Общество и социальные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:05, контрольная работа

Описание работы

Социальная система складывается на базе той или иной социальной общности, к которой можно отнести социальную группу, социальную организацию и т.д. Ее элементами являются люди, чье поведение обусловлено определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе.

Содержание

Введение

1. Понятие «общество» и его система

2. Типы обществ и их эволюция

3. Социальные институты (политика, экономика, образование, религия)

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 110.50 Кб (Скачать)


Общество и социальные институты

 

 

 

Содержание:

Введение

1.      Понятие «общество» и его система

2.      Типы обществ и их эволюция

3.      Социальные институты (политика, экономика, образование, религия)

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальная система складывается на базе той или иной социальной общности, к которой можно отнести социальную группу, социальную организацию и т.д. Ее элементами являются люди, чье поведение обусловлено определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе.

Индивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а взаимодействуя с окружающей средой в целом, и с другими индивидами, в частности. Социальная среда систематически влияет на индивида, а он, в свою очередь, оказывает обратное влияние на других индивидов и среду. В результате данная общность людей становится социальной системой, обладающей системными качествами, то есть качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности.

Социальная система может быть представлена в пяти аспектах: 1) как взаимодействие личностей, каждая из которых является носителем индивидуальных качеств; 2) как социальное взаимодействие, имеющее своим следствием становление социальных отношений и образование социальной группы; 3) как групповое взаимодействие, в основе которого лежат те или иные общие обстоятельства (место жительства, трудовой коллектив); 4) как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной социальной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; 5) как совокупность норм и ценностей определяющих характер и содержание деятельности (поведение) элементов данной системы.

Первый аспект, характеризующий социальную систему связан с понятием индивидуальности, второй – социальной группы, третий – социальной общности, четвертый – социальной организации, пятый – социального института и культуры.

1. Понятие «общество» и его система

В широком смысле термин “общество” означает часть материального мира, который в свое время обособился от природы. Следствием этого явилась исторически сложившаяся форма жизнедеятельности людей.

В узком смысле под “обществом” можно понимать:

а) общество – это исторически конкретный тип социальной организации, соответствующий определенному этапу человеческой истории, например, феодальное, капиталистическое и другие общества;

б) общество – это конкретный социальный организм, имеющий определенные пространственно-временные координаты, например, российское, американское общества;

в) общество – это самое большое объединение людей, живущих на общей территории и взаимодействующих друг с другом, например, империя.

Для понимания специфики общества необходимо установить каким образом люди выделяются из природы. Этому способствуют три фактора:

1) общественно-историческая практика, или труд, с помощью которого человек приспособился к окружающей среде, изменил ее и создал искусственную среду, так называемую “вторую природу”. Осуществленные преобразования создали дополнительные средства для жизни людей;

2) коллективный характер деятельности людей. Человек является существом общественным, не способным в одиночку обеспечить свою жизнь. Поэтому каждый индивид стремится к общению, взаимодействию с другими индивидами. Это не исключает формирование в коллективе неповторимой личности, ее индивидуальных качеств;

3) сознание, интеллект, духовность, которые создают основу самосохранения общества. К ним относятся нормы, идеалы, лежащие в основе той или иной цивилизации. Если духовная культура разрушается, то изменяются и общественные отношения, что ведет к изменению самой цивилизации.

Таким образом, общество отличается от космически-природных явлений тем, что обладает социальным началом, фундаментом которого является организованный сознательный труд и взаимодействие людей с целью создания условий, необходимых для их жизни и развития.

Структуру общества определяют исходя из разных основополагающих факторов. Если за основу берут уже указанные факторы – совместный труд, общение, духовность, то выделяют три основные сферы жизни общества: экономическую, социально-политическую (правовую, нравственную), духовно-культурную (религия, наука, искусство).

Природный фактор разделяет людей по полу, возрасту, расовым признакам. Социально-территориальный фактор делит людей на жителей города и села. Социально-демографический – на мужчин, женщин, детей. Социально-этнический – на род, племя, народность, нацию, этнос.

К признакам общества целесообразно отнести:

1) территорию, то есть географическое пространство, на котором складываются социальные связи, отношения, взаимодействия между людьми;

2) устойчивость (самореализацию), то есть способность поддерживать и воспроизводить внутренние взаимосвязи. Этому способствует контроль и реализация всей совокупности социальных связей. Они осуществляются с помощью таких институтов, как мораль, нормы, принципы, право, государство, религия, идеология;

3) автономность (самодостаточность), то есть способность удовлетворять разнообразные потребности индивидов и предоставлять им широкие возможности для самоутверждения;

4) универсальность, то есть наличие внутреннего механизма, который позволяет включить в сложившуюся систему социальные новообразования, например, общественные объединения, институты. Общество подчиняет их своей логике, заставляет действовать в соответствии с существующими социальными нормами и правилами;

5) большую интегрирующую силу, то есть способность включать новые поколения людей в сложившуюся систему общественных связей и отношений, норм и правил поведения;

6) развитую культуру, которая удовлетворяет потребности всех социальных слоев. Но во всех странах имеет место совокупность субкультур, например, в США, Индии, Югославии и других;

7) политическую независимость, означающую то, что данное общество не является элементом других социальных систем. В то же время такая независимость может носить ограниченный характер, например, Канада, Мексика политически независимы от США, но фактически зависят от них, так как доля американских инвестиций в экономику этих стран является очень значительной;

8) самообеспеченность, то есть платежеспособность, позволяющую той или иной стране своевременно уплачивать свои долги;

9) заключение браков между представителями данного общества;

10) пополнение общества за счет деторождения или иммиграции;

11) собственное название и свою историю.

Таким образом, общество представляет собой универсальный способ организации социального взаимодействия и социальных связей. Оно обеспечивает удовлетворение основных потребностей граждан, является самодостаточным, саморегулирующимся, самовоспроизводящимся  организмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Типы обществ и их эволюция

Общество бесконечно многообразно, поэтому социологи предлагают несколько их классификаций в зависимости от выбранного критерия. В основе одной из классификаций лежит наличие письменности. В дописьменных обществах умели говорить, но не умели писать. В письменных обществах владеют алфавитом и фиксируют знания.

Другая классификация исходит из уровней управления и степени социального расслоения.

Различают простые и сложные общества. Их сравнительные характеристики приведены в таблице 1.

Таблица 1

Простое общество (возникло 50-40 тыс. лет назад)

Сложное общество (возникло 10-6 тыс. лет назад)

Имеет:

1) кровно-родственные связи;

 

Имеет:

1) широкие и разнообразные связи между людьми;

2) родоплеменную организацию.

Не имеет:

1) имущественного расслоения;

2) классов и государства.

Занимается: охотой и собирательством, что свидетельствует о присваивающем типе хозяйства

2) социальное расслоение;

3) классы и многоуровневое управление обществом через государство.

Занимается: скотоводством и земледелием, то есть имеет производящий тип хозяйства

Определяющим фактором третьей классификации являются способ производства и формы собственности. Такой подход называют формационным. Его выработал К. Маркс, выделив первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Общественно-экономическая формация – это конкретно-исторический тип общества, взятый в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с закономерностями, определяемыми производственными отношениями.

В основе четвертой классификации лежит тип цивилизации. Цивилизационный подход акцентирует внимание на том общем, что присуще различным странам и позволяет получить синтезированное представление об обществе.

Западные ученые – Д. Белл, Р. Арон, У. Ростоу, Э. Тоффлер разрабатывали теорию трех стадий развития общества. В соответствии с нею выделяют доиндустриальные (традиционные, аграрные); индустриальные; постиндустриальные. Их отличительные признаки представлены в таблице 2.

Австрийский ученый К. Поппер различает два типа обществ: открытые и закрытые. В основе различий между ними лежит отношение социального контроля и свободы индивида. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.

Согласно Ф. Теннису необходимо различать такие понятия как община и общество. Община – традиционное сообщество и общество - современное сложноструктурированное сообщество. Критерий – установка на социальные изменения.

Для традиционного общества характерны:

- естественное разделение труда (преимущественно по половозрастному признаку);

- связанность членов отношениями родства («семейный» тип организации общности);

- высокая структурная устойчивость;

- относительная изоляция;

- отношение к собственности, опосредованное через род, общину или феодальную иерархию;

- наследственная власть, правление старейшин;

- традиция как основной способ социальной регуляции;

- регламентация социального поведения конкретными предписаниями и запретами, отсутствие свободной личности, тотальное подчинение индивида обществу, авторитету;

- поведенческие максимы: «не высовывайся», «будь как все», «веди себя как положено».

Для современного общества характерны:

- развивающееся глубокое разделение труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы);

- социальная мобильность;

- рынок как механизм, регулирующий и организующий поведение индивида и групп не только в экономической, но и политической и духовной сферах;

Информация о работе Общество и социальные институты