Нтичные Города-Государства Северного Причерноморья

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:00, доклад

Описание работы

Античные города-государства, начали создаваться в VII в. до н.э. в Крыму и Северном Причерноморье греками-колонистами. На территории современной Украины они просуществовали около тысячи лет. Причины их появления были разные. Первыми поселились здесь греки-пираты, они торговали рабами и грабили купеческие корабли.

Работа содержит 1 файл

Античные Города.docx

— 26.33 Кб (Скачать)

 

Античные Города-Государства  Северного Причерноморья

 

Античные города-государства, начали создаваться в VII в. до н.э. в Крыму и Северном Причерноморье греками-колонистами. На территории современной Украины они просуществовали около тысячи лет. Причины их появления были разные. Первыми поселились здесь греки-пираты, они торговали рабами и грабили купеческие корабли. Их поселения были временными, наезжали они к ним периодически. В VI в. до н. н.э., когда население в Греции возросло, а пахотной земли осталось мало, началось затруднение с продуктами. В поисках земли часть населения покидала родину, и найдя свободные плодородные территории, основывала там поселения. Но связей с родным городом-матерью (метрополис) не разрывала.

Колонизация началась в V в. до н. э. В это время шли войны с Персией, а затем междоусобные войны между греческими государствами. В самих городах шла борьба между аристократами и демосом. Побежденые, или люди, которые не хотели участвовать в этих кровавых схватках, покидали родные места и переселялись за море. Возникали колонии. Постепенно они превращались в города-государства. Осваивали новые земли представители всех слоев населения Эллады. Местных жителей они называли "варварами".

В подавляющем большинстве переселенцы  были выходцами из малоазийского  города Милета, Галикарнаса, Пергама. Первые поселения милетские колонисты создали в Придунайщине и на острове Березань, назвав его Борисфенида. Но они не развились в сильные государства. Вслед возникли те колонии, которые со временем превратились в крепкие города-государства (полисы). Наибольшего развития достигли Тира (недалеко от современного Белгорода-Днестровского), Ольвия ("счастливая", на Бузькомулимани), Пантикапей ("рыбий путь", на месте современной Керчи). Город Херсонес ("полуостров", в пределах современного Севастополя) основали выходцы дорийской колонии Гераклеи Понтийской.

Черное море, которое дало им приют, греки назвали Понт Эвксинский, то есть гостеприимное море. Греческая колонизация имела важное значение в истории Украины. Через греков-колонистов праукраинские племена, жившие севернее, приобщались к достижениям античной цивилизации.

Жители городов-государств, как  и в Греции, занимались земледелием, скотоводством, виноградарством, садоводством. Они были смелыми рыбаками, талантливыми ремесленниками, предприимчивыми купцами. Трудом как свободных граждан, так и многочисленных рабов колонисты сооружали жилые дома, крепкие оборонительные стены, крепости - акрополе, хозяйственные постройки и великолепные храмы.

 В Херсонесе, Ольвии и Пантикапее построили театры и спортивные школы-гимназии. Греческие Мастера керамики изготовляли прекрасные амфоры, пифосы, вазы, бытовая посуда. Они были ловкими художниками по изготовлению металлических предметов, оружия, а также талантливыми ювелирами. Их изделия из серебра и золота стали шедеврами.

Колонисты выступали посредниками в торговле Эллады со скифами , сарматами и другими племенами. Из Греции они вывозили изделия ремесла, вино, оружие, масло. В Грецию везли рыбу, меха, рабов, хлеба. Важную роль в жизни колонистов играл рыбный промысел. Рыбу ели сами и вывозили в Грецию. В Херсонесе найдены большие цистерны для ее соления.

По городам лежали возделанные  поля и пастбища для коров, коз, овец, свиней, лошадей. Центром каждого города была агора - торговая площадь. Чеканились собственные деньги - монеты из меди, бронзы, серебра, золота. Ольвия изготовляла деньги для скифских и сарматских царей. Города имели мощеные улицы, канализацию, водопровод. За городскими стенами располагалось "город мертвых" (некрополь) - городское кладбище. Постепенно появлялись выселки, формировавших сельскохозяйственную округу - хору.

Греческие колонии были полисами, то есть городами-государствами - замкнутыми общественно-политическими организациями. Переселенцы приносили на новоосвоенные земли те порядки, существовавшие в их метрополии, прежде рабовладение, политическую систему. Ольвия и Херсонес развивались как демократические республики, Пантикапей - как аристократическая (до образования Боспорского царства ). Итак, это была западная, античная модель сословно-классового общества, где над лицом и его собственностью стояла верховная власть и государственная собственность. Но она не была монополизирована бюрократическим государством, как на Востоке или в Римской и Византийской империях, а функционировала в виде государственно-общественных органов самоуправления.

Как и на родине, колонисты поклонялись  олимпийским богам: Зевсу, Посейдону, Афине, Артемиде, Дионису и другим. Выходцы из Милета почитали Аполлона - покровителя этого города. Величественные храмы Аполлона стояли в центре Ольвии и Пантикапей. В начале нашей эры, в III веке, в Пантикапее появляются первые христиане. Колонисты принимали участие и в Олимпийских играх, а Ольвия устраивала у себя спортивные соревнования в честь Ахилла - Ахиллеи.

Разговорным и письменным был греческий язык. Местные ученые писали ею произведения по истории, философии, географии, медицины. В IV в. до н. е. в Ольвии побывал "отец истории" - Геродот. В Пантикапее жил философ Смикра. Выходцем из Ольвии был греческий философ Бион, который сказал про одного жадного афинянина: "He он владеет богатством, а богатство владеет им". В этом же городе жил философ Анахарсис. Его отцом был скиф, матерью - гречанка. Анахарсиса, а также царя скила скифы осудили к смертной казни за измену скифским обычаям и увлечения греческой культурой.

Полководец ,Александра Македонского ,Зопирион хотел завоевать Ольвию, но с помощью скифов ольвиополиты отстояли независимость.

На первом этапе существования (VII-I века до н.э.) города-государства  оставались независимыми образованиями, а на втором (I век до н.э. - III век  н.э.) - были покорены Римом. В IV в. н. э  прекратила существование Ольвия, а уцелевший Херсонес (Корсунь) отошел к Византийской империи. В XV в. его основания разрушили монголо-татары из Золотой Орды. Та же участь постигла Пантикапей и Феодосию.

Общественное устройство. По общественным строем полисы были сословно-классовым обществом, союзом председателей и владельцев отдельных хозяйств, основанных на рабовладении. Античные социумы отличались четким расслоением на господствующую верхушку - судовладельцы, купцы, ростовщики, землевладельцы и владельцы магазинов и мастерских, на свободных граждан - ремесленники, земледельцы, торговцы; и невольников - рабов, состав которых пополнялся пленными, детьми рабов, проданными в рабство. Своеобразное место в обществе занимали иностранцы (тику) и гетеры (женщины легкого поведения), которые не принадлежали ни к одной из групп.

Античное общество строилось на специфической форме собственности (прежде земельном) как своеобразной совладения гражданина и общества в  форме общины, как сочетание индивидуальной свободы и общественного суверенитета. Это еще не была частная собственность в ее позднем, буржуазном виде, и не новоевропейское гражданское общество частных собственников. Социальные отношения между гражданами строились по принципу равноправных взаимоотношений людей, пo вертикали, которая сходит с высоты власти к отдельным исполнителям царских указов, что характерно для деспотической формы правления. Привилегии предоставлялись по праву рождения только гражданам города - грек оставался гражданином этого города, к которому принадлежали его родители. Женщины считались свободными, но политических прав не имели. Большинство граждан были купцами, ремесленниками или земледельцами, которые зарабатывали на жизнь, а политической деятельностью занимались в свободное время. Существовали в этом отношении и другие нормы. В Херсонесе, например, рабыню отпускали на волю, если ее по обряду посвящали какому нибудь божеству. Покровителями таких рабов становились храмы или религиозная община. Во время осады Ольвии войсками Македонии в 331 г. до н. э. городской совет освободил рабов и предоставила им право гражданства.

Государственный строй. До II в. до н. е. в полисах возобладали демократические принципы, согласно которым решающая роль принадлежала демоса (народа - гражданам города), а все институты государства, включая высшим властным органом - народным собранием - преимущественно отстаивали Интересы полноправных граждан. Однако уже с I в. до н. э основные должности и фактическое управление полисами попали в руки небольшой группы аристократических семей, и демократическую форму правления заменила аристократическая. Однако в начале Ольвия, Тира, Херсонес и ряд других полисов развивались как рабовладельческие демократические республики, законодательная власть в которых принадлежала народу - демоса, который выбирал правительственных лиц. Рабы, женщины и иностранцы не имели права гражданства. Все же граждане клялись в верность городу и его законам. Камень с текстом такой присяги найдены в Херсонесе.

Другим законодательным органом  власти в городах считались народные собрания, которые назывались еклесия. В них принимали участие все свободные граждане - мужчины, которым исполнилось 25 лет. Народное собрание принимали декреты и постановления относительно внутренней и внешней политики, выбирали должностных лиц, рассматривали вопросы в области морской торговли, принятие в гражданство, нормирования денежной системы, заключения внешнеполитических соглашений, увольнения иностранных купцов от уплаты пошлины урегулирования правоотношений граждан с полисом.

Постоянно действующим органом  исполнительной власти был совет  города (буле), которую избирали народные собрания в год, во главе с председателем и его секретарем. В состав совета входили суд присяжных и главный жрец - базилевс, ведавший религиозными культами. Совещании готовились проекты решения народного собрания, проверялись кандидаты на выборные должности, контролировалась деятельность должностных лиц, проходило награждение граждан, имевших заслуги, принимались пожертвования богачей в городскую казну и бесплатное обеспечение ими города хлебом в неурожайные годы. В Ольвии такие граждане получали почетный декрет и награждались золотым венком или установкой статуи.

Подобно почитали также иностранцев  за предоставленные значительные услуги полиса. В частности, они получали торговые привилегии и право гражданства. Отраслевыми ведомствами были магистратуры (финансовая, военная, торговая и т.п.) или магистраты (должностные лица). Руководила ими коллегия архонтов (5-6 человек) во главе с первым архонтом, которая созвала еклесию. Среди чиновников упоминаются также базилевсы (жрецы), стратеги (военачальники), демиурги (судьи), коллегия Продик (юристов), номофилаков (администраторы).

Право. Ведущими отраслями права можно считать гражданское (право собственности, владения), обязательственное, семейно брачное, уголовное. Источниками права служили правовой обычай, декреты (законы) народного собрания, совета города, распоряжение (псефизмы) коллегии, магистратур. Закон и обычай часто отождествлялись, и лишь в конце V в. до н. н.э. стали отдавать приоритет законам. Однако, принимая нормативные акты, органы государственной власти не могли не считаться с обычаями и традициями местных племен. В свою очередь, обычаи и законы вытекали из принципа широкой право-и дееспособности граждан.

Чаще регламентировались право  собственности, право владения, обязательственное  право, личные отношения между гражданами и отношения в семье. Нормы  права защищали государственную  и частную собственность на землю, вещи, скот, движимое и недвижимое имущество, лицо, рабов. Тяжелейшими считались  преступления против государства: заговор  с целью свержения демократического строя или попытка его ликвидации, разглашение государственной тайны, государственная измена; преступления против собственности, посягательство на жизнь, честь и достоинство. Они  обычно карались смертью. За другие правонарушения применялись конфискация имущества, казни на теле, штрафы.

Судебные функции в полисах  исполняли народные собрания, совет  города, магистратуры, коллегии, члены  правительства. В судопроизводстве принимали участие судьи, обвиняемые, свидетели, истцы, ответчики. Суды использовались как институт обеспечения народного  контроля как над должностными лицами, так и над самими законами. Судебный процесс имел состязательный характер: истец и ответчик сами защищались, приводили доказательства, приводили свидетелей. Системы апелляций и кассаций не существовало, вердикт выносился голосованием. Суд ограничивался голосованием, сначала о наличии вины, а потом, если ее доказано, относительно вынесения вердикта после того, как одна из сторон не предложила справедливого, по ее мнению, решения.


Информация о работе Нтичные Города-Государства Северного Причерноморья