Общество, как целостная социальная система. Основные сферы общественной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

На протяжении всей истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Какова исходная клеточка общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп? Рассмотрение этой проблемы и является нашей задачей в данной работе.

Содержание

Введение.

1.Понятие социальной системы. Структура и типология общества.
2.Основные сферы общественной жизни.
3.Вывод.
4.Список литературы.

Работа содержит 1 файл

готовая контрольная полит..docx

— 26.11 Кб (Скачать)

                План. 

      Введение.

  1. Понятие социальной системы. Структура и типология общества.
  2. Основные сферы общественной жизни.
  3. Вывод.
  4. Список литературы.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Введение.

На протяжении всей истории социологии одной из важнейших  проблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Какова исходная клеточка общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному  многообразию интересов индивидов  и социальных групп? Рассмотрение этой проблемы и является нашей задачей  в данной работе.  
Целью моей контрольной работы является раскрытие темы: "Общество как целостная социальная
система. Основные сферы общественной жизни". 

1.Понятия  социальной системы.  Структура и типология  общества.

Учёные по-разному  трактуют понятие “общество“. Это  во многом зависит от той школы  или направления в социологии, которые они представляют. Так, Э. Дюркгейм рассматривал общество как  надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий. Крупный американский социолог Толкотт Парсонс определял  общество как систему отношений  между людьми, связующим началом  которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество – это исторически развивающаяся  совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Во всех этих определениях выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся между собой в  тесной взаимосвязи. Такой подход к  обществу называется системным.

Система – это  определённым образом упорядоченное  множество элементов, взаимосвязанных  между собой и образующих некоторое  целостное единство.

Таким образом, социальная система – это целостное  образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в  историческом процессе, переходя из поколения  в поколение.

Общественные  взаимодействия и отношения носят  надиндивидуальный, надличностный  характер, т.е. общество – это некоторая  самостоятельная субстанция, которая  по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застаёт определённую структуру связей и отношений  и постепенно включается в неё.

Таким образом, общество – это определённая совокупность (объединение) людей. Но каковы границы  этой совокупности? При каких условиях это объединение людей становится обществом?

      Признаки  общества как социальной системы  таковы:

  1. Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества).
  2. Браки заключаются (преимущественно) между представителями данного объединения.
  3. Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.
  4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.
  5. У него есть собственное название и своя история.
  6. Оно обладает собственной системой управления (суверенитетом).
  7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.
  8. Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Чтобы представить  себе общество с точки зрения предмета социологии, необходимо различать три  исходных понятия – страна, государство, общество.

Страна –  это часть света или территории, которая имеет определённые границы  и пользуется государственным суверенитетом.

Государство –  политическая организация данной страны, включающая определённый тип режима политической власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент).

Общество –  социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.

Каковы же основные элементы структуры общества?

Прежде всего  общество можно представить как  систему взаимосвязанных и взаимодействующих  между собой социальных общностей. Для каждой общности характерно выделение  того или иного ведущего признака: пол, возраст, национальность, профессия, роль, статус и т.д. Этот общий признак  является доминирующим и должен принадлежать всем членам общности, определяя её специфику и отделённость от других общностей. С другой стороны, общий  признак является тем консолидирующим  началом, благодаря которому разрозненная масса людей приобретает характер целостного образования. Этот общий  признак может иметь природный (пол, возраст) или социальный (религиозная  принадлежность, статус и т.д.) характер.

Социальные общности можно разделить на виды, наиболее общими из которых являются классы, слои и группы.

Идея разделения общества на классы принадлежит французским  обществоведам ХVIII–ХIХ вв., но наибольшее внимание анализу классового деления общества уделяли К. Маркс и М. Вебер. Они заложили традицию определения классов в экономических понятиях. М. Вебер, например, делил население на классы в соответствии с неравными жизненными шансами. А классическое марксистское определение классов было дано В.И. Лениным: “Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают”. Альтернативную традицию, согласно которой класс не представляет собой исключительно экономическое явление, развивают некоторые американские социологи. В частности, независимыми факторами класса называются социальный статус и престиж.

Понятие социального  слоя было введено в науку первоначально  как альтернатива марксистской трактовке  классов и имело больше идеологический (направлено против теории классовой  борьбы), чем научно разработанный  характер. Однако в настоящее время  рассмотрение общества с точки зрения его деления на слои стало важным предметом исследования социологии.

Сейчас можно  говорить о том, что понятие социального  слоя значительно дополняет классовую  модель социальной структуры. Действительно, социальный класс нельзя рассматривать  как однородную социальную общность. Выделив в каждом классе несколько  слоёв, можно отразить объективные  различия разных групп населения  в рамках отдельно взятого класса.

Социальная группа – это наиболее общее и специальное  понятие социологии, означающее определённую совокупность людей, имеющих общие  природные и социальные признаки, объединённых общими интересами, ценностями, нормами и традициями.

Социальные группы можно делить в зависимости от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса на формальные и неформальные. В зависимости  от количества членов и условий внутригруппового взаимодействия социальные группы делят  на малые, средние и большие.

Говоря о социальной структуре, обязательно необходимо выделять и учитывать особенности  субъектов социальной системы, т.е. тех элементов социальной системы, которые выступают как относительно самостоятельные “действующие лица”. Такими субъектами социальной системы  являются прежде всего индивиды, общности и социальные институты (о них  – второй вопрос).

Субъекты социальной системы вступают между собой  в различного рода социальные отношения. Социальная деятельность включает в  себя осознанную цель, средство, сам  процесс деятельности и её результат. Таким образом, действие индивида или  группы получает статус социального  только в том случае, если оно  осмыслено и социально ориентировано  на других людей.

Наиболее общее  деление социальных отношений на виды традиционно включает в себя экономику, политику, идеологию.

При научном  анализе социальной системы конкретного  общества необходимо учитывать её социально-этнические, социально-демографические, социально-территориальные, социально-профессиональные и социокультурные  характеристики.

Всё мыслимое и  реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи  разделяют на определённые типы. Несколько  типов обществ, объединённых сходными признаками или критериями, составляют типологию. Принято выделять следующие типологии:

  • по наличию письменности – дописьменные и письменные;
  • по числу уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения) – простые и сложные;
  • по способу производства, т.е. способу добывания средств существования, – охота и собирательство; скотоводчество и огородничество; земледельческое; индустриальное; постиндустриальное;
  • по способу производства и форме собственности (К. Маркс и его учение об общественно-экономической формации) – первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое.

Современная социология использует все типологии, объединяя  их в своего рода синтезированную  модель. Её автором считают американского  социолога Даниела Белла (р. 1919).

Он разделил всемирную историю на три стадии – доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доиндустриальное общество ещё называют традиционным. Здесь определяющим фактором выступает  сельское хозяйство с церковью и  армией как главными институтами, в  индустриальном обществе – промышленность с корпорацией и фирмой во главе, в постиндустриальном – теоретическое  знание с университетом как местом его производства и сосредоточения.

Переход от индустриального  общества к постиндустриальному  сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую (превосходство  сферы услуг над сферой производства). Изменяется социальная структура –  классовое деление уступает место  профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет своё значение, решающим становится уровень образования и знания. 

       2.Основные сферы общественной жизни.

В настоящее  время наиболее распространенной и  научно обоснованной является точка  зрения, согласно которой общество рассматривася как сложноорганизованная система, обладающая наивысшим уровнем  самодостаточности, находящаяся в  состоянии неустойчивого равновесия и подчиняющаяся объективным  законам функционирования и развития. 
Структурный анализ общества как сложной системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений. Традиционно обществоведами выделяются следующие основныe сферы общества: 
Экономическая сфера — система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе. 
Социальная сфера — система социальных отношений, т.е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне. 
Политическая сфера (политико-правовая) — система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определяется государством. 
Духовная сфера (духовно-нравственная) — система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом. 

Информация о работе Общество, как целостная социальная система. Основные сферы общественной жизни