Новый номадизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 09:09, реферат

Описание работы

Кочевничество, номадизм, особая форма хозяйственной деятельности и связанного с ней образа жизни. Термин «Кочевничество» в основном применяется к образу жизни скотоводов аридной (засушливой) зоны, но иногда употребляется и по отношению к более архаическим хозяйственно-культурным типам бродячих охотников и собирателей.Кочевничество возникло в ходе общественного разделения труда, при выделении скотоводства в самостоятельный вид хозяйства.
Данное определение приведено из БСЭ, только для того, что бы потом можно было провести аналогии с современным кочевничеством (номадизмом) именно в значении кочующий.
Целью данной работы является изучение нового номадизма, как явления постиндустриального общества.

Работа содержит 1 файл

новый номадизм.doc

— 58.00 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ

                                       Калинина Ирина Аркадьевна

НОВЫЙ НОМАДИЗМ

Реферат по парадоксам развития российского общества студентки 

4-го курса  очной формы обучения 

Руководитель:

Доктор философских наук, профессор 

Тощенко Ж.Т.

                                  

Москва  2012

Оглавление

 

Введение

Людей, ведущих «транснациональный» образ жизни сегодня становится все больше, особенно в наиболее экономически развитых странах. Среди них много тех, кого можно отнести к «деловой элите» и «клубу интеллектуалов», но много и самых обыкновенных обывателей, чьи финансовые возможности позволяют путешествовать. Или, наоборот, недостаток этих возможностей провоцирует постоянные переезды в поисках работы.

Постоянная мобильность  коренным образом меняет образ жизни  людей, ставит под сомнение сам факт устойчивой культурной и национальной идентичности личности, заставляет переосмыслить  традиционные представления о «родной земле», «отечестве».

Кочевничество, номадизм, особая форма хозяйственной деятельности и связанного с ней образа жизни. Термин «Кочевничество» в основном применяется к образу жизни скотоводов аридной (засушливой) зоны, но иногда употребляется и по отношению к более архаическим хозяйственно-культурным типам бродячих охотников и собирателей. 1

Кочевничество возникло в ходе общественного разделения труда, при выделении скотоводства в самостоятельный вид хозяйства.

Но рассматривать подробным  образом кочевничество, т. е. номадизм в его архаическом значении мы не будем.

Данное определение  приведено из БСЭ, только для того, что бы потом можно было провести аналогии с современным кочевничеством (номадизмом) именно в значении кочующий.

Целью данной работы является изучение нового номадизма, как явления постиндустриального общества.

Новый номадизм современного общества

И так, что же такое современный номадизм и как современный человек может кочевать?

Вопрос «как?» в транспортном контексте здесь менее значим, но более значим вопрос «как?» через вопросы «с помощью чего?» в коммуникативном контексте и «на что?» в контексте материально-денежного обеспечения современного кочевника.

С помощью чего, с помощью каких средств, не будучи привязанным к определенной географической точке, в XXI столетии человек может поддерживать необходимые ему коммуникативные связи, влияя на других людей, удаленных от него на неопределенное расстояние?

Очевидно, что с появлением мобильного телефона, а так же портативных  вычислительных машин, таких, как ноутбук  и КПК (карманный персональный компьютер) человек может не просто поддерживать связь с людьми, но и влиять на людей, где бы они не были при наличии условий работоспособности беспроводных сетей.

Иногда самые значительные изменения в обществе труднее  всего разглядеть - именно потому, что они прячутся в повседневности.2 Возможно, так и обстоит дело с технологиями беспроводных коммуникаций. Нечто, что люди считают просто новой технологией, постепенно начинает разительно менять нашу жизнь, культуру, политику, города, работу и даже супружеские отношения.

В частности, оно вносит в нашу жизнь древнюю идею в  новом проявлении - кочевой образ  жизни.

Предсказывать будущее - занятие рискованное, и надо признать, что большинство самых спорных  моментов, касающихся мобильной связи, в наше время лежит в области технологии или регулирования - пропускная способность, использование частот и т. д.

Каков же будет от этого социальный эффект.

Во-первых, перспективы  широкого распространения технологий ясны: будут появляться все более  высокоскоростные сети сотовой связи, будет все больше точек доступа Wi-Fi и все больше устройств для выхода в эти сети.

Во-вторых, уже заметны  перемены в обществе: родители, лежа на пляже, машут рукой детям, украдкой набирая сообщения на своих смартфонах; предприниматели начинают понимать, что им в принципе не нужен офис (если нужно что-то подзарядить, вы просто идете в ближайший Starbucks); а подростки расстаются посредством текстовых сообщений. Каждый делает все больше вещей на ходу.

Древние кочевники перемещались с места на место, и им приходилось многое брать с собой (включая и продовольствие, и семьи).

Зарождающийся класс «цифровых кочевников»3 тоже перемещается, но они не берут с собой практически никакого имущества; где бы они ни были, они легко могут связаться с людьми и получить нужную информацию. И входные барьеры в это «племя» снижаются.

Для того чтобы стать «цифровым кочевником», теперь не нужно иметь колоссальный доход.

Все труднее придумать достойное  оправдание, если вы не в сети: так например, Евросоюз разрешил авиакомпаниям предлагать услуги сотовой связи во время полетов, а у нескольких перевозчиков есть Wi-Fi. Да и сами гаджеты становятся все более компактными и удобными для использования в дороге.

Сто лет назад некоторые люди считали автомобиль всего лишь «более быстрой лошадью», однако же, благодаря автомобилю возникли совершенно новые города с их окрестностями и стремительным ростом, новая культура розничной торговли (гигантские торговые центры и автозакусочные), новые виды зависимости (нефтяная) и новые угрозы здоровью (лень, ожирение).

Точно так же беспроводные технологии - это, конечно же, не только более простые в использовании  телефоны. Автомобиль разделял города на районы для работы и для проживания; беспроводные технологии, возможно, снова перемешают их, ведь все больше людей будет работать на окраинах или жить в центре.

Режим дорожного движения снова начинает меняться: на смену  часам пик в 9 утра и в 5 вечера приходят более разнообразные «цепные» циклы, когда люди в течение всего дня перемещаются между офисом, домом и другими, самыми разными местами.

Архитекторы уже перепроектируют  офисы и университеты, создавая все  более гибкие помещения для встреч и все меньше уединенных закутков для сидячей работы.

На что человек может кочевать и осуществлять свой быт, постоянно меняя место своей дислокации?

Имея при себе ноутбук, например он, может получать доход, осуществляя деятельность удаленного работника, т. е. фрилансера, находясь в любой точке Земного шара, опять же при наличии условий работоспособности беспроводных сетей и возможности беспрепятственного их использования.

Как раз наличие беспроводных сетей и их работоспособность, уже  не является проблемой, как и мобильный  телефон с ноутбуком – все  это общедоступно.

Плюс международные банковские карточки, которые позволяют иметь наличность в валюте страны пребывания.

Будет ли такая жизнь  лучше?

В чем-то да. «Цифровое  кочевничество «будет освобождать все больше работников умственного труда из офисных тюрем, описанных в комиксах про Дилберта. Но старая проблема тирании места, вероятно, сменится тиранией времени, потому что кочевники, которые «всегда на связи», слишком часто оказываются - мысленно - где угодно только не здесь (где бы ни находилось это «здесь»).

Что касается друзей и  семьи, то постоянная доступность по мобильному телефону может иметь тот же эффект, что и кочевой образ жизни: это может еще больше сблизить вас с семьей и друзьями, но впустить в этот круг кого-то со стороны может стать сложнее. Но в то же время группы людей будут сильнее изолироваться друг от друга.

Социологи обеспокоены  тем, что люди, привыкшие постоянно  общаться по e-mail или с помощью sms, лишают себя ежедневных контактов со случайными знакомыми, которые могут  сидеть рядом с ними в кафе или  в автобусе. Что же касается политики, то инструменты кочевого образа жизни, такие, как мобильные телефоны, одновременно являющиеся видеокамерами, могут улучшить мир.

Например, они превращают практически каждого в потенциального правозащитника, готового сфотографировать или снять на видео жестокость полиции. Но те же инструменты имеют и темную сторону, превращая каждого в полностью экипированного папарацци. Некоторые фитнес-клубы стали запрещать пользоваться мобильными телефонами около беговых дорожек и душевых, чтобы в один прекрасный момент их клиенты не обнаружили фотографии самих себя, в не приглядном виде, на каком-нибудь веб-сайте, который будет с радостью находить будущие поисковики Google.

Как в пустыне, так  и в городе: кочевой образ жизни  обещает все прелести новой свободы, однако грозит постоянным надзором со стороны «племени».

Заключение

Пока современный номадизм находится на стадии субкультуры. Это определенная философия Дороги с определенными целями, такими, как преодоление государственных границ независимо от наличия виз и уж тем более гражданства.

Да, это может быть романтичным, увлекательным. А если данное движение станет массовым, т. е. номадизм, как образ жизни? Ведь атрибуты современного номадизма общедоступны, как я уже писал выше. Что тогда?

Будущие кочевники – это не просто путешественники, не имеющие определенного места дислокации, но это люди, не имеющие связей с такими институтами, как государство, нация и семья.

Развитие современного номадизма может превратить будущее  человека, в жизнь существа не только не привязанного к вышеперечисленным институтам, но и к такому неотъемлемому атрибуту человека, как собственное имя.

Человека, идентифицирующегося  с помощью уникального номера, например, на его банковской карте, которая заменяет и удостоверение личности, т. е. человек-номер.

 

Список литературы

 

  1. Большая советская энциклопедия (БСЭ). 2-е издание. М.: Издательство «Советская  энциклопедия». 1949—1960
  2. Махматтов Т.А. Маргинальность в общественных трансформациях. М., 2003.
  3. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек: монография/ Ж.Т. Тощенко. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 543 с. (Серия «Magister»).
  4. Жак Аттали «Кочевники». Электронный ресурс. // http://www.neonomad.kz/styleneonomad/moda/index.php?ELEMENT_ID=2347

1 Большая советская энциклопедия (БСЭ). 2-е издание. М.: Издательство «Советская  энциклопедия». 1949—1960

2 Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек: монография/ Ж.Т. Тощенко. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 543 с. (Серия «Magister»).

3 Жак Аттали "Кочевники". Электронный ресурс. // http://www.neonomad.kz/styleneonomad/moda/index.php?ELEMENT_ID=2347




Информация о работе Новый номадизм