Общая характеристика интеллектуальной собственности и ее правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:08, контрольная работа

Описание работы

Интеллектуальная собственность (ИС), в широком смысле, означает закрепление законом права на результаты интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
Интеллектуальная деятельность - это творческая деятельность, а творчество - это целеустремленная умственная работа человека, результатом которой является нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью. Чем выше интеллектуальный потенциал индивидуума, тем ценнее результаты его творческой деятельности – интеллектуальная собственность.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Понятие творческой деятельности и характеристика авторского права….4
Объекты авторского права и смежных прав………………………………...7
Отличия авторского и патентного права……………………………………10
Экономическое значение интеллектуальной собственности……………...13
Источники права интеллектуальной собственности……………………….14
Объекты права интеллектуальной собственности и имущественного права собственности………………………………………………………………...15
Заключение……………...……………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

контр по инт собств.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Министерство образования, науки  и спорта Украины

ГВУЗ «ПГТУ»

Кафедра инноватики и управления

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Основы интеллектуальной собственности»

Тема: «Общая характеристика интеллектуальной собственности и ее правового  регулирования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

ст.гр. З-07-ТіУЗм

Старосельская С.И.

Проверила:

Швец Г.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Мариуполь, 2012

План:

  1. Введение………………………………………………………………………3
  2. Понятие творческой деятельности и характеристика авторского права….4
  3. Объекты авторского права и смежных прав………………………………...7
  4. Отличия авторского и патентного права……………………………………10
  5. Экономическое значение интеллектуальной собственности……………...13
  6. Источники права интеллектуальной собственности……………………….14
  7. Объекты права интеллектуальной собственности и имущественного права собственности………………………………………………………………...15
  8. Заключение……………...……………………………………………………19
  9. Список литературы…………………………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Введение

 

Под собственностью обычно понимают право владеть, пользоваться и распоряжаться объектом собственности. Различают материальные и нематериальные объекты собственности. Материальные объекты, например, автомобили, здания - осязаемы. Их можно потрогать. Нематериальные объекты, к примеру, такие как изобретения, ноу-хау - неосязаемы. Объекты интеллектуальной собственности относятся к нематериальным, неосязаемым объектам.

Наиболее важной характеристикой  собственности является то, что собственник  может использовать её по своему усмотрению, и никто не вправе законным образом  использовать эту собственность без его разрешения. Разумеется, собственник может разрешить другим пользоваться его собственностью, но на законных основаниях. Использование же собственности без разрешения ее владельца является незаконным.

Прежде чем воспользоваться  собственностью, нужно завладеть ею. Незаконно завладеть материальным объектом собственности, как правило, трудно, так как для этого нужно приложить физические, иногда даже связанные с риском для жизни усилия. К тому же сам объект, например автомобиль, легко опознаваем. Другое дело - объект нематериальный. Во многих случаях чтобы завладеть им, достаточно получить о нем только информацию (например, о ноу-хау в процессе беседы). В этом случае трудно, а зачастую и невозможно, определить, кто на самом деле является собственником нематериального объекта. С этой особенностью связана повышенная сложность охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности, накладывающая особый отпечаток на весь их жизненный цикл.

Интеллектуальная собственность (ИС), в широком смысле, означает закрепление законом права на результаты интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Интеллектуальная деятельность - это  творческая деятельность, а творчество - это целеустремленная умственная работа человека, результатом которой является нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью. Чем выше интеллектуальный потенциал индивидуума, тем ценнее результаты его творческой деятельности – интеллектуальная собственность.

 

 

 

2. Понятие творческой деятельности  и характеристика авторского  права. 

 

В Бернской конвенции не сформулированы конкретные требования к творческому  характеру деятельности, непременно находящему выражение в определенных результатах, хотя в ст. 1 Конвенции объявлена цель «охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения», и оба слова «автор» и «произведение» подразумевают наличие результата творчества. Далее в ст. 2(5) Конвенции указывается, какие еще специфические результаты могут быть у творчества:

«Сборники литературных и художественных произведений, например энциклопедии и антологии, представляющие собой  по подбору и расположению материалов результат интеллектуального творчества, охраняются как таковые, без ущерба правам авторов каждого из произведений, составляющего часть таких сборников».

Если некто, используя копировальную  машину, сделает копию написанного  кем-то стихотворения, то он вряд ли может  считаться автором произведения. С другой стороны, охрану своих произведений могут получить как поэт — лауреат Нобелевской премии, так и бесталанный поэт-любитель, ибо не существует конкретного стандарта качества авторского произведения. От страны к стране существуют значительные различия в том, что касается степени творчества, необходимого для получения охраны авторским правом. Единодушно разделяется мнение относительно того, что стандарт здесь значительно ниже тех требований, которые предъявляются к изобретательскому уровню и оригинальности изобретения. Следование критерию результата творчества не всегда автоматически ведет к получению охраны, поскольку человеком может быть выполнена такая работа, которая по своему характеру требует приложения просто значительных, но не творческих усилий. Примером может послужить создание такой базы данных, как городская адресная книга.

В украинском авторском праве признак творчества не раскрывается, в связи с чем в литературе дается немало его определений. Чаще всего творчество определяется как деятельность человека, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Показателем творческого характера  произведения, по мнению большинства  ученых, является его новизна. Новизна  в данном случае рассматривается  как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т.п.

В ст. 9(2) Соглашения ТРИПС так определена природа того, что может быть объектом авторского права:

«Охрана авторским правом распространяется на объективно выраженные результаты интеллектуальной деятельности, но не распространяется на идеи, процессы, способы, концепции или математические формулы в чистом виде».

Знаменитая формула Эйнштейна  из его теории относительности  «е = mс2» не может быть защищена авторским правом. Однако его объяснения теории относительности, опубликованные в статьях в специальных журналах, становятся объектом правой охраны. Таким образом, один документ может содержать в себе неохраняемые идеи и охраняемую форму их объективного выражения.

В примере со статьей Эйнштейна  сравнительно просто отделить результат  творчества от идей, поскольку идеи выражены как ряд математических формул. Отделить идею от формы ее выражения  значительно труднее в отношении  литературных произведений. Возьмем для примера «Ромео и Джульетту» Шекспира. Будем исходить из того, что срок действия авторского права на это произведение еще не истек (и отвлечемся от такого момента, что в этом произведении Шекспира много заимствований из работ более ранних авторов). Основная идея произведения о том, что юноша и девушка встречают противодействие своей любви со стороны их семей, очевидно, не может быть объектом авторского права. Но вот особые детали содержания, такие, как знаменитая сцена с Джульеттой на балконе, несомненно, должны охраняться. Однако суды в разных странах, проводя линию разделения между идеей и воплощением, в том же примере с Ромео и Джульеттой будут рассуждать далеко не одинаково в решении вопроса о том, с чем они имеют дело в данном случае — с заимствованием идеи или физическим переписыванием текста. Сама по себе линия разделения между идеей и формой ее воплощения не имеет большого значения, поскольку с неизбежностью придется признать, что имело место заимствование сюжета (т.е. выражения идеи). Но вот решение вопроса о том, имел ли место просто парафраз сюжета или же автором были заимствованы, но самостоятельно развиты некоторые основные сюжетные линии, становится чрезвычайно важным.

Законодательство об авторских  правах во многих странах не распространяет охрану на простые факты. Теория авторского права четко гласит, что простое объявление о фактах не несет в себе такого главного элемента, как наличие творческого результата, необходимого для охраны авторским правом. В соответствии с Бернской конвенцией «охрана, предоставляемая в настоящей Конвенцией, не распространяется на сообщения о новостях дня или на сообщения о различных событиях, имеющие характер простой пресс-информации».

К числу объектов, не охраняемых авторским  правом, относятся прежде всего те из них, которые не обладают хотя бы одним из признаков произведения науки, литературы и искусства. Так, если лицом в ходе проделанной работы достигнут не творческий, а чисто технический результат, он авторским правом не охраняется. К такого рода результатам относятся, в частности, телефонные справочники, расписания движения, адресные книги и т.п. при условии, что составителем не применена оригинальная схема изложения справочных данных.

В соответствии со своей доктриной  авторское право охраняет лишь форму, а не содержание произведения. Ныне данное положение нашло прямое закрепление в п. 3 ст. 8 Закона об авторском праве, где говорится о том, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, открытия, факты. Некоторые из перечисленных результатов интеллектуальной деятельности охраняются иными институтами права, в частности патентным правом; вопросы охраны других достижений обсуждаются в научных кругах. Но сами по себе идеи, принципы, факты и подобные им результаты интеллектуальной деятельности авторское право не охраняет

Наряду с подобными объектами  существуют произведения, обладающие всеми необходимыми для охраны признаками, но не охраняемые авторским правом в силу прямого указания закона. К их числу относятся следующие четыре категории произведений.

Во-первых, не пользуются правовой охраной  произведения, срок охраны которых  истек. Здесь же отметим, что истечение  срока охраны никак не влияет на охрану авторства, имени автора и  неприкосновенности произведения.

Во-вторых, из сферы правовой охраны исключены официальные документы, их официальные переводы, а также  государственные символы и знаки.

В-третьих, в силу прямого указания закона не охраняются авторским правом произведения народного творчества. К ним относятся произведения фольклора — частушки, поговорки, анекдоты, танцы и т.п., произведения народных художественных промыслов, народные костюмы, традиционная архитектура и т.д. Причиной исключения произведений народного творчества из сферы охраны является то, что авторство на них не может быть установлено, так как их автором является народ.

В-четвертых, не признаются объектами  авторского права сообщения о  событиях и фактах, имеющие информационный характер. В самом деле, бесстрастная информация о том или ином факте является лишь точным его отражением и не включает элементов творчества. Таковы, в частности, краткие сообщения телеграфных информационных агентств, официальная хроника, сообщение о криминальных происшествиях и т.п. Поскольку на первый план здесь выдвигаются точность и оперативность информации, она подается, как правило, в очень сжатом виде, не оставляющем места для проявления авторской индивидуальности.

Единственное, на что вправе претендовать автор сообщения или впервые  опубликовавший его орган массовой информации, — это требовать указания другими органами печати, сообщающими данную информацию, на источник ее первоначального обнародования (Закона Украины «О средствах массовой информации»).

В тех же случаях, когда сообщение  о том или ином событии сопровождается авторским комментарием, оценкой значимости происшедшего, прогнозом дальнейшего развития событий, анализом или иной интерпретацией, оно приобретает режим объекта авторского права.

 

3. Объекты авторского права и смежных прав.

 

Объектами авторского права являются произведения в области науки, литературы и искусства, выраженные в любой  объективной форме. Произведение - это  результат творческой работы, комплекс идей, образов, взглядов. При этом произведение признается объектом правовой охраны независимо от его назначения, художественного уровня или достоинства, а также содержания и способа его выражения. Для предоставления правовой охраны не имеет значения произведение опубликовано или еще не опубликован, - важно, чтобы он был выражен в определенной объективной форме. Форма выражения произведения может быть устная, письменная, звуко- или видеозапись, изображение, объемно-пространственная и т.д.. Развитие науки и техники порождает все новые формы выражения произведения. Действующее законодательство не содержит полного перечня объектов авторского права, поскольку жизнь в своем развитии может порождать все новые и новые формы объективного выражения творческой деятельности людей.

Имеет определенные, установленные законом, признаки: а) творческий характер, б) выражение в какой-либо объективной форме. Объектом авторского права может быть только произведение, которое является результатом творческого труда. Если какое творение не является результатом творческого труда, то такая работа не может быть признана произведением и, следовательно, объектом авторского права. Не считается объектом авторского права чисто техническая работа (например, копирование на печатной машинке или набор на компьютере чужого произведения или даже его литературная обработка - редактирование, корректура и др.).

Информация о работе Общая характеристика интеллектуальной собственности и ее правового регулирования