Объект, предмет и задачи социологии управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 08:05, контрольная работа

Описание работы

Социология управления является пограничной синтетической наукой, которая появилась на стыке двух самостоятельных дисциплин: социологии и менеджмента. Так как основной задачей социологии является максимально объективный анализ социальных отношений между людьми с целью выявления законов и закономерностей управления обществом, социология в основном изучает общество в самых разнообразных формах его проявления: начиная с общих законов развития и заканчивая поведением малых групп и отдельных личностей.

Содержание

Введение_____________________________________________________________________3

1. Объект и предмет социологии управления__________________________________4
2. Задачи и функции социологии управления________________________________5-6

Заключение __________________________________________________________________7
Список использованной литературы____________________________________________8

Работа содержит 1 файл

К.р.Социология управления 3 курс.docx

— 34.94 Кб (Скачать)

Министерство  науки и образования РФ

Санкт - Петербургская Академия управления и экономики

Магаданский институт управления и экономики

Факультет экономики  и управления

Кафедра " Менеджмент организации"

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я     Р А Б О Т А

 

 

 

 по дисциплине: Социология управления

 тема: Объект, предмет и задачи социологии управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса

группы № 8-2536/3-3

Скороходова Е.А.

Преподаватель:

к.с.н. Романовская Е.С.

 

 

 

 

 

Магадан, 2011г.

 

Содержание

 

Введение_____________________________________________________________________3

 

 

  1. Объект и предмет социологии управления__________________________________4
  2. Задачи и функции социологии управления________________________________5-6

 

 

 

Заключение __________________________________________________________________7

 

Список использованной литературы____________________________________________8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Введение

 

 

В Российской социологической  энциклопедии социология управления определяется как отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений.

Специфической особенность  социологии управления является то, что  она относится к активной социологии. Социология управления, используя понятийный и методологический аппарат прикладной социологии, позволяет производить  реальные изменения на различных  уровнях взаимодействия людей.

Таким образом, социология управления, как часть общей социологии, рассматривает процесс становления, функционирования и развития определённой сферы жизнедеятельности; исследует механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведение в процессе управления.

Управление — непременное, внутренне присущее свойство общества на любой ступени его развития. Оно непосредственно связано  с трудом. Труд же был, есть и всегда будет трудом общественным. Люди, чтобы  успешнее противостоять могучим  силам природы, отвоевать у нее  средства к жизни, с первых же шагов  своего существования должны были трудиться  сообща, объединяться в трудовые организации. Но трудовая организация (трудовой коллектив) немыслима без организованности, порядка, разделения труда между  людьми, определения места человека в организации, его функций.

Социология управления –  специальная социологическая теория, изучающая процессы управления в  различных типах общностей, организаций, институтов и общества в целом, осуществляемых для сохранения и обеспечения  устойчивости развития соответствующей  системы, упорядочения и совершенствования  её структуры, достижения её целей. Она  изучает деятельность органов управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем, весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров, отношения и  взаимодействия, складывающиеся между  работниками аппарата управления и  подчиненными им сотрудниками и организационными структурами.

 Социология управления  является пограничной синтетической  наукой, которая появилась на  стыке двух самостоятельных дисциплин:  социологии и менеджмента. Так  как основной задачей социологии  является максимально объективный  анализ социальных отношений  между людьми с целью выявления  законов и закономерностей управления  обществом, социология в основном  изучает общество в самых разнообразных  формах его проявления: начиная  с общих законов развития и  заканчивая поведением малых  групп и отдельных личностей.

 

 

 

 

 

 

1.Объект и предмет социологии управления.

Объектом социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующий в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.

Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов управления различных типов общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.

Вычленение объекта и  предмета социологии управления даёт возможность более полно представить  специфику этой отрасли социологического знания.

Она изучает многообразную  деятельность органов управления, государственных  и общественных, прежде всего как  социальных систем:

  • весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров;
  • отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами;
  • исследование и формирование целей управления с точки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых;
  • анализ и оценку социальных последствий принимаемых управленческих решений, определение эффективности управленческих действий;
  • изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) для сохранения ее качественной специфики и целостности, обеспечения ее нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

 

 

 

 

2. Задачи и функции социологии управления.

 

Определив особенности социологии управления как специальной социологической  теории, а также ее объект и предмет, можно сформулировать ее основные задачи.

Первая из основных задач  социологии управления состоит в  изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся  социальную ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются  особенности взаимодействия тех  людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих  постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться  первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.

Вторая задача социологии управления заключается в том, чтобы  из огромного и многообразного скопления  реальных фактов управленческой деятельности выделил наиболее важные, типичные и на этой основе обнаружить тенденции  развития процессов управления, их изменения зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности  людей, развития их групп и общностей, общества в целом.

Третья задача социологии управления обусловлена необходимостью объяснить, почему в системе и  структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в  силу каких обстоятельств возникают  новы практические способы их реализации в управленческих процессах.

Четвёртая задача. Сущность этой задачи составляет построение наиболее вероятных направлений и сценариев  развития управленческой деятельности в будущем, т.е. прогноз ее совершенствования.

Пятая задача - сформулировать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления, т.е. стать реально действующим  средством повышения эффективности  управленческой деятельности.

Вычленение основных задач  социологии управления позволяет определить ее основные функции, которые непосредственно  связаны с ее задачами и вытекают из них:

  1. Познавательная функция. Ее основная цель: изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии! общества и, его подсистем, организаций, групп и т.п.
  2. Оценочная функция: Ее сущность состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует (или, напротив, не соответствует) существующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей.
  3. Прогностическая функция. Она направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование.
  4. Образовательная (обучающая) функция. Сущность ее состоит в том, чтобы на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем - распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации. Речь идет о распространении знаний через систему учебных заведений, различных институтов и центров повышения квалификации, переобучения и переквалифицирования кадров, помогающую им лучше понять, в чем заключается сущность процессов управления, приобрести знания, умения и навыки практического осуществления управленческой деятельности.
  5. Функция вооружения управленческих кадров новыми приемами, технологиями управления, превращаясь тем самым в практически действующее средство совершенствования системы управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Одна из причин невостребованности потенциала социологии состоит в  отсутствии социального заказа науке  со стороны аппарата государственного управления, низком профессиональном уровне чиновников. Такая ситуация приводит к тому, что реальный объект управления – социум – нередко  становится «вещью в себе», оказывается  за рамками интересов деятельности государственной службы. Отрываясь  от социума, власть превращается в замкнутую  структуру с доминированием внутренних интересов и полным безразличием к людям. Изменение такой ситуации невозможно без реальной демократизации государственного управления, без формирования альтернативных структур общественного  управления и самоуправления. В таких  условиях государственная служба будет  вынуждена бороться за потребителя  своих услуг, а следовательно  ориентироваться на людей, изучать  и отслеживать социальные процессы, динамику развития социальных групп, общественного  мнения и реальное положение объектов социальной деятельности, используя  для этого средства социологической  теории управления.

Серьезного исследования требуют вопросы взаимодействия государственной службы с гражданским  обществом, формирование среднего класса, отношения с предпринимателями, а также с традиционными группами российского постсоветского социума.

Реальное отношение и  взаимодействие государственной службы с социально-демографическими, профессиональными  и этническими группами может  быть проиллюстрировано на примере  анализа тенденций пополнения государственной  службы молодыми работниками, ответом  на вопрос об удельном весе женщин, этнических меньшинств в органах власти и  управления и т.д. Только академическим  интересам отнюдь не исчерпывается  важность вопроса об отражении в  институтах государственной службы культурно-цивилизационных влияний  той человеческой общественной среды, в которой действует государство. Этот фактор часто определяет формы  и стиль работы органов государственной  службы. В его контексте формируются  ценностные и мотивационные стимулы  работы государственных служащих: с  одной стороны, отношение населения  к государственной службе, с другой – отношение к государству  в целом.

Сегодня мы осознаем тот  факт, что идеальная модель государственной  службы не может быть достигнута на основании только политического  решения. Необходимо совершенствовать всю систему общественных отношений, в структуре которой отношения  власти занимают значительное место, но являются, по сути, прямым отражением состояния общества. Государственный служащий – это не только представитель власти, но и член общества, носитель его типических характеристик. Важно понять, что главная функция государственной службы, государственное управление, реализуется в процессе взаимодействия субъекта и объекта управления, и от того, насколько развиты нравственные и гражданские качества каждой взаимодействующей стороны, зависит конечный итог – стабильность и предсказуемость общественного развития.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. http://www.skags.ru;
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki;
  3. http://method.volny.edu/

 


Информация о работе Объект, предмет и задачи социологии управления