Общество: его понятие и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 15:31, реферат

Описание работы

В научной и учебной литературе дается много определений и черт человеческого общества, но все они сходятся в одном: общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) Связях и отношениях меж людьми, их объединениями и общностями.

Работа содержит 1 файл

право.doc

— 47.50 Кб (Скачать)

 

Общество: его  понятие и структура 

В научной и  учебной литературе дается много  определений и черт человеческого  общества, но все они сходятся в  одном: общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) Связях и отношениях меж людьми, их объединениями и общностями. Это сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют до этого всего не биологические, а социальные законы. 

Рассмотрение  общества в качестве системы публичных  отношений, базу которых составляют экономические (материальные) дела, дозволяет, во-первых, подходить к нему непосредственно-исторически, выделять разные общественно-экономические формации (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество); во-вторых, выявить специфику основных сфер публичной жизни (экономической, политической, духовной); в-третьих, верно найти субъектов общественного общения (личность, семья, нация и др.). 

Общество возникло, когда люди выделились из мира животных. Человек — его основная предпосылка  и первичная клеточка, ибо, как говорил еще Аристотель, человек есть существо публичное. Поэтому важнейшая черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему взаимосвязей разумных существ. Взаимодействуя с обществом, человек развивается сам и развивает свои социальные, сущностные характеристики и силы и тем самым становится личностью и провоцирует прогресс общества. 

В различные  периоды исторического развития общество воспринимало разные формы, изменялись степень его зрелости, внутреннее строение, т. Е. Экономическая, социально-классовая, политическая структура. Первобытное общество, к примеру, длительное время было более либо менее однородно-коллективистским, не понимало общественного и другого расслоения. Равномерно структура общества усложнялась: с переменами экономических отношений возникли социальные общности, группы, классы и т. П„ имеющие свои интересы и особенности.

Общество и  его социальные и политические университеты 

Общество не может обойтись без социальных, а  потом и политических институтов, т. Е. Устойчивых социальных либо политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих нужные для общества социальные или политические функции. 

Как уже отмечалось, люди — существа публичные, они не могут жить, трудиться, не объединяясь по потребностям и интересам, целям. Словом, социальные и политические университеты появляются в силу биологических, социальных, политических и остальных обстоятельств с объективной необходимостью. Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Род представлял собой группу (общность) людей, объединенных кровным либо предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Данный социальный институт был очень устойчивым и жизнеспособным. Он обеспечивал выживание людей, которые еще во многом зависели от природных сил и могли существовать лишь на базе коллективного хозяйственно-общественного единства. Роды существовали и функционировали многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные университеты — племена. Позже возникли религиозные объединения (ордена и др.), Торгово-купеческие гильдии и другие социальные университеты. Исторически первым политическим институтом, самым принципиальным и наикрупнейшим, стало правительство. По мере усложнения общества и развития демократии появляются новейшие социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (политические партии) и остальные университеты.

Общество и  власть 

совместно с  человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и нужный элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Другими словами, это систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под действием власти публичные дела стают целенаправленными, получают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таковым образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той либо другой социальной общности — рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) — подчинять собственной воле людей (подвластных), используя разные способы, в том числе способ принуждения. Она бывает двух видов — неполитическая и политическая (государственная). 

Власть —  явление надстроечное, её природа, характеристики, функции определяются экономическими отношениями, базисом общества. Но она  не может работать кроме воли и  сознания людей. Воля есть важнейший  элемент хоть какой социальной власти, без учета которого нереально понять её природу и суть отношений властвования. Произнесенное обусловлено тем, что власть значит, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующим собственной воли подвластным, ас другой— подчинение подвластных данной воле. Воля прочно соединяет власть с её субъектом: власть принадлежит той социальной общности, воля которой в ней воплощена. Бессубъектной, т. Е никому не принадлежащей, власти нет и быть не может. Вот почему в учении о власти принципиальное место занимает понятие «властвующий субъект» — первоисточник, первоноситель власти. 

Власть невозможна и без объектов собственного действия — индивидов, их объединений, классов, общества в целом. Время от времени  субъект и объект власти совпадают, но почаще всего властвующие и  подвластные отчетливо различаются и занимают различное положение в обществе. 

Подчеркивая значение воли как одного из определяющих частей власти, не следует умалять и остальных  её структурных частей, в частности  такового, как сила. Власть может  быть слабой, но лишенная силы, она перестает быть настоящей властью, так как не способна претворять властную волю в жизнь. Власть бывает сильна поддержкой, доверием народных- масс, т. Е. Опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания собственной воли подвластным частенько употребляет силу идеологического действия, в том числе и обман, и популистские обещания. Но власть, в особенности государственная, имеет предметно-материальные источники силы — органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей. 

Власть непрерывно воздействует на публичные процессы и сама выражается, проявляется в  особом виде отношений — властеотиошениях, суть которых заключается, как уже  отмечалось, в единстве двух проявлений: передачи (навязывания) воли властвующего субъекта подвластным и подчинения последних данной воле. Влас-теотношения различаются ярко выраженной целенаправленностью. Определяющая черта власти — способность властвующих навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластными. Отсюда негативная сторона власти, выражающаяся в способности злоупотребления ею и случайного её использования. Она часто становится предметом острой борьбы и столкновений людей, политических партий, слоев и классов.

Общество, социальное регулирование, порядок и беспорядок 

Веками люди желали об идеальном, гармоничном обществе добра и справедливости. Но в реальности социум — это более либо менее  устойчивый баланс сил, конфликтов и  соглашений, соперничества и сотрудничества. В нем действуют две закономерные, но противоположные тенденции — рвение к порядку и рвение к беспорядку. 

Порядок в обществе — нужное условие его обычной  жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность  публичных отношений, определенная гармония в поведении людей. Порядок отражает достигнутый уровень организации публичной жизни, свидетельствует о таковых качественных показателях, как планомерность, ритмичность, соразмерность и слаженность разных явлений и действий в сфере материального производства, общественно-политической жизни, быта. 

не считая того, от уровня публичного порядка зависят  и состояние публичного и личного  спокойствия и сохранности, и  степень ублажения людей условиями, необходимыми для реализации общественно  важных и личных интересов и потребностей. Словом, порядок — это великое благо для общества и личности. По мысли К. Маркса, урегулированность и порядок представляют собой форму упрочения всякого метода производства, а потому — его относительной эмансипации от просто варианта и просто произвола. Создатели солидаристской теории права (О. Конт, JI. Дюги) считали, что людям извечно присущи два инстинкта — солидарности и злости. Солидарность как добро вытекает из публичной природы человека и проявляется в гармонии меж людьми, в их общих, согласованных меж собой разумных интересах, в устойчивом публичном порядке. Злость вредит людям, разрушает порядок. 

публичный порядок  не возникает сам по себе, он есть следствие урегулированности, упорядоченности  социальных отношении. Регулировать (в  социальной жизни) — означает направлять поведение людей и их социальных общностей, деятельность органов и организаций, вводить их в определенные рамки, целенаправленно их упорядочивать. Существование и развитие общественного регулирования, его место и значение в обществе характеризуются рядом закономерностей. 

Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно просит собственной меры общественного  регулирования. Если размер и интенсивность  регулирования меньше требуемой  меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие публичный порядок. Напротив, излишняя, т. Е. Сверх меры, регламентация ведет к заорганизованности, к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера зависит от уровня зрелости общества, наличия и остроты в нем противоречий, от степени развития публичного сознания и культуры, прочности сложившихся традиций и т. Д. 

Во-вторых, по мере развития социума в публичном  регулировании меняется соотношение  общественного и психобиологического  факторов человеческого поведения. Роль общественного фактора равномерно растет. Давно сказано, что человек рождается не хорошим и не злым, не преступником и не добродетельным,— таким делает его окружающая социальная среда. Не считая того, с развитием социальной свободы человек в хоть какое время может «сбросить» свою преступную автобиографию. Совместно с тем удельный вес психологического компонента, влияющего на личное поведение человека (в том числе на его злость и эгоизм), хотя и сокращается, но полностью не исчезает. 

В-третьих, с  усложнением социальной жизни её регулятивные механизмы количественно и отменно меняются, возникает целая система регулятивных норм. 

В научной литературе различают два главных вида общественного  регулирования  индивидуальное и  нормативное. 

личное регулирование  — это упорядочение поведения  людей при помощи разовых персональных регулирующих акций, решений, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам. Это простой вид общественного регулирования, осуществляемый методом выполнения разных оперативных решений, заданий, команд управляющих трудового процесса, родителей и т. Д. Оно имеет неоспоримые достоинства, ибо дозволяет решать те либо другие жизненные трудности с учетом персональных свойств исполнителей. Но очевидны и его значительные недочеты: каждый раз делему необходимо решать поновой; отсутствует единый порядок, а также налицо широкие способности для личного усмотрения и субъективизма. 

Нормативное регулирование  — упорядочение поведения людей, деятельности органов, организаций  при помощи общих правил, т. Е. Стандартов, образцов, эталонов, моделей поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым обязаны подчиняться все, кто окажется в сфере деяния таковых правил. 

Появление нормативного регулирования — поворотный пункт  в становлении общественного  регулирования, качественный скачок в его развитии. Посредством общих правил достигается единый, непрерывно работающий порядок в обществе. При нормативном регулировании существенно снижаются способности для проявлений субъективизма, господства варианта и произвола. Правда, и оно в силу собственной абстрактности не лишено недостатков. Поэтому традиционно нормативное регулирование осуществляется в сочетании с личным. 

Для обеспечения  стабильного публичного порядка  не считая неизменной работы регулятивных устройств требуются немалые и активные усилия социальных и политических институтов. 

Беспорядок в  обществе — это противоположность  публичному порядку, стихийность, неорганизованность, хаос. Он может быть вызван умышленными  действиями в целях дестабилизации общества, но может появиться и стихийно, вследствие ослабления порядка, и способен привести общество к распаду. Означает, порядок и беспорядок есть диалектическое единство противоположностей. Другими словами, в любом обществе в различном сочетании противоборствуют социальные (стабилизирующие) и антисоциальные (разрушающие) силы. Регулятивные механизмы и обеспечивающие их действие властные органы и университеты сдерживают разрушительные силы (преступные, экстремистские, анархические и др.), Которые готовы при наличии подходящих для этого условий вырваться на авансцену публичной жизни. 

Информация о работе Общество: его понятие и структура