Нравственное сознание социального работника, его структура, степень выраженности, формирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:47, доклад

Описание работы

Фундамент личности социального работника, на котором строятся его личностные качества, составляет ее нравственность.
Нравственные качества социального работника неразрывно связаны с этическими ценностями социальной работы: человеческое достоинство и толерантность; социальная справедливость и гуманизм; компетентность; социальная активность и гибкость. Нравственность (фундамент личности социального работника) - внутреннее, духовно-интеллектуальное качество человека, определяющее его возможность поступать в соответствии с законами этики и морали, диктующими потребность творить людям добро, приносить благо.

Работа содержит 1 файл

Нравственное сознание соц.работника.doc

— 35.50 Кб (Скачать)

Нравственное сознание социального работника, его структура,

степень выраженности, формирование.

 

Этические отношения в социальной работе.

 Фундамент  личности социального работника,  на котором строятся его личностные  качества, составляет ее нравственность.

 Нравственные  качества социального работника  неразрывно связаны с этическими  ценностями социальной работы: человеческое  достоинство и толерантность;  социальная справедливость и  гуманизм; компетентность; социальная  активность и гибкость.

 Нравственность (фундамент личности социального работника) - внутреннее, духовно-интеллектуальное качество человека, определяющее его возможность поступать в соответствии с законами этики и морали, диктующими потребность творить людям добро, приносить благо.

 Нравственность социального работника обеспечивается нравственным сознанием, структура которого включает: нравственные знания, нравственные убеждения и нравственную потребность.

 Нравственное  сознание, вытекающие из убеждений,  позволяет обеспечить нравственно-этический  самоконтроль за этичностью социального действия в повседневной социальной работе. Но нравственное сознание базируется на основе нравственного знания.

 Нравственные  знания - комплекс знаний об этике,  нравственности, действующих в обществе, обеспечивающих нравственно-этические устои общества.

 Нравственные  знания формируются в процессе  изучения как общей этики, так  и профессиональной, что позволяет  освоить необходимые этические  правила, используемые в повседневной  работе. Такими правилами являются, например, известный Кантовский императив, где благом признается то, что составляет благо для большинства. Широко распространено Золотое правило нравственности.

 Однако  в информационный век иметь  знания еще не означает пользоваться  ими. В обществе широко распространены понятия - двойная мораль, двойной стандарт, двойное дно, двойное лицо и пр.

 Поэтому  вторым элементом в структуре  нравственного сознания являются  нравственные убеждения.

 Нравственные  убеждения - внутренняя убежденность  в необходимости и правильности  действующих в обществе норм морали, которая приобретается в процессе теоретического изучения этических законов и приобретения практического этического опыта в процессе жизни в аналогичной этической среде.

 Нравственные  убеждения являются, можно сказать,  второй ступенью нравственного сознания, если знание принять за первую ступень. Здесь проявляется теоретическая и практическая подготовленность специалиста к использованию нравственного знания в практической работе. Однако даже нравственные убеждения не являются гарантией того, что как раз в соответствии с ними будет поступать конкретный специалист. Если он имеет нравственные убеждения, но располагает в ряду ценностей впереди этих убеждений другие, например, чисто материального прагматизма, последние окажутся более значимыми.

 Избежать  подобных нравственных отступлений  в обществе можно через третью, высшую ступень нравственного  сознания - нравственную потребность  в этическом действии.

 Нравственная  потребность в этическом действии - наличие внутренней, подсознательной  потребности действовать в соответствии  с этическими нормами, сформированными  на основе нравственного знания  и убеждения. На этой, высшей  ступени нравственного сознания человек, не задумываясь, поступает этично. Только в этом случае он чувствует себя в комфортных условиях в процессе своей деятельности. Без нравственного деяния человек с этической потребностью не может спокойно жить. Если специалист как личность оказывается в условиях давления внешних обстоятельств, вынуждающих поступать не в соответствии с нравственным убеждением и нравственной потребностью, он неизбежно вступает в видимый или невидимый конфликт с этими обстоятельствами. Именно эти люди активно защищают нравственные устои общества. Их убеждения и потребность являются той трудноуловимой, но невероятно значимой энергетической силой нравственности, которая дает силы и вдохновение для активных действий по защите нравственности, именно они выводят общество из нравственного тупика.

  Таким  образом, формирование нравственного  сознания в этапах (или фазах)  знания, убеждения, потребности в  действии являются важнейшими  этапами формирования этически  зрелого специалиста по социальной  работе. Наличие именно таких специалистов создает предпосылки для формирования нравственности в обществе через воздействие на клиентов, образование населения и разработку нормативных и законодательных документов социальной защиты населения на основе истинных, долговременно действующих нравственных ценностей.

 Этическое  сознание специалиста по социальной  работе не формируется быстро, легко, без усилий. Этическое сознание  социального работника - отражение  его социального бытия и деятельности, возникающее и совершенствующееся  в процессе профессиональной деятельности.

   Этические  отношения в социальной работе - совокупность зависимостей и  связей, возникающих в процессе  профессиональной этической деятельности. Они заключаются в достижении  общественного и личного блага  путем трансформации в системе "человек - среда", вызываемой социальными услугами.


Информация о работе Нравственное сознание социального работника, его структура, степень выраженности, формирование