Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 15:31, реферат
В научной и учебной литературе дается много определений и черт человеческого общества, но все они сходятся в одном: общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) Связях и отношениях меж людьми, их объединениями и общностями.
Общество: его
понятие и структура
В научной и
учебной литературе дается много
определений и черт человеческого
общества, но все они сходятся в
одном: общество есть продукт взаимодействия
людей, определенная организация их
жизни, внутренне противоречивый организм,
сущность которого заключается в многообразных
(экономических, нравственных, религиозных
и др.) Связях и отношениях меж людьми,
их объединениями и общностями. Это сложная,
саморазвивающаяся система связей людей,
объединенных экономическими, семейными,
групповыми, этническими, сословными,
классовыми отношениями и интересами.
В обществе действуют до этого всего не
биологические, а социальные законы.
Рассмотрение
общества в качестве системы публичных
отношений, базу которых составляют
экономические (материальные) дела, дозволяет,
во-первых, подходить к нему непосредственно-исторически,
выделять разные общественно-экономические
формации (рабовладельческое, феодальное,
капиталистическое, социалистическое
общество); во-вторых, выявить специфику
основных сфер публичной жизни (экономической,
политической, духовной); в-третьих, верно
найти субъектов общественного общения
(личность, семья, нация и др.).
Общество возникло,
когда люди выделились из мира животных.
Человек — его основная предпосылка
и первичная клеточка, ибо, как говорил
еще Аристотель, человек есть существо
публичное. Поэтому важнейшая черта общества
заключается в том, что оно представляет
собой систему взаимосвязей разумных
существ. Взаимодействуя с обществом,
человек развивается сам и развивает свои
социальные, сущностные характеристики
и силы и тем самым становится личностью
и провоцирует прогресс общества.
В различные периоды исторического развития общество воспринимало разные формы, изменялись степень его зрелости, внутреннее строение, т. Е. Экономическая, социально-классовая, политическая структура. Первобытное общество, к примеру, длительное время было более либо менее однородно-коллективистским, не понимало общественного и другого расслоения. Равномерно структура общества усложнялась: с переменами экономических отношений возникли социальные общности, группы, классы и т. П„ имеющие свои интересы и особенности.
Общество и
его социальные и политические университеты
Общество не
может обойтись без социальных, а
потом и политических институтов,
т. Е. Устойчивых социальных либо политических
установлений, учреждений, объединений
и общностей, выполняющих нужные для общества
социальные или политические функции.
Как уже отмечалось, люди — существа публичные, они не могут жить, трудиться, не объединяясь по потребностям и интересам, целям. Словом, социальные и политические университеты появляются в силу биологических, социальных, политических и остальных обстоятельств с объективной необходимостью. Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Род представлял собой группу (общность) людей, объединенных кровным либо предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Данный социальный институт был очень устойчивым и жизнеспособным. Он обеспечивал выживание людей, которые еще во многом зависели от природных сил и могли существовать лишь на базе коллективного хозяйственно-общественного единства. Роды существовали и функционировали многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные университеты — племена. Позже возникли религиозные объединения (ордена и др.), Торгово-купеческие гильдии и другие социальные университеты. Исторически первым политическим институтом, самым принципиальным и наикрупнейшим, стало правительство. По мере усложнения общества и развития демократии появляются новейшие социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (политические партии) и остальные университеты.
Общество и
власть
совместно с
человеческим обществом возникает
социальная власть как его неотъемлемый
и нужный элемент. Она придает обществу
целостность, управляемость, служит важнейшим
фактором организованности и порядка.
Другими словами, это систематизирующий
элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность.
Под действием власти публичные дела стают
целенаправленными, получают характер
управляемых и контролируемых связей,
а совместная жизнь людей становится организованной.
Таковым образом, социальная власть есть
организованная сила, обеспечивающая
способность той либо другой социальной
общности — рода, группы, класса, народа
(властвующего субъекта) — подчинять собственной
воле людей (подвластных), используя разные
способы, в том числе способ принуждения.
Она бывает двух видов — неполитическая
и политическая (государственная).
Власть —
явление надстроечное, её природа, характеристики,
функции определяются экономическими
отношениями, базисом общества. Но она
не может работать кроме воли и
сознания людей. Воля есть важнейший
элемент хоть какой социальной власти,
без учета которого нереально понять
её природу и суть отношений властвования.
Произнесенное обусловлено тем, что власть
значит, с одной стороны, передачу (навязывание)
властвующим собственной воли подвластным,
ас другой— подчинение подвластных данной
воле. Воля прочно соединяет власть с её
субъектом: власть принадлежит той социальной
общности, воля которой в ней воплощена.
Бессубъектной, т. Е никому не принадлежащей,
власти нет и быть не может. Вот почему
в учении о власти принципиальное место
занимает понятие «властвующий субъект»
— первоисточник, первоноситель власти.
Власть невозможна
и без объектов собственного действия
— индивидов, их объединений, классов,
общества в целом. Время от времени
субъект и объект власти совпадают,
но почаще всего властвующие и
подвластные отчетливо различаются и
занимают различное положение в обществе.
Подчеркивая значение
воли как одного из определяющих частей
власти, не следует умалять и остальных
её структурных частей, в частности
такового, как сила. Власть может
быть слабой, но лишенная силы, она перестает
быть настоящей властью, так как не способна
претворять властную волю в жизнь. Власть
бывает сильна поддержкой, доверием народных-
масс, т. Е. Опирается на силу авторитета.
Властвующий субъект для навязывания
собственной воли подвластным частенько
употребляет силу идеологического действия,
в том числе и обман, и популистские обещания.
Но власть, в особенности государственная,
имеет предметно-материальные источники
силы — органы насилия, принуждения, вооруженные
организации людей.
Власть непрерывно воздействует на публичные процессы и сама выражается, проявляется в особом виде отношений — властеотиошениях, суть которых заключается, как уже отмечалось, в единстве двух проявлений: передачи (навязывания) воли властвующего субъекта подвластным и подчинения последних данной воле. Влас-теотношения различаются ярко выраженной целенаправленностью. Определяющая черта власти — способность властвующих навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластными. Отсюда негативная сторона власти, выражающаяся в способности злоупотребления ею и случайного её использования. Она часто становится предметом острой борьбы и столкновений людей, политических партий, слоев и классов.
Общество, социальное
регулирование, порядок и беспорядок
Веками люди
желали об идеальном, гармоничном обществе
добра и справедливости. Но в реальности
социум — это более либо менее
устойчивый баланс сил, конфликтов и
соглашений, соперничества и
Порядок в обществе
— нужное условие его обычной
жизнедеятельности. Это урегулированность,
стабильность, слаженность, согласованность
публичных отношений, определенная
гармония в поведении людей. Порядок
отражает достигнутый уровень организации
публичной жизни, свидетельствует о таковых
качественных показателях, как планомерность,
ритмичность, соразмерность и слаженность
разных явлений и действий в сфере материального
производства, общественно-политической
жизни, быта.
не считая того,
от уровня публичного порядка зависят
и состояние публичного и личного
спокойствия и сохранности, и
степень ублажения людей
публичный порядок
не возникает сам по себе, он есть
следствие урегулированности, упорядоченности
социальных отношении. Регулировать (в
социальной жизни) — означает направлять
поведение людей и их социальных общностей,
деятельность органов и организаций, вводить
их в определенные рамки, целенаправленно
их упорядочивать. Существование и развитие
общественного регулирования, его место
и значение в обществе характеризуются
рядом закономерностей.
Во-первых, каждое
исторически конкретное общество объективно
просит собственной меры общественного
регулирования. Если размер и интенсивность
регулирования меньше требуемой
меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность,
подрывающие публичный порядок. Напротив,
излишняя, т. Е. Сверх меры, регламентация
ведет к заорганизованности, к ограничению
инициативы и саморегулирования. Эта мера
зависит от уровня зрелости общества,
наличия и остроты в нем противоречий,
от степени развития публичного сознания
и культуры, прочности сложившихся традиций
и т. Д.
Во-вторых, по мере
развития социума в публичном
регулировании меняется соотношение
общественного и
В-третьих, с
усложнением социальной жизни её
регулятивные механизмы количественно
и отменно меняются, возникает целая система
регулятивных норм.
В научной литературе
различают два главных вида общественного
регулирования индивидуальное и
нормативное.
личное регулирование
— это упорядочение поведения
людей при помощи разовых персональных
регулирующих акций, решений, относящихся
к отдельным случаям, к конкретным лицам.
Это простой вид общественного регулирования,
осуществляемый методом выполнения разных
оперативных решений, заданий, команд
управляющих трудового процесса, родителей
и т. Д. Оно имеет неоспоримые достоинства,
ибо дозволяет решать те либо другие жизненные
трудности с учетом персональных свойств
исполнителей. Но очевидны и его значительные
недочеты: каждый раз делему необходимо
решать поновой; отсутствует единый порядок,
а также налицо широкие способности для
личного усмотрения и субъективизма.
Нормативное регулирование
— упорядочение поведения людей,
деятельности органов, организаций
при помощи общих правил, т. Е. Стандартов,
образцов, эталонов, моделей поведения,
которые распространяются на все случаи
данного рода и которым обязаны подчиняться
все, кто окажется в сфере деяния таковых
правил.
Появление нормативного
регулирования — поворотный пункт
в становлении общественного
регулирования, качественный скачок в
его развитии. Посредством общих правил
достигается единый, непрерывно работающий
порядок в обществе. При нормативном регулировании
существенно снижаются способности для
проявлений субъективизма, господства
варианта и произвола. Правда, и оно в силу
собственной абстрактности не лишено
недостатков. Поэтому традиционно нормативное
регулирование осуществляется в сочетании
с личным.
Для обеспечения
стабильного публичного порядка
не считая неизменной работы регулятивных
устройств требуются немалые и активные
усилия социальных и политических институтов.
Беспорядок в
обществе — это противоположность
публичному порядку, стихийность, неорганизованность,
хаос. Он может быть вызван умышленными
действиями в целях дестабилизации
общества, но может появиться и стихийно,
вследствие ослабления порядка, и способен
привести общество к распаду. Означает,
порядок и беспорядок есть диалектическое
единство противоположностей. Другими
словами, в любом обществе в различном
сочетании противоборствуют социальные
(стабилизирующие) и антисоциальные (разрушающие)
силы. Регулятивные механизмы и обеспечивающие
их действие властные органы и университеты
сдерживают разрушительные силы (преступные,
экстремистские, анархические и др.), Которые
готовы при наличии подходящих для этого
условий вырваться на авансцену публичной
жизни.