Образование как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 06:47, контрольная работа

Описание работы

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Работа содержит 1 файл

социол.docx

— 43.64 Кб (Скачать)

Глобальные  социокультурные перемены в мире, так называемые цивилизационные  сдвиги, все резче обнаруживают несоответствие между сложившейся системой школьного образования и формирующимися общественными потребностями в преддверии новой антропогенной реальности. Это несоответствие и вызывает в нашей стране время от времени возникающие попытки реформирования общеобразовательной школы. Несмотря на эти попытки, состояние школьного образования многие исследователи склонны оценивать как критическое. Школьный кризис закономерно является отражением социально-экономических процессов, проявляющихся в образовании в следующем: 

- утрате  привычных целей школьного образования; 

- остром  недостатке финансирования; 

- инертности, присущей всем образовательным  системам и обществу в целом. 

Но если бы кризис сводился только к данному  ряду проблем, его преодоление было бы лишь делом времени и успешности реформирования российского общественного  устройства. Однако пристальное внимание отечественных и зарубежных ученых к проблемам образования прежде всего связано с эволюцией мировоззрения человечества, которое в центр научной картины мира ставит человека как части макрокосма. И тогда проблемы школьного образования выходят на первый план, поскольку затрагивают фундаментальные общечеловеческие ценности, требующие цивилизационного подхода к их рассмотрению. К таким проблемам относятся: 

- проблема  оптимизации взаимодействия личности  и социума как поиск баланса между социально-нормативным давлением и стремлением личности к социально-психологической автономии, преодоление противоречивости "потребностей" социального заказа и интересов личности (ученика, учителя, родителя); 

- проблема  преодоления дезинтегрированности содержания школьного образования в процессе создания и реализации новой социально-образовательной парадигмы, способной стать отправной точкой в деле формирования у ученика целостной картины мира; 

- проблемы  согласования и интеграции педагогических технологий; 

- проблема  развития проблемного мышления  у учащихся через постепенный  отход от монологического общения  к диалогичекому на уроке; 

- проблема  преодоления несводимости результатов  обучения в различных типах  образовательных учреждений через разработку и введение единых образовательных стандартов на основе комплексного систематического анализа образовательного процесса. 

Поиск причин критического состояния школьного  образования заставляет многих исследователей обращаться не только к социально-экономическим проблемам конкретного общества, но и к анализу цивилизационного развития, определяющего способ мышления человека, развитость общественных институтов, в том числе и системы школьного образования. Однако, находясь в преддверии нового тысячелетия, перед лицом новой "антропогенной эры", обыватель смутно представляет природу и сущность цивилизационных процессов, в центре которых он находится. Поэтому необходимо еще раз обратиться к самому понятию цивилизации и определить значение цивилизационных процессов в природе проблем школьного образования. 

Список  используемой литературы

  1. Абрамов В.Ф. Земская статистика народного образования // СОЦИС. 1996. № 9.
  2. Панферова В.В. Социология образования //СПЖ . 1996. №4
  3. Руткевич М.Н., Потопов В.П. После школы: Социально-профессиональные ориентации молодежи. М., 1995
  4. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социальные проблемы вузовской науки // СОЦИС. 1996. № 6.
  5. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Проблемы вторичной занятости учащейся молодежи: состояние и перспективы // СОЦИС. 1996. №9. С.88-92.
  6. Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения. М., 1992.
  7. Борисова Л. Г. Социальное качество профессиональной группы (на примере     

      российского учительства 60—90-х  гг.):   Новосибирск, 1993.

  1. Тощенко Т. Социология. Общий курс. - М.: 1999. -512

Информация о работе Образование как социальный институт