О субкультурах

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:36, статья

Описание работы

статья рассказывает об особой части общественной культуры, об ее ответвлениях – субкультурах, и об ее представителях в частности. Молодежных неформальных движений множество. Я рассмотрела только некоторые из них, но, на мой взгляд, они ярче всего раскрывают само явление. Проблематика проекта – выяснение и анализ причин ухода подростков в различные неформальные движения, причины и смысл образования новых субкультур. Работу сопровождает презентация с фотографиями представителей субкультур и, для особо заинтересовавшихся темой - наглядное приложение. Все материалы и приложения – мой личный опыт: статьи, фотографии.

Работа содержит 1 файл

статьи.docx

— 62.99 Кб (Скачать)

О субкультурах

статья рассказывает об особой части общественной культуры, об ее ответвлениях – субкультурах, и об ее представителях в частности. Молодежных неформальных движений множество. Я рассмотрела только некоторые  из них, но, на мой взгляд, они ярче всего раскрывают само явление. Проблематика проекта – выяснение и анализ причин ухода подростков в различные  неформальные движения, причины и  смысл образования новых субкультур. Работу сопровождает презентация с  фотографиями представителей субкультур и, для особо заинтересовавшихся темой - наглядное приложение. Все материалы и приложения – мой личный опыт: статьи, фотографии.

Я написала эту статью по нескольким причинам. Во-первых, она  интересна как мне, представителю  сразу нескольких субкультур, так  и другим людям. Во-вторых, в наше время эта тема крайне актуальна. Все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся неформалами. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями  в реальной жизни. Рассказать как  можно больше, объяснить суть субкультур и осветить хотя бы с нескольких сторон психологию неформальных движений среди молодежи – это цель моей работы.

Я уверена, что каждому  из нас случалось идти по улице, ехать  в метро или просто смотреть телевизор  и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур. 
 
Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Английский социолог М.Брейк отмечал, что субкультуры как "системы значений, способов выражения или жизненных стилей" развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, "в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте". Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом. 
 
Все мы похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам. Мы подвергаемся влиянию моды, СМИ, общественному мнению и подчиняемся порядкам. У неформала свой мир и свои правила: когда в моде розовые рюшечки, он одевается исключительно, как хочет он или как принято в его субкультуре: будь это косуха и козаки или джинсы и хайратник. 
 
Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И молодежь придумывает свой способ. Раньше в России (Советском Союзе) было больше контроля над молодежью, существовали пионерская организация и комсомол, которые были обязательны, но большинство их членов были пассивными и вступали в них скорее потому, что «так полагалось».

Условия жизни в  большом городе создают предпосылки  для объединения молодежи в разнообразные  группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия  о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры. 
Было множество попыток классифицировать неформальные движения. Сначала хочу привести все возможные классификации, которые я нашла, а после предложить свою.

По социально-правовому  признаку выделяют:  
1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды. 
2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты.  
3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

По направленности интересов социолог М.Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:  
- увлечение современной молодежной музыкой;  
- устремление к правопорядковой деятельности;  
- активно занимающиеся определенными видами спорта;  
- околоспортивные - различные фанаты;  
- философско-мистические;  
- защитники окружающей среды.

Профессор С.А.Сергеев  предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:  
- романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры). 
- гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.), 
- криминальные ("гопники", "люберы") 
- анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:  
1)со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;  
2) с социальной позицией - экокультурные;  
3) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления;  
4) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.

Лично я считаю, что  молодежные движения можно разделить  на такие группы: 
- Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура. 
- Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы. 
- Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры. 
- Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры. 
- Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры. 
- Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты. 
- Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты. 
- Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы. 
- Элита: мажоры, рейверы. 
- Антикварные субкультуры: битники, роккабильшики. 
- Субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки. 
- Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

Человек, попавший в  субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как  перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в  суть и философию, которая в большей  или меньшей степени есть в  каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным  бывает именно молодое поколение. Подростки  металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.

Проблемы могут  возникнуть в том случае, если еще  неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы растаманы, их движение несет в себе пропаганду каннабиса, так называемой «травки», вполне вероятно, что, посчитав курение «косячков» обязательным атрибутом субкультуры, молодежь попробует и это. Конопля проповедуется и многими «истинными» хиппи. То же относится и к панкам, если учитывать их нездоровый образ жизни, и ко многим другим музыкальным субкультурам. Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на «железного коня», экстремальные виды спорта тоже опасны…Всегда находится какая-то отрицательная черта субкультуры, которую может перенять подросток. Опаснее всего секты. Например, секта сатанистов. Очень немногие «поступившие» туда, могут вернуться. Она действует словно гипнозом на своих последователей. Подросток, следуя правилам культа сатаны начнет приносить животные, если не человеческие, жертвы, участвовать в развратных действах. Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих. К тому же детская психика может не вынести всего увиденного или содеянного.

Мне обидно, что многие незнающие люди укоряют всех неформалов. За что же их укорять? За то, что их желание выделиться из толпы, найти  единомышленников не совсем стандартными способами? А может людей просто пугает все непонятное и неизведанное, а неформалы как раз и кажутся  им такими? Ну что ж, остается только надеяться, что у людей появится желание узнать о них больше. Каждый год неформалами становится все  большее количество подростков, к  любому из движений может примкнуть  ваш друг, ребенок, соседка…Может и вы станете неформалом, так как никогда не поздно стать в душе не таким, как все. Говорят, что неформалами, не становятся, ими рождаются…Может быть. Есть люди, которые абсолютно не расположены к этому и относятся к субкультурам с неприязнью. На самом деле субкультуры - это огромный яркий мир, открывающий нам все оттенки жизни. У каждой субкультуры свой цвет, свой запах, а на вкус и цвет, как известно, товарищей нет, так что оценивайте людей по их поступкам, смотрите в отдельности на каждого человека, а не как на субкультуру в целом. Надеюсь, что и вы нашли или еще найдете место в этой жизни, друзей и необычных людей, которые придутся вам по духу.

Тема неформальных движений и субкультур имеет очень  сложную проблематику, так как  крайне актуальна в наше время. 
Я думаю, сначала следует рассмотреть более подробно отдельные группы и субкультуры, суть самой культуры, историю ее развития и образ жизни ее членов, а затем разобрать одну из проблем, с ними связанных.

Категория: Мои статьи | Добавил: gera93 (26.02.2009)


http://dibilos.ucoz.ru

убкультуры

О суб культурах "кратко"В данной работе мы попытались раскрыть основные мотивы включения подростков в неформальные сообщества, проанализировать формы активности этих сообществ, механизмы их влияния на личность и поведение подростков, охарактеризовать атрибуты молодежной субкультуры. Целью работы является определение социализирующих и коррекционных возможностей неформального молодежного объединения для развития личности молодого человека. Объект исследования – неформальные молодежные объединения. Предмет исследования – факторы, способствующие социализации молодых людей, членов неформального объединения.  
Задачей нашего исследования стало изучение различных видов неформальных молодежных объединений, их отличий друг от друга, основных идей, форм организации, элементов субкультуры, отношение к другим организациям, связь с обществом. При работе мы опирались на исследования С.А.Сергеева, В.Т. Лисовского, А.И. Кравченко. Также мы использовали материалы омского молодежного журнала «Real Экстрим» и другие (см. список литературы) .  
 
Организация формальная – социальная группа, взаимоотношения в которой построены на формализованных социальных связях, правилах и нормах.  
В основе формальных организаций лежит разделение труда, возникающее как результат необходимой специализации. Разделение труда выступает в виде системы социальных позиций индивидов-должностей, каждая из которых наделена специфическими функциями, таким образом, все функциональные задачи оказываются распределенными между членами организации, не повторяясь, как правило даже у двух из них [6, 346-351]. Также формальной называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами [5,168]  
 
Под субкультурой здесь понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща относительно мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образцы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.  
В последние три-четыре десятилетия устойчивый интерес исследователей вызывают молодежные субкультуры. Связано это, как представляется, с тем обстоятельством, что молодежные субкультуры, или часть их стали важным средством эволюционного обновления современного общества и трансформации его в постсовременное. Молодежные субкультуры и молодежная контркультура, по нашему мнению, выявили свое значение как часть механизма культурных инноваций, благодаря которому общество постмодерна может рассматриваться как более толерантное к иным точкам зрения, более плюралистичное, более раскованное и интеллектуальное.  
Достаточно часто последние – хиппи, панки, рэйверы и другие – представляются следствием копирования западных образцов. Разумеется, было бы нелепо отрицать влияние западных субкультур на отечественные. Однако сами западные молодежные субкультуры даже при поверхностном рассмотрении обнаруживают наличие множества элементов, заимствованных из иных культурных традиций, подчас противоположных западной культуре, или, точнее, культуре американского (западноевропейского) среднего класса. Данная культура, по многочисленным наблюдениям, была основой консенсуса, которому был в 50-60 гг. брошен вызов со стороны молодежных субкультур. Мы склонны предполагать, что и отечественные, и западные молодежные субкультуры – результат осознанного поиска некоей новой идентичности, выстраивания нового стиля.  
Источником этого стиля является романтизированный и идеализированный образ другой цивилизации или культуры (это можно назвать «культурным мифом» или «культурной утопией»). Для молодежных субкультур Запада источниками конструирования «культурных мифов» были буддистский Восток, Африка, культуры североамериканских индейцев и др. Это было скорее именно конструирование, нежели заимствование: образ чужой культуры очищался от неприемлемых черт, пополнялся собственными интерпретациями культурных феноменов. Результат поэтому мог быть весьма отличен от «оригинала».  
Что же было источником конструирования «культурных мифов« в отечественных молодежных субкультурах? Для России таким источником стал Запад. Отечественные молодежные движения, начиная со стиляг, конструировали «свой Запад» в соответствии с представлениями и традициями российской культуры, являясь сложным переплетением инновационных элементов с элементами «своей» и «чужой» культурных традиций. Например, организация отечественных хиппи унаследовала традиции странничества и анархо-пацифизм: толстовское отрицание государства и «непротивление злу насилием». Таким образом, многие отечественные молодежные субкультуры — явление органическое, а не привнесенное и заимствованное. Западные образцы субкультурных стилей, ритуалы и ценности во многих случаях переработаны и переосмыслены в соответствии с особенностями российской цивилизации и российской ментальности.  
Особенность отечественных молодежных субкультур и в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. На Западе альтернативное движение, выросшее из молодежных субкультур 60-70 гг., активно участвует в социальных программах, помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам и т.д. Очевидно, такое различие также связано с российской спецификой, местом и ролью государства, долгое время отучавшего граждан от самодеятельности и спонтанной активности.  
Классификация молодежных субкультур, разработанная применительно к США, Канаде и Западной Европе, в российских условиях должна быть несколько модифицирована. Нами предложена следующая их типология:  
романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкинисты, с известными оговорками – байкеры), гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.), криминально-делинквентные («гопники», «люберы»), анархо-нигилистические (панки) и экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка, некоторые из которых можно также определить как радикально-деструктивные.  
Большинство современных исследователей отечественных молодежных движений обращены к ситуации «субкультурного бума» конца 80 — 90 гг. Ситуация начала XXI в., когда этот «бум» в основном миновал, изучена меньше. Обращает внимание и то обстоятельство, что преимущественно изучаются субкультуры молодежи Москвы, реже Санкт-Петербурга. Исследований молодежных субкультур в провинции гораздо меньше. Это в известной мере оправданно, так как субкультурная активность является характерной чертой молодежи больших городов. 

Источник: http://myfsite.my1.ru/publ/1-1-0-4

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Категория: Мои статьи | Добавил: Смешной (22.10.2010)


 

Систематизация  субкультур

В наше время для  общества, а особенно для подростков, большое значение в жизни имеют  различные субкультуры. Люди много  о них говорят, чаще всего просто не понимая сути сказанного, они  строят свои предположения на слухах и первых впечатлениях и почти  всегда ошибаются. Кто-то считает субкультуры  глупой модой, кто-то самовыражением, кто-то уверен в том, что любая субкультура  развивает общество. Также существует мнение о том, что сегодняшние  субкультуры являются катализатором  в общей деградации населения. На самом же деле это свод накопленных  определенным мировоззрением ценностей  и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими  их мировоззрение. Субкультура —  целостное суверенное образование, часть общественной культуры. С точки  зрения культурологии субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Субкультура может  отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой  и так далее. Основой субкультуры  могут быть стиль музыки, образ  жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят  экстремальный характер и демонстрируют  протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры  носят замкнутый характер и стремятся  к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются  и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры  имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Субкультуры бывают семи типов:

1. Старые, существовавшие ещё в СССР.   

•    Байкеры (рокеры) - любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.   

•    Барды- музыканты исполняющие авторские песни студенческого и туристического фольклора.   

•    Гопники - представители маргинальной молодежи(молодежи, находящейся на границе различных социальных групп, систем и культур), ведущие асоциальный образ жизни.   

•    Картингисты - гонщики на картах, небольших автомобилях, состоящих из рамы, мотоциклетного двигателя и сиденья.    

•    Люберы - агрессивное молодежное движение, возникшее в середине 80-х годов XX века в подмосковных городах и селах. Название движения произошло от города Люберцы под Москвой, где оно и зародилось. Движение стало популярным после появления в 1987 в журнале Огонёк статьи «Контора люберов»   

•    Митьки - группа художников из Санкт-Петербурга, объединяющая около двух десятков человек и названная по имени одного из них, Дмитрия Шагина, а также субкультура, сформировавшаяся на основе их мировоззренческих принципов, описанных в одноимённой книге Владимира Шинкарёва (1984).   

•    Стиляги - советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х — 1950-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.

Также их называют неформалами.

Неформалы - социальная группа; общее название для представителей различных молодёжных движений в  СССР 80-90-х годов XX века. Определение «неформал» происходит от словосочетания «неформальные объединения молодежи», возникшего в противопоставление «формальным» объединениям: комсомольской организации и других, допускаемых властью. «Неформалами» в середине 80х годов сотрудники органов внутренних дел и местных организаций КПСС называли различные неофициальные, самодеятельные сообщества молодых людей — группы социальной инициативы, клубы по ин¬тересам и подростковые банды

2. Музыкальные.   

•    Альтернативщики - молодежная субкультура, возникшая в начале 1980-х годов, впоследствии занесенная в Россию в 1990-х. Альтернатива — слово, произошедшее от названия независимых, не мейнстримовых звукозаписывающих лейблов, на которых выпускали свои пластинки музыканты, предлагающие «альтернативную» музыку, не имеющую четких границ жанра. Сформировалась при смешении металлистов, панков и репперов.    

•    Вижуал кидс - поклонники Вижуал Кей, субкультуры, возникшей на базе японского рока в 1980-е.   

•    Джанглисты - молодёжная субкультура, вдохновлённая драм-энд-бейсом, возникшая в Великобритании в начале 1990-х годов и на данный момент являющаяся одним из основных движений страны. Главная особенность джанглистского движения — его многонациональность. Оно существует не только в Великобритании, но и по всему миру, в том числе и в России.   

•    Кельтская субкультура - субкультура, сформировавшаяся с середины 1970-х гг. на основе ирландской народной музыки, кельтской мифологии и философии.    

•    Кибер-готы - молодежная субкультура, тяготеющая к киберпанку, постиндустриальной сцене и различной клубной электронной музыке.   

•    Металлисты - это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой, в стиле метал, появившаяся в 1980-е годы.   

•    Моды - британская молодёжная субкультура, сформировавшаяся в конце 1950-х гг. в среде лондонской мелкой буржуазии и достигшая пика в середине 1960-х гг. Моды пришли на смену тедди-боям(молодёжной субкультуре, существовавшей в 1950-е гг. в Великобритании и несколько раз переживавшей возрождение в 70-е и 90-е гг), и позже из среды самых радикальных модов сформировалась субкультура скинхедов.   

•    Панки - молодёжная музыкальная субкультура, возникшая во второй половине 1970-х годов в США и в Великобритании, характерными особенностями которой являются любовь к энергичной и нарочито примитивной рок-музыке (панк-року), критическое отношение к обществу и политике.   

•    Растаманы. Растаманами в мире традиционно называют последователей растафарианства(религиозно-политическая доктрина африканского превосходства, корни которой можно проследить до времен правления царя Соломона, его сын Менелик привез благословение на африканскую землю, как об этом рассказывает Книга Мудрости Растафари Кебра Нагаст. Общемировое распространение это революционное движение получило благодаря популяризации музыки регги, в связи с чем многие думают что оно зародилось на Ямайке в 1930 году.)   

•    Риветхеды - молодежная субкультура, образовавшаяся в конце 80-х/начале 90-х, в США, на базе поклонников музыки в жанре индастриал.   

•    Рэйверы - молодёжная субкультура постоянных участников рейвов — вечеринок электронной танцевальной музыки, получивших массовую известность в 1988 году в Великобритании.   

•    Реперы. Реп – основной элемент музыки хип-хопа - молодёжной субкультуры, появившейся в США в конце 1970-х в среде афроамериканцев. Для неё характерны своя музыка (также называемая «хип-хоп»), свой жаргон, своя хип-хоп мода, танцевальные стили (брейк-данс и др.), графическое искусство (граффити) и свой кинематограф. К сожалению, реп зародился в афроамериканских колониях, и изначально такой стиль проявлял в себе расовую нетерпимость к белому человеку.    

•    Скинхеды. Традиционные скинхеды — аполитичная субкультура, возникшая в Англии под влиянием модов и ямайских рудбойз в шестидесятые годы XX века. Тесно связана с танцевальной музыкой регги и ска и современной музыкой Oi!. Создали свой собственный стиль одежды, получивший название «boots & braces» — «ботинки и подтяжки».    

•    Cтрейт-эджеры - более философское ответвление панк контр-культуры, политико-мировоззренческое движение, характерными чертами которого являются полный отказ от наркотиков (включая законные алкоголь и табак), разборчивость в половых связях, а также политические взгляды, характерные всему панк-движению.   

•    Фолкеры - субкультура любителей музыки в стиле фолк, фолк-рок и фолк-метал.   

•    Эмо-киды - представители молодёжной субкультуры, образовавшейся на базе поклонников одноимённого жанра.

3. Охватывающие всё  искусство в целом.   

•    Инди - короткая форма английского слова «индипендент» (англ. independent, «независимый»). Обычно употребляется по отношению к явлениям в современной культуре, стремящимся не быть частью коммерческого мэйнстрима (массовой культуры), не ограничиваться рамками высокой культуры, но быть совершенно независимой от потребностей, представлений и ожиданий потребителей. Таким образом, возможны упор на свободное выражение или художественную составляющую творчества, и предотвращение становления частью индустрии развлечений и шоу-бизнеса. Многие деятели инди-культуры работают без поддержки большого лэйбла, большой киностудии, или других источников крупного бюджета. В русском языке термин «инди» чаще всего употребляется к музыке.   

•    Готы - представители готической музыкальной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов 20-ого века на волне пост-панка. Отличительными чертами субкультуры является пристрастие к готик-року, дэт-року и дарквэйву, мрачный имидж (черный цвет волос, ирокезы, кожаная одежда и атрибутика и т. д.), интерес к мистической символике, декадансу, хоррор-литературе и фильмам.

4. Футбольные.   

•    Ультрас – высокоорганизованные, очень активные группы поддержки спортивных команд, главным образом футбольных команд Европы и Южной Америки.   

•    Футбольные хулиганы - в официальной трактовке лица, нарушающие общественный порядок, связывая свои действия с футбольными пристрастиями и обосновывая их ими. Сами футбольные хулиганы расценивают своё движение как субкультуру. Как правило, преступления на почве футбольного хулиганства совершаются до или после футбольных матчей, а также в местах больших скоплений футбольных болельщиков. В некоторых молодёжных группах существует культ футбольного хулиганства.

5. Технические.   

•    Геймеры - люди, увлекающиеся компьютерными играми наряду с прочими общечеловеческими развлечениями не в ущерб возложенным на него социальным функциям, либо люди, испытывающие нездоровую патологическую тягу к компьютерным играм, повлекшую за собой некоторое смещение восприятия реальности, но не переходящую в ранг психической ненормальности.   

•    Демосцена - это субкультура и направление компьютерного искусства, главной особенностью которого является выстраивание сюжетного видеоряда, создаваемого в реальном времени компьютером, по принципу работы компьютерных игр. Таким образом, демо является симбиозом программирования и искусства.   

•    Марио бой - термин, описывающий фаната компании Nintendo и выпускаемых ею игровых консолей и игр. Как правило, эти лица проводят свободное время в интернет-форумах, обсуждая видеоигры и темы касающиеся продукции Nintendo. Прозвище родилось в форумных противостояниях между фанатами Nintendo и теми, кто не признают продукцию компании, считая её детской и недостаточно серьезной. Изначально придуманный как оскорбление, термин Mario Boy быстро прижился и через некоторое время был с триумфом принят самими Марио-Боями.    

•    Хакеры - особый тип компьютерных специалистов. Иногда этот термин применяют для обозначения специалистов вообще — в том контексте, что они обладают очень детальными знаниями в каких-либо вопросах, или имеют достаточно нестандартное и конструктивное мышление. С момента появления этого слова в форме компьютерного термина (произошедшего в 1960-е годы), у него появлялись новые, часто достаточно различные, значения.

6. Политические.   

•    Анархисты. Анархи́зм — политическая теория, цель которой — установление анархии (греч. αναρχία — безвластие), другими словами — создание общества, в котором индивиды свободно сотрудничают как равные. Как таковой, анархизм противостоит любым формам иерархического контроля и доминирования.   

•    Антифа - международное движение, ставящее своей целью борьбу с фашизмом. Объединяет левые, леворадикальные и автономные партии и общественные организации, борющиеся с нацизмом и расизмом.   

•    Битники - представители анархического движения «разбитого поколения» западной молодёжи 50-х — 60-х годов XX века, отвергающего традиционную мораль и общепринятые социальные ценности (преимущественно в США и Великобритании). Порывая с общепринятым, традиционным буржуазным образом жизни, радикализм битников зачастую проявлялся в нарушении элементарных норм человеческого общежития.   

•    Веганы – люди питающиеся и пользующиеся только растительными продуктами, то есть полностью исключающими в своём составе компоненты животного происхождения.   

•    Вегетарианцы – люди ведущие образ жизни, характеризующийся специфической диетой, исключающей убойную пищу и (нередко) некоторые или все другие продукты животного происхождения.   

•    Киберпанки – субкультура увлекающаяся Киберпа́нком — поджанром научной фантастики, описывающим мир недалёкого будущего, в котором высокое технологическое развитие соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличным беспределом в городских трущобах.   

•    Нонконформисты – субкультура, участники которой не принимают общепринятые нормы, порядок, ценности, традиции и законы.   

•    Зелёные - в общем видят демократию «снизу», пацифизм и вопросы социальной справедливости (особенно связанные с судьбой туземных народов) как имеющие самое прямое отношение к экологии и физическому здоровью человека. Процветающие природные экорегионы, предотвращая глобальное изменение климата и сохраняя прочие аспекты природной окружающей среды, рассматриваются как необходимые для поддержания человеческой жизни.   

•    Нацболы (Национал-большевики) - группы лиц или отдельные лица придерживающиеся национал-большевистской идеологии, но не являющиеся членами организаций подобной направленности.   

•    Неонацисты - следовавшие национал-социалистической идеологии после 1945 года. Иногда организации, в отношении которых термин используется, отрицают свою принадлежность к неонацизму; существуют и движения, открыто признающие себя «национал-социалистическими».    

•    Нью-Эйдж - общее название совокупности различных оккультных течений. Также называется «Новая Эра», «Эра Водолея», «Новый Век». Зародилось после Второй мировой войны. Достигло наибольшего расцвета в 70-е годы XX века. Это движение в культуре, религии, философии, науке, возникшее в XX веке и охватившее в первую очередь западные страны, характеризуемое: возросшим значением индивидуального мировосприятия в духовных исканиях; смешением разнородных культурных, религиозных и научных традиций; массовостью популяризации не сформировавшихся знаний и технологий.   

•    Хиппи - молодёжная философия и субкультура, популярная в США в 1960-х и 1970-х годах, выражавшая протест против общепринятой морали и стремление вернуться к природной чистоте через пропаганду свободной любви и пацифизма (главный их протест был направлен против Вьетнамской войны).   

•    Яппи - молодёжная субкультура, представители которой ведут конформистский общепринятый образ жизни человека современного западного общества. Яппи имеют высокооплачиваемую работу, в одежде предпочитают деловой стиль, следят за модой, посещают фитнес центры. Основной критерий принадлежности к «яппи» — успешность. По данным словарей, «яппи» — современный синоним пушкинского «денди».

7. Другие.   

•    Блоггеры. Блогосфе́ра — термин обозначающий совокупность всех блогов как сообщество или социальную сеть. Существующие в мире десятки миллионов блогов обычно тесно связаны между собой, блоггеры читают и комментируют друг друга, ссылаются друг на друга и таким образом создают свою субкультуру. Понятие блогосферы делает упор на одно из основных отличий блогов от обычных вебстраниц и интернет-форумов: связанные между собой блоги могут составлять динамичную всемирную информационную оболочку.   

•    Отаку - человек, маниакально увлекающийся чем-либо. За пределами Японии, в том числе и в России, обычно употребляется по отношению к фанатам аниме и манги.   

•    Реконструкторы – люди, занимающиеся исторической реконструкцией — воссозданием материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников.    

•    Религиозные субкультуры – субкультуры, участники которых поклоняются той или иной религии - особой форме осознания мира, обусловленной верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу) и в зависимость от этого результата человеческих действий и жизни человека.    

•    Ролевое движение - неформальная общность людей, имеющих отношение к ролевым играм живого действия.    

•    Уфологи – люди занимающиеся деятельностью по сбору сообщений о наблюдении неопознанных летающих объектов, по установлению достоверности их, а также использующие все возможные попытки дать им объяснение (научное или же паранаучное).   

•    Толкиенисты – это читающие произведения профессора Дж. Р. Р. Толкина и изучающие работы данного автора. Термин означает то же, что и «пушкинисты» (исследователи Пушкина), «медиевисты» (исследователи Средних веков), «окулисты» (исследователи глаз).   

•    Териантропы – субкультура, участники которой считают что в них присутствует дух того или иного животного. Териантропия – это термин, который используется для обозначения трансформации человека в другую животную форму в мифологии или в качестве спиритического понятия. Слово происходит от греческого therion, означающего «дикое животное», и anthrōpos, означающее «человек»   

•    Фурри - сообщество поклонников, которое характеризуется симпатией к антропоморфным животным персонажам. Антропоморфизация персонажей, принимаемая фурри-поклонниками, выражается в присвоении животным персонажам таких качеств, как человеческое сознание, мимика, деталей анатомии человека, речи, прямохождения и ношение одежды.   

•    Художники граффити – художники надписей или рисунков на стенах зданий и переходов, вагонах поездов, а также заборах и прочих вертикальных поверхностях. Иногда — форма фольклора. Считается одним из видов самовыражения молодежи. Нанесение граффити на здания и сооружения без разрешения владельцев этих объектов трактуется в уголовном праве многих стран как вандализм. В некоторых странах Европы, чтобы рисовать граффити, нужно получить лицензию.

 
 
Источник: http://www.teen.spb.edu.ru/article.php?nom=214&st=5

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Категория: Субкультуры | Добавил: Cel (07.06.2010) | Автор: Пылаева Евгения


 

Субкультура

Субкульту́ра (подкульту́ра, лат. sub — под, + культура) в социологии и культурологии — часть общественной культуры, отличающаяся отпреобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей — носителей субкультуры. «Контркультура» также является субкультурой, но не просто отличается от традиционной культуры, а противоречит её ценностям, находится с ней в конфликте.[1]

Характеристики

 

Субкультура может  отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Более узким понятием, близким к субкультуре, но не подменяющим  её, является фэндом (англ. fandom — фанатство) — сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и слэнг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты. Однако большинство фэндомов не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса.

Также с понятием субкультуры иногда путают понятие хобби — увлечения человека каким-либо занятием (см. геймеры, хакеры и т. п.). Сообщества людей с общим хобби могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах).

Субкультуры в СССР

 

В СССР молодёжные субкультуры  протестного и экстремального характера  в целом были малоразвиты и  имели крайне узкий круг адептов; широкое распространение имели субкультуры активно-созидательного, романтического и альтруистического направления[источник?]. Причиной этого была низкая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура и отсев протестного и негативного материала[источник?]. В то же время косность официальной власти и идеологии приводила к возникновению протестных настроений также и в субкультурах позитивной направленности[источник?].

Музыкальные

Готесса

Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки:

  • Готы — поклонники готик-рока и готик-метала
  • Джанглисты — поклонники джангла и драм энд бейса
  • Металисты — поклонники хэви-метал и его разновидностей
  • Панки — поклонники панк-рока
  • Растаманы — поклонники регги (см. также Растафарианство)
  • Риветхеды — поклонники музыки в стиле индастриал
  • Рэйверы — поклонники рэйва, танцевальной музыки и дискотек
  • Рэперы — поклонники рэпа и хип-хопа
  • Традиционные скинхеды — любители ска и регги
  • Эмо — поклонники эмо и пост-хардкора

По другим увлечениям

  • Отаку — поклонники аниме (японской мультипликации)
  • Падонки — использующие жаргон падонков
  • Ролевики — поклонники ролевых игр
  • Байкеры — любители мотоциклов
  • Фурри — поклонники антропоморфных существ

Отаку в стилистике Visual Key

Имиджевые

Субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению:

  • Visual kei
  • Кибер-готы
  • Моды
  • Нудисты
  • Стиляги
  • Тедди-бои
  • Милитари
  • Фрики

Политические и мировоззренческие

Наци-Скинхэд

Субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям:

  • Анархо-панки
  • Антифа
  • RASH-скинхеды(редскины)
  • SHARP-скинхеды
  • НС-скинхеды
  • Битники
  • Неформалы
  • Нью-Эйдж
  • Стрейт-эджеры
  • Хиппи
  • Яппи

Хулиганские

Субкультуры хулиганов. Их выделение часто оспаривается, и далеко не все, причисляемые к ним, сами относят себя к ним:

  • Руд-бои
  • Гопники
  • Любера
  • Ультрас — высокоорганизованные, очень активные члены фан-клубов
  • Футбольные хулиганы
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Категория: Субкультуры | Добавил: balobas (28.04.2009)


 

http://balobas.at.ua/publ/3-1-0-102

Субкультуры в культуре

Субкультура, как любая  культура, является динамической системой, изменения которой на каждом новом  временном отрезке, фиксированные  во внешних проявлениях, отражают способность  данной системы, с одной стороны, соответственно реагировать на внешние  и внутренние процессы, а, с другой, – адаптироваться к меняющимся внешним  и внутренним условиям своего существования. Стало быть, именно необходимость  адаптации субкультуры к объективным  изменениям во внешней и внутренней ситуации, не всегда осознаваемой не только обществом, но и субкультурной «молодежью», является движущей силой наблюдаемой динамики феномена молодежной субкультуры. 
Сформировав свою собственную систему норм, ценностей, смыслов, артефактов, и техник, субкультура выстраивает свою «скелетную структуру», о которой речь пойдет подробнее в следующем разделе. Достаточно будет сказать, что составляющие скелетной структуры субкультуры подверглись такой степени маргинализации (под маргинализацией понимается придание какому-либо артефакту пограничного статуса, выявление, раскрытие и реализация его различных релевантных и нерелевантных смыслов и функций), что они впоследствии не могут быть адаптированы основной культурой, а являются «источником жизненной силы» данной конкретной субкультуры. 
Скелетные структуры хоть и в достаточной степени статичны, они также и историчны, поскольку субкультуры развиваются, находясь в постоянном взаимодействии с основной культурой, однако самое важное здесь то, что степень этого взаимодействия изменяется, изменяется его мощность, направление и «площадь» - это рождает различные варианты взаимодействия культуры и субкультур. Можно сказать, что возможны крайние проявления такого взаимодействия, например, отделение представителей субкультуры и уход в малозаселенные области. При отсутствии всяких контактов с основной культурой, субкультура теряет свою приставку «суб», поскольку находится в статусе субкультуры означает соотносится с основной культурой, по отношению к которой данная приставка «суб» адекватна. 
Историчность скелетных структур, необходимость противопоставления основной культуре, а также возможность различных степеней, мощностей и направлений взаимодействия субкультуры и основной культуры даёт право говорить о различных вариантах этого взаимодействия. 
Лечение детей 
Таким образом, первым этапом взаимодействия субкультуры и основной культуры будет формирование скелетной структуры, происходящее на основании маргинализации культурных артефактов, смыслов, норм, ценностей и техник тех сфер культуры, на основе которых формируется конкретная субкультура. На этом этапе все вышеперечисленные объекты, достигшие пределов интерпретации, ставшие объектами узкой специализации или достигшие граничной степени канонизации, становятся предметами переинтерпретации в том поле, которое впоследствии станет субкультурой. Это поле составляют либо субъекты профессиональной деятельности, либо причастные к той или иной сфере деятельности, которая подверглась определенной степени канонизации. Те объекты, которые подверглись наибольшей степени маргинализации, составляют будущую скелетную структуру. 

Информация о работе О субкультурах