Общество как система

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 10:49, реферат

Описание работы

Общество. Системный подход при рассмотрении общества. Концепция общества Т. Парсонса. Общество как политическая система. Общество как особая система.

Работа содержит 1 файл

Социалогия.docx

— 39.84 Кб (Скачать)

Общество как  система. 

Введение.  

Известный югославский  социолог Д.Маркович выделяет три основные особенности человека - творчество, свобода и социальность, предлагая  следующее социологическое определение  человека: человек - это "общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует  себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия  своего биологического и социального  бытия".  

Из сказанного следует, что нельзя ни отождествлять  понятия "природа" и "общество", "природное" и "социальное", ни абсолютно разрывать и противопоставлять  их. Природа и общество - это две  качественно различные формы  проявления единой реальности, которым  в едином человеческом знании соответствуют  две основные области - естествознание и обществознание.  

Научное разграничение  указанных понятий позволяет  правильно понять двуединую (именно двуединую, а не двойную, дуалистическую) - природно-социальную, биосоциальную - основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных  начал в человеке и обществе, так  и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве. В  истории социологии, как известно, имели место обе эти крайние  точки зрения: полный отрыв человека, общества от их природных основ и  абсолютизация места и роли биологического в ущерб социальному.  

Все это имеет  не только теоретическое, но и практически-политическое значение. Исторический опыт убедительно  свидетельствует, например, о том, что  всякие попытки строить социально-экономические  проекты без учета и тем  более вопреки естественным, природным  потребностям личности и общества неизменно  заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки строить политику на основе признания решающей роли биологического в жизни человека и общества, попытки механистического перенесения на общество законов  природы приводили к крайне реакционным  выводам и не менее негативным последствиям на практике. 

Сложность общего определения понятия "общество" связана с рядом обстоятельств. Во-первых, это - очень широкое по объему и высокоабстрактное по характеру  понятие. Во-вторых, общество - чрезвычайно  сложное, многослойное и многогранное явление, позволяющее рассматривать  его в самых различных ракурсах. В-третьих, общество - понятие историческое, общее определение которого должно охватывать все этапы его развития. В-четвертых, "общество" - это стыковая категория и социальной философии, и социологии, и истории, и социальной психологии, и некоторых других наук, каждая из которых по-своему, в соответствии со своим предметом и методом  исследования определяет общество. В-пятых, как уже отмечалось, понятие "общество" используется в жизни очень широко и многозначно, в том числе  как в широком, так и в более  или менее узком смыслах, что  необходимо требует каждый раз оговорки при его употреблении.  

С учетом сказанного, можно дать следующее общее социологическое  определение общества: общество - совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих  потребностей и характеризующаяся  устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью  и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.  

Понятие общества как системы мы рассмотрим далее. 

Глава I. Понятие  общества. 

В более узком  смысле слова, когда, например, речь идет о российском, американском, японском или французском обществах, под  обществом понимается конкретный вид  общества со всеми его историческими, социокультурными и иными особенностями. Имея в виду именно такое понимание  общества, известный современный  американский социолог Н.Смелзер определяет общество как "объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную  систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность".  

При всей теснейшей  взаимосвязи таких важнейших  и широко употребимых понятий, как "общество", "страна" и "государство", их необходимо строго разграничивать. "Страна" - это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику части нашей планеты, определенной границами независимого государства. "Государство" - понятие, отражающее главное в политической системе  страны и поэтому выступающее  в качестве важнейшей категории  прежде всего политологии. "Общество" - понятие, непосредственно характеризующее  социальную организацию страны и  поэтому занимающее центральное  место в системе категорий  социологии.  

В общем и  целом признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи  как в прошлом, так и сегодня  нередко по-разному отвечали на вопрос о том, что конкретно служит первоосновой объединения людей в общество. Так, Э. Дюркгейм видел ее в надиндивидуальной  общности коллективных представлений, чувств, верований, в солидарности как "коллективном сознании", противостоящем природному эгоизму; М.Вебер - в ориентированных  на других (т.е. социальных) действиях; Т.Парсонс и Р.Мертон - в общности тех фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в  своей жизнедеятельности; Э.Шилз - в  общности центральной власти, территориальной  целостности и согласии центра и  периферии.  

Сложность, многогранность и в то же время целостность  такого явления, как общество, обусловливают  необходимость рассматривать его  как социальную систему (при том  в ее наиболее общем и сложном  виде) и обеспечивать соответствующий (системный) подход к его изучению. Наиболее характерно это, как известно, для структурно-функционального  направления в социологии.  

Общество неоднородно  и имеет свое внутреннее строение и состав, включающие большое число  разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.  

Составными элементами общества являются люди, социальные связи  и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты  и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и  другие. Каждый из них находится  в более или менее тесной взаимосвязи  с другими, занимает специфическое  место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в  связи с этим состоит прежде всего  в том, чтобы определить структуру  общества, дать научную классификацию  важнейших ее элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место  и роль в обществе как социальной системе.  

Именно благодаря  своей структуре общество качественно  отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную  структуру, а следовательно, и иную качественную определенность. Социальная структура во многом определяет и  устойчивость, стабильность всего общества как системы. И поскольку, как  уже отмечалось, общество - это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а целостная система, постольку  такое объединение порождает  новое, интегральное, системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их суммы. Общество как социальная система - это  такой социальный организм, который  функционирует и развивается  по своим собственным законам.  

Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается большая  упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или  менее тесно взаимосвязанных  и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.  

В самой социологии структура общества рассматривается  в различных ракурсах. Так, в том  случае, когда выявляется детерминистская (причинно-следственная) связь социальных явлений и процессов, их субординация, общество обычно рассматривается (например, в марксистской социологии) как целостная  система, включающая четыре основные сферы - экономическую, социальную, политическую и духовную (идеологическую). По отношению  к обществу в целом каждая из этих сфер общественной жизни выступает  как его подсистема, хотя в иной связи она сама может рассматриваться  как особая система. При этом каждая предыдущая из этих систем оказывает  определяющее влияние на последующие, которые, в свою очередь, оказывают  обратное воздействие на предыдущие.  

В иной связи, когда  на первый план выдвигается характер, тип социальных связей, общество как  социальная система включает следующие  подсистемы: социальные общности (группы), социальные институты и организации, социальные роли, нормы и ценности. Каждая из них и здесь представляет собой достаточно сложную социальную систему, имеющую свои подсистемы.  

По уровню обобщения  материала социологическое изучение общества как социальной системы  включает три взаимосвязанных аспекта: а) изучение "общества вообще", т.е. выделение всеобщих, универсальных  свойств, связей и состояний общества (в теснейшей связи с социальной философией и при ее ведущей роли); б) изучение конкретно-исторических типов  обществ, ступеней развития цивилизации; в) изучение отдельных конкретных обществ, т.е. обществ реально существующих стран и народов.  

Вообще же рассмотрение общества под углом зрения определенной социальной системы во многом обусловливается  теми задачами, которые ставятся перед  соответствующим социологическим  исследованием.  

Глава II. Системный  подход при рассмотрении общества. 

Системный подход, рассматривающий общество как тип  социальной системы, формируется в  социологии под влиянием общей теории систем, родоначальниками которой были А.А.Богданов [Бог] и Людвиг фон Берталанфи. Однако основные принципы системности  встречаются в трудах Платона, Аристотеля, Спинозы, Канта, Шеллинга, Гегеля, Маркса. Представление о системе можно  найти и в работах социологов XIX - начала XX века - О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, П.Сорокина. Необходимо заметить, что системный подход является одним из направлений социологического реализма.  

Исходным пунктом  всякого системного исследования является представление о целостности  изучаемой системы. Система может  быть понята только как нечто противостоящее своей среде. Она всегда "качественна  определена, выделена относительно своей  среды, способна быть автономной, отлична  от других явлений".  

Далее, система  всегда состоит из частей - элементов, которые находятся во взаимодействии и взаимозависимости. Элементы обладают интегральными свойствами, они стремятся  поддержать целостность системы. Любое  изменение в положении одной  части с неизбежностью приводит к изменению остальных частей.  

Таким образом, система, в том числе и социальная, - это явление, выделенное относительно своей среды, состоящее из взаимосвязанных  частей, обладающих интегральными свойствами.  

Однако системе  присуще еще одно свойство - эмерджентность - замеченное еще Э.~Дюркгеймом, который  писал, что общество - это "целое, которое не тождественно сумме своих  частей, его свойства отличаются от свойств составляющих частей". 

В любой системе  выделяют структуру - относительно устойчивую связь элементов в системе, отношения  между системой как целым и  ее частями, а также функцию - роль, которую выполняет элемент, тот  вклад, который вносит конкретная деятельность в общую деятельность.  

Наиболее последовательно  системный подход к обществу был  применен в структурном функционализме - направлении, выросшем из социологии Конта, Спенсера, Дюркгейма и достигшим  апогея своего развития в 30-50-е годы XX века. Лидером этого направления  Толкотом Парсонсом была создана  всеохватывающая системная теория.  

Глава III. Концепция  общества Т. Парсонса. 

В каждой системе  Парсонс выделяет четыре главных  функции: адаптация, достижение цели, интеграция, сохранение существующего порядка (латентная функция). Таким образом, система должна приспосабливаться  к среде, достигать цели, обладать внутренним единством и уметь  сохранять это состояние, воспроизводить структуру и снимать напряжение в системе.  

Благодаря выделению  этих четырех функций, оказалось  возможным анализировать системы  любого уровня в терминах функциональных подсистем. Так, на самом высоком  уровне выделяется так называемая система  человеческого действия - самоорганизующаяся система, специфика которой в  отличие от системы физического  или биологического действия, выражается в наличии, во-первых, символичности (язык, ценности и т.п.), а, во-вторых, нормативности, и, наконец, в иррациональности и независимости от условий среды. В этой системе человеческого  действия Парсонс выделяет четыре подсистемы: организм - подсистема, обеспечивающая функцию адаптации и дающая системе  физические и энергетические ресурсы  для взаимодействия со средой; личность , обеспечивающая целедостижение; социальная система , которая отвечает за интеграцию действий множества индивидов; культурная система (по существу, под этим термином надо иметь в виду этническую систему), которая содержит ценности, верования, знания и т.п.  

На уровне социальной системы Парсонс, в свою очередь, выделяет тоже четыре подсистемы, каждая из которых выполняет одну из четырех  главных функций: экономическую , призванную обеспечивать адаптацию системы  к среде, политическую , назначение которой в достижении цели, социетальное сообщество (единый коллектив, подчиняющийся  определенному принятому нормативному порядку), которое обеспечивает внутреннее единство, и систему поддержания  институциональных культурных (этнических) образцов (то есть не вся культура принадлежит  социальной системе), которая отвечает за легитимизацию нормативного порядка  и сохранение состояния единства.  

Информация о работе Общество как система