Автор: 0********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 01:38, контрольная работа
Одним из наиболее ярких представителей психологического направления в российской социологии был Евгений Валентинович де Роберти (1843—1915), широко известный не только как социолог, но и как психолог и философ.
Род Е. де Роберти имеет генеалогические корни в Испании, Португалии и Франции, а его полное имя звучит Евгений Валентинович де Роберти де Кастро де ла Серда.
Введение
Предпосылки возникновения объективной социологии Е. В. де Роберти
Основные положения объективной социологии Е. В. де Роберти
Телеологический метод Е. В. де Роберти
Вывод
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ИНСТИТУТ ТРУДОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Кафедра
истории права и гуманитарных
дисциплин
Самостоятельная управляемая работа студента
По курсу «Социология»
По теме:
«12. Объективная социология Е. В. де
Роберти»
Выполнила студентка
ХХХХ
Факультет
МЭО и М, 1-й курс
Проверил
Яковчук В. Н.
Минск 2011
План:
Введение
Вывод
Введение
Одним из наиболее ярких представителей психологического направления в российской социологии был Евгений Валентинович де Роберти (1843—1915), широко известный не только как социолог, но и как психолог и философ.
Род Е. де Роберти имеет генеалогические корни в Испании, Португалии и Франции, а его полное имя звучит Евгений Валентинович де Роберти де Кастро де ла Серда.
Научное
творчество де Роберти во многом было
подчинено теоретическому обоснованию
социологии и выведению ее на уровень
точной науки, которая бы позволяла управлять
деятельностью людей, их поведением. Изучая
тенденции развития современной ему науки
и социологической мысли, он начал строить
планы реформирования социологии на основе
«неопозитивизма».
Предпосылки возникновения объективной социологии Е. В. де Роберти
Следуя традициям О. Канта, в качестве исходной теоретико-методологической науки в развитии социологии он считал биологию и отказал психологии в праве занять место между биологией и социологией. Подчеркивая зависимость психологии от биологической природы человека и условий социальной среды, Е. де Роберти фактически свел ее роль в объяснении общественной жизни к второстепенным факторам. Он проводил мысль, что роль естественного основания социологии может быть сохранена за физиологией мозга. Е. де Роберти исходил из того, что современная социология, имея богатый фактический материал, не располагает теорией, способной связать эти факты в единое целое. Он и пытался создать такую теорию, начав с методологии, а не с анализа животрепещущих социальных проблем, как это было принято в русской социологии, что послужило основанием для резкой критики работы со стороны основоположников субъективной школы П. Лаврова и Н. Михайловского.
В соответствии с идеей О. Конта он пытался доказать неизбежность смены видения мира, основанного на теологии и метафизике, на научное мировоззрение, что вызвало отрицательную реакцию как в правительственных кругах, так и в Священном Сеноде.
Е.
де Роберти утверждал, что среди многообразных
психологических взаимодействий между
людьми существует особая разновидность
– социальные действия, играющие решающую
роль в создании, функционировании и эволюции
надорганичекого мира. Эти действия есть
прагматическое применение знаний как
конструктивных частей коллективного
социального опыта, и при этом реализация
знаний способствует достижению рационально
поставленных целей. Отсюда основой социологически
изучения «социальных действий» является,
по де Роберти, телеологический, или «целеисходный»,
метод, при котором начальная цель рассматривается
как «конечная причина социальной реальности».
Основные положения объективной социологии Е. В. де Роберти
Термин неопозитивизм, введенный де Роберти в социологию, не имел никакого отношения к неопозитивизму, связанному с процедурами квантификации, операционализации и верификации научного знания, которые получили свое обоснование в работах Д. Ландберга, Р. Карнапа и др. Он лишь ориентировал социологию на достижения научной мысли других дисциплин, чтобы она стала теоретическим знанием и вышла из чистого эмпиризма.
В социологической концепции де Роберти выделяются три задачи, которые он пытался решать, внося в них определенные изменения в соответствии с тем или иным периодом своего творчества:
1) Построить и обосновать теорию (научную гипотезу) о природе «надорганического» (общества);
2) Определить наиболее адекватный метод для изучения социальных факторов;
3) Установить закон, объясняющий социальную эволюцию.
Термин надорганический был заимствован у Г. Спенсера и выполнял у де Роберти важную методологическую функцию, направленную на доказательство единства всего окружающего мира: неорганического, органического и социального (надорганического). Последний в антологическом плане является самым сложным, а основой его выступает психофизическое взаимодействие людей. Переход от одного уровня к другому носит постепенный характер, а более высокие формы содержат в себе отдельные стороны всех предыдущих сфер бытия. Так, психические явления частично роднят человека с животными (инстинкты, рефлексы, чувства и т. п.), правда, в сфере надорганического есть только ей свойственное психическое явление – мышление и сознание. Высшие же продукты сознания, воплощенные в научных теориях, философии, искусстве, обычаях, нормах морали и права, а также производственная деятельность составляют сущность любой цивилизации. Причем интеллектуальная деятельность и ее продукты взаимосвязаны между собой и находятся в определенном единстве.
Все это давало Е. де Роберти не только логические аргументы в пользу принципа монизма мира, но и гносеологические основания для утверждения его познаваемости, причинного объяснения. Однако достижение целей познания требует новой теории познания, ориентированной на социологию, поскольку знание в своей высшей, абстрактной форме есть явление общественной. Мышление и его категории, будучи продуктами общественной жизни и коллективного знания, «соборного опыта» (понятие, часто употребляемое де Роберти для разведения индивидуально психологического и коллективно психологичесекого) делают теорию познания не только частью социологии, но и способствуют объективности самого процесса познания, ибо это дает возможность исправлять индивидуальные ошибки.
Социология у де Роберти является основной наукой о духе в природе с его высшей кульминационной точкой – познанием. Составляющим единственную форму свободы, мыслимую в мире, где властвует строгий детерминизм, неумолимая необходимость предвечных норм бытия. «Только постепенное раскрытие законов духа и знания может привести к раскрытию законов нашей деятельности и нашего поведения, этой живой ткани. Из которой соткана вся история человечества…»
Общественная жизнь («надорганическое») вырастает у де Роберти из психофизических процессов, которые он называл «глубоким и скрытым источником всего «надорганического», проходящем в своем развитии две стадии: психофизических отношений и психологического взаимодействия. Стадия психофизических отношений связана с элементарным нервно-мозговым взаимодействием, дающим начало сравнительно простым социальным явлениям, относящимся к зачаткам «живой общественности» и к жизни первобытных людей.
Между
субъективной школой и де Роберти, существовали
больше различия в методологии научного
познания «этического компонента», чем
в признании его в качестве основы социальной
жизни. Е. де Роборти стремился к большему
объективизму в своем познании и на передний
план в понимании всего социального выдвигал
разум (научное, теоретическое знание).
Телеологический метод Е. В. де Роберти
Важными с научной и метологической точек зрения как во времена Е. де Роберти, так и сегодня являются вопросы, связанные с пониманием характера и причинной обусловленности социальных явлений, поскольку они включают телеологические факторы. И в этом плане проблема объяснения социальных причин общественной жизни должна быть рассмотрена и с позиций целесообразности.
Рассуждения де Роберти сводились к тому, что индуктивно мы устанавливаем некоторую эмпирическую причинную закономерность, после чего необходимо рациональное объяснение фактов. Это возможно как раз с помощью телеологического метода, в котором мы также имеем дело с индукцией, но уже в ином качестве. Для обычной индукции следствие всегда следствие, причина всегда причина. В новом методе следствие превращается в стимул, объяснительный мотив, называемый конечной причиной, ибо цель обнаруживает себя как фактор, побуждающий нас думать и действовать определенным образом. Де Роберти рассуждает о двусторонней, или возвратной, причинности общественности явлений: «Описать, сравнивая между собой и классифицируя общественные факторы, исследователь на первых порах считается только с их внешними признаками. Более глубокий анализ позволяет ему впоследствии раскрыть и внутренние свойства их. Мы имеем здесь дело с двумя следующими друг за другом фазами в развитии знания. Установить различия между конкретными явлениями, как разновидностями одного и того же рода, - вот первый шаг науки. Открыть между этими разновидностями те или иные постоянные отношения (общие для них признаки) – вот второй шаг, за которым следует и третий, состоящий в установлении для каждой категории фактора неизменной последовательности, причинной (теоритический порядок) или теологический метод (практический порядок)».
Свой метод де Роберти противопоставляет психологической школе, которая смешивала причинное и телеологическое объяснения. Однако он понимал и необходимость включения проблематики субъективистов в объективную социологию. Таким образом, его телеологический метод был средством преодоления крайностей объективизма (социологизма) и субъективизма (психологизма), средством обнаружения как внешней, так и внутренней (идеальной) связи между социальными явлениями.
Идея обоснования телеологического метода, его роли в социальном познании могла инициироваться и разработкой де Роберти особой разновидности психологического взаимодействия между людьми – социального действия рассматривалось им в качестве решающей силы в создании, функционировании и эволюции надорганического мира, где реализация знаний способствует достижению рационально поставленной цели.
Понимание де Роберти методологии научного познания общественной жизни коррелировалось с его подходом к определению предмета социологии, хотя здесь происходила некоторая эволюция. Обычно социологию Е. де Роберти рассматривают как разновидность психологического направления, поскольку фактор психологического взаимодействия (коллективная психология) всегда выступал у него в качестве одного из определяющих в понимании характера социальной жизни и трактовке того, чем должна заниматься социологическая наука.
Главную
задачу социологии, объединяющую все
остальные, он видел в открытии законов,
управляющих возникновением, образованием
и постепенным развитием
Вывод
Е. В. де Роберти проводил мысль, что роль естественного основания социологии может быть сохранена за физиологией мозга. Он исходил из того, что современная социология, имея богатый фактический материал, не располагает теорией, способной связать эти факты в единое целое. Он и пытался создать такую теорию, начав с методологии.
Мышление и его категории, будучи продуктами общественной жизни и коллективного знания, «соборного опыта» делают теорию познания не только частью социологии, но и способствуют объективности самого процесса познания.