Общество как система

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:46, контрольная работа

Описание работы

Все человеческое общество состоит из элементов. Первый элемент – природная среда, которой люди пользуются для своего существования, это плодородные почвы, реки, деревья, полезные ископаемые и т. д. Вторым элементом, образующим общество, являются люди, которые составляют самые различные социальные группы. Третий необходимый элемент – культура. Но все эти элементы, взятые в отдельности, еще не есть общество. Необходимы связи межу ними, которые дадут им возможность существовать в неразрывном единстве.

Содержание

Введение.
Системный подход при рассмотрении общества.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 30.28 Кб (Скачать)

Оглавление.

  1. Введение.
  2. Системный подход при рассмотрении общества. 
  3. Заключение.
  4. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общество  как система.

Введение.

Все человеческое общество состоит из элементов. Первый элемент – природная среда, которой люди пользуются для своего существования, это плодородные почвы, реки, деревья, полезные ископаемые и т. д. Вторым элементом, образующим общество, являются люди, которые составляют самые различные социальные группы. Третий необходимый элемент – культура. Но все эти элементы, взятые в отдельности, еще не есть общество. Необходимы связи межу ними, которые дадут им возможность существовать в неразрывном единстве.

Социальные связи возникают  в обществе на основе так называемого  социального взаимодействия индивидов  и групп. Целью социального взаимодействия является удовлетворение каких-либо потребностей людей.

► Социальное взаимодействие – это такое поведение индивида или группы, которое имеет целью удовлетворение определенной социальной потребности и направлено на другого индивида или группу и имеет для него значение.

Социальные взаимодействия или  связи дифференцируются по сферам общества: экономические, политические, культурные, но от этого не теряют своей социальной (общественной) направленности.

Кроме того, социальные связи делятся  по уровням взаимодействия. Первичный уровень взаимодействия образуют личные связи, затем следуют групповые, далее – организационные (между организациями), институциональные, социетальные (т. е. связи на уровне отдельного общества, страны) и, наконец, – цивилизационные.

Социальная структура объединяет социальные объекты, соответствующие  этим видам связей. Если социологи  говорят о социальной структуре  общества, то они имеют в виду следующую иерархию: организация, социальный институт и общество. Если говорить о цивилизационной социальной структуре, то к этой иерархии следует добавить еще цивилизацию.

► Под социальной организацией в социологии понимают определенным образом организованные группы людей, объединенные общей целью (производственной, политической, культурной), имеющие определенную иерархию.

► Социальным институтом в социологии называются как определенным образом организованная группа (например, институт образования, религии, власти), так и совокупность ценностей, норм, образцов поведения.

Общество функционирует одновременно как на микроуровне (взаимодействия индивидов, малых групп), так и на макроуровне (большие организации, институты, слои, классы).

Общество – динамическая система. Для развивающегося общества характерны постоянные изменения, усложнение его  структуры, дифференциация (разделение, расслоение).

Дифференциация общества определяется следующими процессами:

- разделение общественного труда. Развитие производства, его усложнение требуют разделения труда, его специализации. Возникают все новые специальности, дифференцирующие людей по социальным группам;

- удовлетворение новых потребностей людей;

- расширение представление людей о природе и обществе;

- появление новых ценностей и норм. Например, такая новая для России ценность, как плюрализм, привела к новой норме – многопартийности, которая ведет к дальнейшей дифференциации общества.

Итак, в процессе развития общество усложняется качественно и количественно, разрастается социальная структура, появляются новые специальности, новые отрасли, организации, группы, институты. Общество все более дифференцируется.

Но наряду с дифференциацией, которая  ведет к появлению новых социальных связей, развитию горизонтальных и  социальных структур общества и вместе с тем к ослаблению его единства и сплоченности (солидарности), происходит и обратный процесс – интеграция (лат. integratia – восстановление целого, объединение частей).

► Интеграция – это социальный процесс объединения общества, укрепления социальных связей, солидарности между членами общества, взаимного приспособления различных частей его социальной структуры.

Если дифференциация ослабляет  его социальные связи, как бы отталкивает  отдельные части общества, то интеграция скрепляет индивидов, группы в единое целое.

Интеграции общества способствуют:

- единая культура общества как система материальных и идеальных объектов;

- единая система социализации, позволяющая молодому поколению воспроизводить единую культуру;

- система социального контроля, определяющая культуру подавляющего большинства членов общества.

При несоблюдении этих условий в обществе развиваются дезинтеграционные процессы.

Общество как единое целое, состоящее  в то же время из частей, связанных  социальными отношениями, приобретает  новые собственные свойства, не сводимые к свойствам составляющих его  элементов. Например, общество как совокупность организаций, институтов и групп  может перекрывать великие реки, строить гидроэлектростанции, запускать космические корабли, создавать сверхмощное оружие, что непосильно даже для большого количества разобщенных индивидов.

Таким образом, мы видим у человеческого  общества все признаки системы:

- наличие отдельных частей;

- наличие связей между частями;

- наличие свойств, не сводимых к свойствам частей;

- взаимодействие с окружающей средой – природой. [1]

 Системный подход при рассмотрении общества. 

Сложность общего определения  понятия "общество" связана с  рядом обстоятельств. Во-первых, это - очень широкое по объему и высокоабстрактное  по характеру понятие. Во-вторых, общество - чрезвычайно сложное, многослойное и многогранное явление, позволяющее  рассматривать его в самых  различных ракурсах. В-третьих, общество - понятие историческое, общее определение  которого должно охватывать все этапы  его развития. В-четвертых, "общество" - это стыковая категория и социальной философии, и социологии, и истории, и социальной психологии, и некоторых  других наук, каждая из которых по-своему, в соответствии со своим предметом  и методом исследования определяет общество. В-пятых, как уже отмечалось, понятие "общество" используется в жизни очень широко и многозначно, в том числе как в широком, так и в более или менее узком смыслах, что необходимо требует каждый раз оговорки при его употреблении.  

С учетом сказанного, можно дать следующее  общее социологическое определение  общества: общество - совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих  потребностей и характеризующаяся  устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью  и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи  и взаимодействия людей.  

В более  узком смысле слова, когда, например, речь идет о российском, американском, японском или французском обществах, под обществом понимается конкретный вид общества со всеми его историческими, социокультурными и иными особенностями. При всей теснейшей взаимосвязи таких важнейших и широко употребимых понятий, как "общество", "страна" и "государство", их необходимо строго разграничивать. "Страна" - это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику части нашей планеты, определенной границами независимого государства. "Государство" - понятие, отражающее главное в политической системе страны и поэтому выступающее в качестве важнейшей категории прежде всего политологии. "Общество" - понятие, непосредственно характеризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе категорий социологии.  

В общем  и целом признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи как в прошлом, так и сегодня нередко по-разному отвечали на вопрос о том, что конкретно служит первоосновой объединения людей в общество. Так, Э. Дюркгейм видел ее в надиндивидуальной общности коллективных представлений, чувств, верований, в солидарности как "коллективном сознании", противостоящем природному эгоизму; М.Вебер - в ориентированных на других (т.е. социальных) действиях; Т.Парсонс и Р.Мертон - в общности тех фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности; Э.Шилз - в общности центральной власти, территориальной целостности и согласии центра и периферии.  

Сложность, многогранность и в то же время  целостность такого явления, как  общество, обусловливают необходимость  рассматривать его как социальную систему (при том в ее наиболее общем и сложном виде) и обеспечивать соответствующий (системный) подход к его изучению. Наиболее характерно это, как известно, для структурно-функционального направления в социологии.  

Системный подход, рассматривающий общество как  тип социальной системы, формируется  в социологии под влиянием общей  теории систем, родоначальниками которой  были А.А.Богданов [Бог] и Людвиг фон  Берталанфи. Однако основные принципы системности встречаются в трудах Платона, Аристотеля, Спинозы, Канта, Шеллинга, Гегеля, Маркса. Представление о системе можно найти и в работах социологов XIX - начала XX века - О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, П.Сорокина. Необходимо заметить, что системный подход является одним из направлений социологического реализма.  

Исходным  пунктом всякого системного исследования является представление о целостности  изучаемой системы. Система может  быть понята только как нечто противостоящее своей среде. [3]

Одним из основоположников современной теории систем, первым применившим формальные законы термодинамики  и физической химии к исследованию живых организмов, был австрийско-американский биолог Людвиг фон Берталанфи. Его выводы и подходы использовал в своих исследованиях человеческого общества американский социолог Толкотт Парсонс. Рассматривая общество как открытую динамическую систему, взаимодействующую с окружающей природой (средой), Т. Парсонс определяет его структуру и функции. Его выводы можно представить в виде таблицы:

 

Функции

Подсистемы

Организации, институты

Инструмен-тальные

Внешние

1. Адаптивная (А) (adaptation – приспособление)

1. Экономика

Заводы, банки

2. Целенаправленная (G) (goal attainment – целедостижение)

2. Политика

Государственные органы, партии

Экспрес-сивные

Внутренние

3. Интегративная (I) (integration – объединение)

3. Социаль-ный контроль

Полиция, культурные и общественные организации, церковь

4. Латентная (L) (Latency pattern maintenance – скрытое удержание образца)

4. Социализа-ция

Семья, родст-

во, образование


 

Т. Парсонс рассуждал следующим образом: если общество – открытая система, то оно должно, чтобы выжить, приспособиться к природе (адаптивная функция). Этой функции в обществе должна соответствовать определенная структура (подсистема экономики), которая поставляет и распределяет необходимые материальные продукты. Приспосабливаясь к природе, общество достигает поставленной цели – целенаправленная функция, которой соответствует подсистема политики, дающая законы и побуждающая людей работать и достигать не личных, а общественных целей.

Первые две  функции являются внешними (инструментальными), направленными на преобразование природы, третья и четвертая функции направлены вовнутрь общества. Внутренними (экспрессивными) функциями является интегративная и латентная. Интегративной соответствует подсистема контроля, которая поддерживает общую культуру общества (набор ценностей и норм). Латентная, т. е. скрытая, функция обеспечивает сохранение и воспроизводство существующего порядка, поддержание устойчивости путем усвоения новыми поколениями общей культуры общества. Ей соответствует подсистема социализации, которая обеспечивает образование, воспитание, информирование молодого поколения.

Структура общества носит сложный характер. Любую  подсистему можно представить как  систему, состоящую из взаимосвязанных  частей. Например, политическая система  может состоять из государственных  институтов, политических партий, законов, норм и т. д.

Система Т. Парсонса из 4 функций получила в социологии название «Система AGIL» (по первым буквам английского написания функций).

Социальная структура  у Парсонса взаимодействует с культурной структурой, образуя динамическую «сверхсистему». Ведущая роль в этой социокультурной системе принадлежит культуре. Именно представления о ценностях, нормах, образцах поведения, изменяясь, вызывая определенные социальные действия людей, преобразуют социальную структуру общества.

Личность всегда стремится играть ту социальную роль, которая наиболее соответствует  ее потребностям и представлениям. Если общество способно обеспечить такую  возможность большинству членов общества, тогда общественные функции  развиваются поступательно и  устойчивость системы максимальна. Социальная дифференциация, даже самая  интенсивная, уравновешивается интеграционными  процессами. Если культурные ценности и нормы разделяются подавляющим  большинством членов общества, социальный порядок, социальную сплоченность невозможно разрушить. Очень важно, как именно образуется система культурных ценностей. Если ценности и нормы добровольно  принимаются большинством населения, то общество и статически, и динамически  устойчиво. Если культура в обществе насаждается с помощью репрессивных средств, то такое общество динамически  неустойчиво и любое изменение  его равновесия влечет за собой социальные конфликты.

Информация о работе Общество как система