Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 09:09, реферат
Кочевничество, номадизм, особая форма хозяйственной деятельности и связанного с ней образа жизни. Термин «Кочевничество» в основном применяется к образу жизни скотоводов аридной (засушливой) зоны, но иногда употребляется и по отношению к более архаическим хозяйственно-культурным типам бродячих охотников и собирателей.Кочевничество возникло в ходе общественного разделения труда, при выделении скотоводства в самостоятельный вид хозяйства.
Данное определение приведено из БСЭ, только для того, что бы потом можно было провести аналогии с современным кочевничеством (номадизмом) именно в значении кочующий.
Целью данной работы является изучение нового номадизма, как явления постиндустриального общества.
Людей, ведущих «транснациональный» образ жизни сегодня становится все больше, особенно в наиболее экономически развитых странах. Среди них много тех, кого можно отнести к «деловой элите» и «клубу интеллектуалов», но много и самых обыкновенных обывателей, чьи финансовые возможности позволяют путешествовать. Или, наоборот, недостаток этих возможностей провоцирует постоянные переезды в поисках работы.
Постоянная мобильность коренным образом меняет образ жизни людей, ставит под сомнение сам факт устойчивой культурной и национальной идентичности личности, заставляет переосмыслить традиционные представления о «родной земле», «отечестве».
Кочевничество, номадизм, особая форма хозяйственной деятельности и связанного с ней образа жизни. Термин «Кочевничество» в основном применяется к образу жизни скотоводов аридной (засушливой) зоны, но иногда употребляется и по отношению к более архаическим хозяйственно-культурным типам бродячих охотников и собирателей. 1
Кочевничество возникло
в ходе общественного разделения
труда, при выделении скотоводства
в самостоятельный вид
Но рассматривать подробным образом кочевничество, т. е. номадизм в его архаическом значении мы не будем.
Данное определение приведено из БСЭ, только для того, что бы потом можно было провести аналогии с современным кочевничеством (номадизмом) именно в значении кочующий.
Целью данной работы является изучение нового номадизма, как явления постиндустриального общества.
И так, что же такое современный номадизм и как современный человек может кочевать?
Вопрос «как?» в транспортном контексте здесь менее значим, но более значим вопрос «как?» через вопросы «с помощью чего?» в коммуникативном контексте и «на что?» в контексте материально-денежного обеспечения современного кочевника.
С помощью чего, с помощью каких средств, не будучи привязанным к определенной географической точке, в XXI столетии человек может поддерживать необходимые ему коммуникативные связи, влияя на других людей, удаленных от него на неопределенное расстояние?
Очевидно, что с появлением мобильного телефона, а так же портативных вычислительных машин, таких, как ноутбук и КПК (карманный персональный компьютер) человек может не просто поддерживать связь с людьми, но и влиять на людей, где бы они не были при наличии условий работоспособности беспроводных сетей.
Иногда самые значительные изменения в обществе труднее всего разглядеть - именно потому, что они прячутся в повседневности.2 Возможно, так и обстоит дело с технологиями беспроводных коммуникаций. Нечто, что люди считают просто новой технологией, постепенно начинает разительно менять нашу жизнь, культуру, политику, города, работу и даже супружеские отношения.
В частности, оно вносит в нашу жизнь древнюю идею в новом проявлении - кочевой образ жизни.
Предсказывать будущее - занятие рискованное, и надо признать, что большинство самых спорных моментов, касающихся мобильной связи, в наше время лежит в области технологии или регулирования - пропускная способность, использование частот и т. д.
Каков же будет от этого социальный эффект.
Во-первых, перспективы широкого распространения технологий ясны: будут появляться все более высокоскоростные сети сотовой связи, будет все больше точек доступа Wi-Fi и все больше устройств для выхода в эти сети.
Во-вторых, уже заметны перемены в обществе: родители, лежа на пляже, машут рукой детям, украдкой набирая сообщения на своих смартфонах; предприниматели начинают понимать, что им в принципе не нужен офис (если нужно что-то подзарядить, вы просто идете в ближайший Starbucks); а подростки расстаются посредством текстовых сообщений. Каждый делает все больше вещей на ходу.
Древние кочевники перемещались с места на место, и им приходилось многое брать с собой (включая и продовольствие, и семьи).
Зарождающийся класс «цифровых кочевников»3 тоже перемещается, но они не берут с собой практически никакого имущества; где бы они ни были, они легко могут связаться с людьми и получить нужную информацию. И входные барьеры в это «племя» снижаются.
Для того чтобы стать «цифровым кочевником», теперь не нужно иметь колоссальный доход.
Все труднее придумать достойное оправдание, если вы не в сети: так например, Евросоюз разрешил авиакомпаниям предлагать услуги сотовой связи во время полетов, а у нескольких перевозчиков есть Wi-Fi. Да и сами гаджеты становятся все более компактными и удобными для использования в дороге.
Сто лет назад некоторые люди считали автомобиль всего лишь «более быстрой лошадью», однако же, благодаря автомобилю возникли совершенно новые города с их окрестностями и стремительным ростом, новая культура розничной торговли (гигантские торговые центры и автозакусочные), новые виды зависимости (нефтяная) и новые угрозы здоровью (лень, ожирение).
Точно так же беспроводные технологии - это, конечно же, не только более простые в использовании телефоны. Автомобиль разделял города на районы для работы и для проживания; беспроводные технологии, возможно, снова перемешают их, ведь все больше людей будет работать на окраинах или жить в центре.
Режим дорожного движения снова начинает меняться: на смену часам пик в 9 утра и в 5 вечера приходят более разнообразные «цепные» циклы, когда люди в течение всего дня перемещаются между офисом, домом и другими, самыми разными местами.
Архитекторы уже перепроектируют офисы и университеты, создавая все более гибкие помещения для встреч и все меньше уединенных закутков для сидячей работы.
На что человек может кочевать и осуществлять свой быт, постоянно меняя место своей дислокации?
Имея при себе ноутбук, например он, может получать доход, осуществляя деятельность удаленного работника, т. е. фрилансера, находясь в любой точке Земного шара, опять же при наличии условий работоспособности беспроводных сетей и возможности беспрепятственного их использования.
Как раз наличие беспроводных сетей и их работоспособность, уже не является проблемой, как и мобильный телефон с ноутбуком – все это общедоступно.
Плюс международные банковские карточки, которые позволяют иметь наличность в валюте страны пребывания.
Будет ли такая жизнь лучше?
В чем-то да. «Цифровое кочевничество «будет освобождать все больше работников умственного труда из офисных тюрем, описанных в комиксах про Дилберта. Но старая проблема тирании места, вероятно, сменится тиранией времени, потому что кочевники, которые «всегда на связи», слишком часто оказываются - мысленно - где угодно только не здесь (где бы ни находилось это «здесь»).
Что касается друзей и семьи, то постоянная доступность по мобильному телефону может иметь тот же эффект, что и кочевой образ жизни: это может еще больше сблизить вас с семьей и друзьями, но впустить в этот круг кого-то со стороны может стать сложнее. Но в то же время группы людей будут сильнее изолироваться друг от друга.
Социологи обеспокоены тем, что люди, привыкшие постоянно общаться по e-mail или с помощью sms, лишают себя ежедневных контактов со случайными знакомыми, которые могут сидеть рядом с ними в кафе или в автобусе. Что же касается политики, то инструменты кочевого образа жизни, такие, как мобильные телефоны, одновременно являющиеся видеокамерами, могут улучшить мир.
Например, они превращают
практически каждого в
Как в пустыне, так и в городе: кочевой образ жизни обещает все прелести новой свободы, однако грозит постоянным надзором со стороны «племени».
Пока современный номадизм находится на стадии субкультуры. Это определенная философия Дороги с определенными целями, такими, как преодоление государственных границ независимо от наличия виз и уж тем более гражданства.
Да, это может быть романтичным, увлекательным. А если данное движение станет массовым, т. е. номадизм, как образ жизни? Ведь атрибуты современного номадизма общедоступны, как я уже писал выше. Что тогда?
Будущие кочевники – это не просто путешественники, не имеющие определенного места дислокации, но это люди, не имеющие связей с такими институтами, как государство, нация и семья.
Развитие современного номадизма может превратить будущее человека, в жизнь существа не только не привязанного к вышеперечисленным институтам, но и к такому неотъемлемому атрибуту человека, как собственное имя.
Человека, идентифицирующегося с помощью уникального номера, например, на его банковской карте, которая заменяет и удостоверение личности, т. е. человек-номер.
1 Большая советская энциклопедия (БСЭ). 2-е издание. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1949—1960
2 Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек: монография/ Ж.Т. Тощенко. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 543 с. (Серия «Magister»).
3
Жак Аттали "Кочевники". Электронный
ресурс. // http://www.neonomad.kz/