негативных общественных санкций в его адрес. Исторические сопоставления различных обществ убедительно показывают, что нормативные психические свойства преходящи и со временем как бы “растворяются” в своих индивидуально изменчивых вариациях. Индивидуальные личностные качества, источником которых являются общественные, национальные и др. стереотипы поведения, есть своего рода резерв развития их носителей - социальных индивидов. Среди этих качеств есть совершенно особое, его невозможно выделить и понять путем простого перечисления наличных характеристик социального индивида. Необходим анализ самой динамики человеческого поведения, способов разрешения реальных жизненных задач. Когда общество раскрывает человеку различные пути его общественного, профессионального, морального развития и тем самым ставит перед ним в большом и малом проблемы выбора: кем быть?  каким быть? как поступить в данной ситуации? и т.п., то социальный индивид обретает центральное свое качество - быть личностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.  Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология: Учебное пособие.-      2.  Ростов н/Д: Феникс -2001.

3.  Э.А. Капитонов. Социология ХХ века. Ростов н/Д: Феникс,1996.

4.  Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: Центр,1999

5.  С.С Новикова., Социология: история, основы - институционализация в России. Год издания, 2003.

6.  Кравченко А.И. К 78 Социология: Учебник для студентов вузов.— М.: “Академический Проект”, Издательская корпорация “Лотос”, 1999.-382с.

7.  Мостовая И.В. Зачет по социологии в кармане: Учебное пособие.- Ростов н/Д.- 1999.-с.60


Информация о работе Общество как социальная система