Образование и престиж

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:46, доклад

Описание работы

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.
Образование - это социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества. В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования.

Работа содержит 1 файл

реферат по социологии.doc

— 78.00 Кб (Скачать)



Образование и престиж.

 

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую  свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Образование - это социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества. В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Ведь все знания, навыки, материальные и духовные ценности, которые наши предки получали, необходимо передать новому поколению людей. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей. Институт образования призван обеспечивать социальную стабильность и интеграцию общества, а его функционирование связано с удовлетворением двух типов взаимосвязанных фундаментальных потребностей общества - социализации его членов и подготовку их к различным социальным ролям, занятию определенных социальных позиций в обществе.

Более конкретно образование  можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.

Подготовка к самостоятельной  жизни сегодня, не только более продолжительное, чем в традиционном обществе, но и дорогостоящее мероприятие. Дать полноценное образование всем желающим, то есть представителям всех социальных слоев, человеческое общество смогло только в XX веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого материальные ресурсы. Всеобщее среднее образование - серьезное достижение нашего времени.

Если учитывать все  расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до трети национального дохода. Раньше ничего подобного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье), только единицы имели возможность посещать специальные учреждения - школы, лицеи, гимназии, университеты. По завершении процесса обучения индивид получает сертификат, удостоверяющий его квалификацию в определенной области знаний. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно.

Наиболее важная задача, выполняемая институтом образования  в современном обществе - подготовка индивидов к размещению их по определенным социальным позициям в социальной структуре общества, что является одним из важнейших функциональных требований любой социальной системы. Эта задача решается не общеобразовательной школой, а специальными учебными заведениями - училищами, техникумами, институтами, университетами и др.

Система образования как  институт включает следующие компоненты:

* органы управления образованием  и подведомственные им учреждения  и организации;

* сеть образовательных  учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей;

* творческие союзы, профессиональные  ассоциации, общества, научные и  методические советы и иные  объединения;

* учреждения инфраструктуры  науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.;

* образовательные программы  и государственные образовательные  стандарты разного уровня и направленности;

* учебники и учебно-методические  пособия для преподавателей и  учащихся;

* периодические издания,  включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения  научной мысли. 

Совокупность норм, регламентирующих и организующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом. Наука наряду с образованием «может рассматриваться как общественный макроинститут (наряду с такими макроинституциональными образованиями, как государство, право, семья, экономика, здравоохранение и др.).

К функциям образования относят:

* передачу (трансляцию) знаний  от поколения к поколению и  распространение культуры;

* генерирование и хранение  культуры общества;

* социализация личности, особенно молодежи, и ее интеграция в общество;

* определение статуса  личности;

* социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, в первую очередь молодежи, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность;

* обеспечение профессиональной  ориентации и профессионального  отбора молодежи;

* создание базы знаний  для последующего непрерывного  образования (техникум, вузы, аспирантура/различные курсы и т.д.)

* социокультурные  инновации, разработки и создание  новых идей и теорий, открытий  и изобретений; 

* социальный  контроль.

В социологии существует понятие формального и неформального  образования. Сам термин «Формальное образование» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций (школы, училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, определяющему объем получаемых знаний. Обучение определенным навыкам и действиям должно соответствовать:

а) нормативному канону личности (гражданина), принятому  в данном обществе;

б) нормативным  требованиям исполнения распространенных в данном обществе социальных ролей.

Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод, что функционирование системы формального образования определяется в обществе культурными стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области образования.

В социологии объектом изучения выступает прежде всего  система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль.

Под «Неформальным  образованием» понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками), или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Неформальное образование также является важной составной частью социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную и второстепенную роль. Поэтому, затрагивая социологические проблемы образования, чаще всего имеется ввиду формальное образование.

В реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Оно существует во всех обществах. Неравенство – специфическая форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. Неравенство – это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни общественные группы выше или ниже других (то есть, в иерархическом порядке по возрастанию или убыванию какого-либо признака).

Социальная стратификация  – это совокупность расположенных  в вертикальном порядке социальных слоев: бедных, зажиточных, богатых. Социальные слои расположены здесь по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу. Страта - социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации. Формирование социальных страт в обществе называется стратификацией, и их появление сигнализирует переход от вождества к государству.

Страта включает в  себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, политические, демографические и другие характеристики. Кроме того, страты, как и социальные группы и слои, оперируют понятиями «социальное положение», «социальный статус», «престиж», которые ранжируют людей выше или ниже, характеризуют различные уровни доходов и соответственно образ и стиль жизни, причастность к различным образцам поведения.

Так, крупное состояние, высокое образование, большая власть и высокий профессиональный престиж — необходимые условия для того, чтобы человека можно было отнести к высшей страте общества.

Престиж - уважение, которым в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятия. Профессия юриста престижнее профессии сталевара или сантехника. Должность президента коммерческого банка престижнее должности кассира. Все профессии, занятия и должности, существующие в данном обществе, можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального престижа. Мы определяем профессиональный престиж интуитивно, приблизительно. Но в некоторых странах, прежде всего в США, социологи измеряют его при помощи специальных методов. Они изучают общественное мнение, сравнивают различные профессии, анализируют статистику и в итоге получают точную шкалу престижа. Первое такое исследование американские социологи провели в 1947 г. С тех пор они регулярно измеряют данное явление и следят за тем, как со временем изменяется престиж основных профессий в обществе. Иными словами, они строят динамическую картину.


  Лист

 


Информация о работе Образование и престиж